big_04.jpg

В продолжение темы, начатой тремя интервью о музыке будущего (Алексей Козлов, DJ Spy.der и Мартин Ландерс) и продолженной изложением моего проекта интерактивного мультимедийного клуба, публикую переписку, которая произошла между мной и художницей Ольгой Кумегер на прошлой неделе.

Я написал Ольге, так как мне казалось, что она в начале 2000-х занималась темой применения терменвокса в создании интерактивных мультимедийных перформансов. Выяснилось, что действительно, один подобный перформанс она делала, хотя и в несколько ином смысле, чем я предполагал. В результате Ольга стала для меня своего рода гидом по интерактивным средам, прислав несколько ссылок на работы, в которых делалось нечто похожее и даже (в последних ссылках) действительно близкое к тому, о чем я говорил.

Здравствуйте, Ольга! Меня зовут Глеб, я главный редактор портала www.peremeny.ru
Сейчас я готовлю одну публикацию, затрагивающую тему видеоперформансов, точнее, перформансов с использованием терменвокса. Я хотел бы в ней упомянуть Вашу «Видеосинкразию» (кажется, вы использовали там терменвокс). Хотелось бы проиллюстрировать текст какими-то видеороликами с этого перформанса. Были ли у Вас какие-нибудь еще проекты, связанные с терменвоксом? Сохранились ли видеозаписи и можно ли их посмотреть в интернете?

Здравствуйте, Глеб,
действительно был перформанс с терменвоксом, но назывался он Human Interactivity
(с немецкой терменвоксисткой Барбарой Бухгольц), а «видеосинкразия» – это перформанс с танцорами, но не суть…

картинки можно посмотреть по адресу —
http://kumeger.com/human_interact/index.htm
Видео не опубликовно нигде, но есть небольшой mpg (32мб), который можно переслать, если есть необходимость.

Ольга, спасибо за ответ!
Если у Вас есть возможность переслать мне этот файл или закачать его
куда-нибудь, откуда его можно будет просматривать, это было бы очень хорошо.
Скажите, в этом перформансе Вы использовали терменвокс в качестве
контроллера для управления визуальным рядом? (подключив его к компьютеру
через миди, например?) Или же Вы просто сопровождали игру терменвоксистки
видеорядом, который технически никак не был непосредственно связан с
терменвоксом?

Боюсь разочаровать Вас, но не было никакого программного или железного посредника, который поддерживал бы интерактивность, синхрон с музыкой делался вручную (использовалось несколько видеопотоков, в том числе интерактивная компьютерная графика), поэтому перформ и назывался HUMAN Interactivity.

Но позволю себе небольшой комментарий, так как существует некое всеобщее «ожидание чуда от компьтера», что вот-вот и компьютер начнет генерить что-то синхронное с музыкой без всякого участия человека, и вроде бы программисты стараются, но все эксперименты с контроллерами, с использованием программ max jitter, resolume, arcaos и т.д., которые мне удалось наблюдать, не создают пространственно-временной композиции, они превращают любой видеоряд в виджейский фарш.

(И кстати терменвокс – не идеальный контроллер, есть большое количество систем, считывающих живой звук и через программы поддерживающих синхрон музыки и видео.)

У музыки и изображения разные законы выражения, разные языки. То же самое было с терменвоксом и движением: казалось, вот оно — чистое движение порождает звук, и даже был изобретен специальный подиум-терменвокс, считывающий движение всего тела, но оказалось, что осмысленно двигающееся тело порождает хаотичный звук, а если Вы хоть раз наблюдали за игрой на терменвоксе, чтобы породить осмысленный звук музыкант не может лишнее движение пальцем сделать…

Сожалею, если случайно расстроила какую-нибудь стройную связь теории «мультимедийного будущего» с терменвоксом, но, как Вы знаете, «истина дороже» :+)

Ольга, спасибо! Нет, Вы меня нисколько не расстроили. Тут вот в чем дело. Я согласен со всем, что Вы пишете относительно терменвокса. Но имею в виду возможность использовать его исключительно как принцип управления. На основе терменвокса можно сделать некий специальный прибор, который работал бы по принципу терменвокса, но уже не являлся бы терменвоксом в собственном смысле слова. Этот прибор должен был бы реагировать на движения человека подобно терменвоксу, но при взаимодействии с некой программной средой позволял бы управлять не только звуком, но и, например, светом, цветом, видеоизображением (которые художник может заранее подготовить и при содействии программиста настроить всю эту среду так, чтобы не возникало никаких хаотических побочных явлений). Ведь таким образом (через компьютер) можно настроить малейшие параметры (резкость возможного движения человека, его долгота, его протяженность в пространстве вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо), на которые будет реагировать прибор. И задать набор (неограниченный по сути ничем) конкретных аудиовизуальных реакций (или «не реакций») на каждый конкретный случай (движение, положение тела в пространстве). При этом нет необходимости отталкиваться от «осмысленности» движений человека. И пытаться прямо получить визуальный аналог движения (или аудио-аналог движения, как это хотели с «терпситоном»). Тут речь о том, что все данные, которые мы получим о движении человека около такого прибора, на выходе можно и нужно во всех деталях контролировать (не исключая при этом возможности импровизации, но и не подчиняясь необходимости в эту импровизацию постоянно погружаться). Я не знаю, сделаны ли такие приборы и программные среды на данный момент. Возможно, и нет. Но если нет, то их надо сделать.

И тут даже идея не в том, чтобы получить картинку-движение. Или звук-движение. И не в том, чтобы реально управлять через терменвокс звуком или светом или цветом, «играя» на нем, как на «музыкальном» инструменте. Идея — создать в человеке полную уверенность на уровне ощущений, что это ОН управляет происходящим (звуком, изображением, светом, цветом). В то время как на самом деле это на 99 процентов будет результат тщательно продуманного и кропотливо разработанного и проработанного сценария.

Собственно, об этом я сейчас делаю материал. Если интересно, пришлю вам ссылку, когда опубликую его. Если Вы не против, я бы даже в качестве постскриптума опубликовал ваше письмо и этот ответ на него.

Глеб, в принципе я не против постскриптумов, не могу не уважать изобретательские порывы (даже если это очередной аттракцион :+)).

Но, чтобы не изобретать велосипед, стоит наверное посмотреть про интерактивные системы хотя бы в Интернете. На всякий случай, пара ссылок (не про работу с изображением, а про оцифровку/анализ движения ) – то, что лежит на поверхности:
во-первых, это системы кэпчуринга (motion capturing) движения тела в 3х-мерном пространстве, они давно уже существуют на базе программ 3D графики и анимации, с помощью датчиков расположенных непосредственно на объекте движения.

Например:
http://www.youtube.com/watch?v=V0yT8mwg9nc

(Но, повторюсь, здесь всегда возникает проблема: кадр 2х-мерный и его композиция – вещь в себе, также как временнАя композиция самого фильма, компьютер в принципе не способен распознать такие конструкции, но по поводу света – цвета может быть забавно)

Есть системы отслеживания движения камерой. Здесь картинка для компьютерного анализа — 2х мерная…

http://www.frieder-weiss.de/eyecon/index.html

Надеюсь Вы найдете новый способ анализа оцифрованного движения, интересно будет почитать о Ваших изысканиях

удачи
О.К.

— Ольга, здравствуйте! Высылаю ссылку на материал, о котором я писал:
http://www.peremeny.ru/blog/1739

Как видите, датчики не подходят для реализации моей идеи, потому что датчики это слишком громоздко и сразу же напрягает посетителя, обрубает возможность для него чувствовать себя естественно и удаляет огромную часть эффекта «волшебства». Использование систем кэпчуринга превращается в итоге вот в такой американский фарс:

http://www.youtube.com/watch?v=edR1xoin6oA

Что же касается отслеживания камерой, то вот это может быть интересно и, возможно, может послужить альтернативой (или дополнением) терменвоксу в том, что я затеял. (Теперь я, скорее всего, все же займусь воплощением этой идеи.) Из тех, кто пользуется камерой, ближе всего к моему проекту некоторые из работ, которые я нашел здесь


http://www.palindrome-intermedia.de/content/01-05.html

Но это именно перформансы. А я, конечно, говорю об аттракционах, как Вы выразились. И преследую цель популяризации, коммерциализации и выведения этих технологий на уровень массовой культуры =)

Ольга Кумегер:

— Подозреваю, что те, кто делает перформы, те же подвизаются и на ниве аттракционов,
например один из основателей того же palindrome — Frieder Weiss (он же изобретатель eyecon) — http://www.frieder-weiss.de

И на этой ниве немало народу уже потрудилось,
наверное не вредно было бы посмотреть, что вообще происходит в разработках интерактивных сред.
и это то, что на поверхности:

http://www.youtube.com/watch?v=AHmcVJIkniA
http://www.youtube.com/watch?v=-qmmdGonQW4&NR=1
http://www.youtube.com/watch?v=cm2EXK9TV_I
http://www.youtube.com/watch?v=IU4ASSJmMoU&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=a-NRdyUx8Lc&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=a-NRdyUx8Lc&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=6R9624xV7JM&feature=related

еще раз удачи
О.К.

big_10.jpg

продолжение следует


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: