Интервью Романа Богословского с Вадимом Самойловым

В.Самойлов, Р.Богословский
Фото: Вадим Шеин

Идея сделать это интервью родилась у меня после нескольких лет наблюдения за тем, какие вопросы Вадиму Самойлову задают на телевидении и в других СМИ. Признаться, очень надоело из раза в раз слышать однотипные фразы о разборках и судах с братом, о соотношении песен «Агаты Кристи» и сольных номеров Вадима на концертах, о том, зачем он ездил в Сирию и на Донбасс. Мне, как человеку, который знаком с Вадимом Самойловым достаточно близко, захотелось поговорить с ним на более фундаментальные темы, которые с музыкой связаны лишь опосредованно.

Захотелось взглянуть на него немного с другой стороны. Или много? Судить читателям.

Роман Богословский: Вадим, сегодня Интернет буквально захлебывается в предложениях посетить тренинги, семинары, коуч-сессии, смысл которых заключается в том, что тебя обещают научить быть успешным, двигаться вперед, принимать нестандартные решения. Ваше мнение — человека можно научить быть деятельным, активным, целеустремленным? Или это либо есть, либо нет?

Вадим Самойлов: Считаю, что можно помочь человеку раскрыть его внутренние, еще нереализованные способности, убрав психологические блоки, которые мешают идти по жизни более уверенно. Не научить, а именно помочь. Но меня смущает вот, что: я часто вижу личностный рост и успех, но редко встречаю духовное развитие, глубокие искания. Одно без другого существовать не должно, на мой взгляд. Если накачивать себя исключительно личностным ростом и плевать на все остальное, мы получим лишь жестокую конкуренцию всех со всеми. И всепоглощающий цинизм. То есть к любому обучению обязательно должна примешиваться духовная составляющая. Мир состоит из равных между собой людей, которым лучше бы взаимодействовать на позитивных основаниях, нежели заниматься только тем, что наступать друг другу на пятки. Для меня вопрос «как заработать много денег?» менее важен, чем — как стать счастливым и сделать счастливым других?

Вы постоянно занимались и занимаетесь тем, что продвигали (и сейчас это делаете, просто чуть иначе, чем раньше) «Агату Кристи», а затем собственный сольный проект. На чем базировался и базируется каждый ваш новый шаг? Вы обычно ведете свои проекты интуитивно или разрабатываете некий четкий и детальный план?

Зарождение всех моих проектов сугубо интуитивное, в формате свободного творчества. Уже позже, когда вырисовываются какие-то конкретные очертания, конечно, нужно применять практические инструменты, как это принято в шоу-бизнесе. Но! Даже в использовании маркетингового инструментария, я все равно стараюсь двигаться, полагаясь на внутренний голос. Ведь что такое, по сути, реклама и маркетинг? Это описанные структурно и детализировано принципы вполне логичных действий, которые должны помочь продукту, в нашем случае музыкальному коллективу, стать успешным и узнаваемым. Но сегодня мы наблюдаем перекос в сторону рекламы. Поэтому и получаем сотни штампованных проектов, похожих один на другой. Понятно, что без определенных инструментов никуда, все это вещи необходимые. Но не достаточные. Внутри любого арт-продукта, должна содержаться внутренняя творческая глубина, изначальная тайна.

Вадим, после выхода книги «Агата Кристи» у меня было довольно много споров в сети и лично. И вот на какую тему: вне сомнения, ваш брат Глеб Самойлов написал огромное количество великолепных песен. Но если бы не ваши ежедневные усилия по их продвижению, они, с большой долей вероятности, остались бы где-то там, среди бобин и кустарных записей «свердловского рока второй волны». Скажите, когда и как именно вы решили, что музыка группы достойна того, чтобы попробовать ее на федеральном, так сказать, уровне? Что нужно человеку, чтобы рискнуть по крупному, когда результат не только минимально не прогнозируем, но и вообще туманен и расплывчат?

Вообще я продюсер поневоле. В первую очередь, я со-автор, со-исполнитель. Что касается моих занятий продвижением группы — на совсем ранних этапах не было рядом с нами человека, который мог бы этим заниматься. Пришлось мне.

Насчет федерального уровня — не то чтобы я понял: пора двигать на Москву! Нет. Я просто этим жил изо дня в день. И сама эта жизнь подсказывала, в какую сторону двигаться.

Вообще я никогда не брался за проекты именно с целью продвижения, не вступал в отношения «продюсер/ артист».

Если помогал кому-то, то просто по-дружески. Возвращаясь к вопросу — сомнений у меня не было. Я знал, что все произойдет, наша музыка будет услышана и страна на нее отреагирует — вот эта непоколебимая позиция меня вела, а все остальное случалось по пути следования — деньги, нужные люди, возможности. А потом пришло время, и вокруг нас стали возникать партнеры и помощники, которые, так или иначе, подсказывали, советовали, направляли.

Это уже самое начало московского периода…

Да. Наш московский период удачно начался, благодаря моим товарищам, братьям Кадушиным. (В середине и конце 90-х руководители крупной строительной компании «Росремстрой», — прим. Р.Б..) Они инвестировали какие-то средства, плюс по части медийного продвижения были людьми подкованными. В то время лично меня окончательно мотивировала на переезд в Москву работа над альбомом «Титаник» группы «Наутилус Помпилиус». Мы записывали его в Екатеринбурге, а потом в Москве совместно делали крупную концертную программу. Мои старые знакомые Владимир Месхи и Леонид Ланда тогда продюсировали «Наутилус». И они же стали первыми московскими менеджерами «Агаты Кристи», которые серьезно занялись тем, чтобы у нас появлялись клипы, чтобы они попадали в ротацию на центральные телеканалы, а песни на топовые радиостанции.

Но мы никогда не позволяли вмешиваться в творческую составляющую процесса. Все, что вовне — это пожалуйста. Все, что внутри — это только наше дело.

Резюмируем: чтобы рискнуть по крупному, нужна даже не вера, а твердая уверенность сродни той, что небо голубое, а асфальт твердый?

Именно так.

Но на этом пути встречается «слишком человеческое»… Вопрос о преодолении инертности и лени. Что делать, когда нужно решать кучу вопросов по администрированию, менеджменту, заключать договоры, ездить на переговоры, чего-то от кого-то добиваться, а элементарно не хочется? Можно ли, надо ли заставить себя «проскочить» мимо своей лени и все же делать дело, или лучше в такие моменты остановиться и переждать наплыв апатии?

Достаточно один раз упустить нечто важное в жизни, чтобы понять: нужно успевать все. Конечно, бывает и усталость, и отчаянье, когда, к примеру, в группе сложная ситуация. Но в любом случае ты понимаешь, что за тебя дела никто не сделает. И второй момент. У таких людей, как мы с вами, которые имеют непреодолимую потребность что-то писать, сочинять, внутри работает таинственный моторчик, который и не дает нам остановиться. А когда продукт творчества готов — нужно его презентовать людям. Выходит, что времени на усталость, лень и отчаяние и нет вовсе. Если же речь о создании творческого продукта, то лучше переждать. Через силу нельзя родить стоящее произведение. Что касается формальных организаторских моментов, тут просто нужно вставать и делать, используя волю. И неважно, о музыке речь или о строительстве — принцип один. Это не говорит о том, что я прямо такой идеальный, как сейчас рассказал. Жил бы так, все у меня было бы намного краше (смеется). Если серьезно, что касается «Агаты Кристи», могу себе поставить галочку: проект был представлен максимальным из возможных образов в советской и российской рок-музыке.

И с этим трудно поспорить. Вадим, сегодня в бизнес-литературе зачастую можно встретить целые главы о том, что вредные привычки — алкоголь, курение, тем более наркотики — все это очень тормозит поступательные шаги в бизнесе, творчестве, в семейных отношениях. А вот занятия спортом, медитаций, йогой, напротив, делают человека способным на все новые рывки. Что вы думаете по этому поводу?

Самое интересное, что медитация и йога тоже могут стать вредной привычкой. В чем заключается опасность? Человек может начать отгораживаться от других. Или вовсе стать отшельником. Я знавал людей, которые с головой уходили в эзотерику, становясь постепенно городскими сумасшедшими.

Высший же пилотаж занятий йогой, медитацией, другими практиками, в том, чтобы продолжать жить в миру. Есть такое понятие — «монах в миру»…

…так иногда называли Николая Гоголя.

Да, хороший пример. Что касается вредных привычек, ничего нового не скажу: если ты постоянно напиваешься и не вынимаешь сигарету изо рта — ничего хорошего ждать не приходится. Я за чувство меры и самоконтроль.

Как раз в тему вопрос: что значит для вас выражение «работа над собой»? Как лично вы над собой работаете? Какие результаты этот процесс, по-вашему, должен приносить?

Работа над собой — это постоянное узнавание, открывание себя. Когда ты приближаешься к подлинному, настоящему, то и работать над собой становится гораздо интереснее, хотя и не всегда легче. Зачастую ведь люди работают не над собой, а над тем, что им навязали, как свое — шлифуют ложный образ. Отсюда такое количество несчастных на квадратный километр. Когда по-настоящему задумываешься, почему эти, а не другие вещи у тебя получаются хорошо, то перестаешь нервничать и сосредотачиваешься на том, к чему призван. Но не обходится эта работа и без разочарований в себе.

И это тоже нормально: очарование собой есть ложь, а значит, разочарование — это просто выравнивание баланса?

Метафорически говоря, да.

Вадим, говорят, что стая копирует вожака. Известны ли вам случаи, когда кто-то из более молодых коллег пытался повторить ваш путь? «Вадим Самойлов сделал вот так и вот так, и если я сделаю так же, получу тот же результат»? И вообще проблема копирования пути — она существует? Если бы вы ходили проторенными дорогами в свое время, достигли бы того, чего достигли? Роберт Плант высказал однажды гениальную мысль: «Всегда чудесны те вещи, которых ты смог добиться, будучи молодым и глупым».

Нынешние молодые не такие, как мы. Они довольно быстро сдают позиции и попадают под влияние продюсеров, поступаясь и музыкой, и талантом, и убеждениями. Поэтому, повторюсь, что касается творчества — все это большая личная тайна, которая не продается и не покупается. А что касается каких-то приемов маркетинга — они просто необходимы. И вот эти инструменты могут быть сколь угодно штампованными, потому что есть определенные законы распространения информации — с этим не поспоришь.

Да, наверное, порой я замечал какие-то нотки или ходы, свойственные «Агате Кристи» у некоторых других исполнителей. Но ведь это никогда не шло дальше одной, двух песен. One hit band — есть такое понятие. Даже если ты, осознанно или нет, повторил бывшее до тебя, то должен иметь такую базу, такой серьезный фундамент, чтобы пойти дальше и выше копии! Это в свое время даст вызреть исконно твоему, сокровенному, единственному.

"Агата Кристи"

О результате и сверхрезультате. Есть мнение, что когда хочешь добиться хотя бы какого-то результата, выходит не очень хорошо. Но когда рассчитываешь именно на сверх-результат, то на «твердую четыре» всегда наработаешь. Так ли это в вашем случае?

Высокую цель можно ставить только тогда, когда ты сам себя адекватно оцениваешь, когда ты в ладу с самокритикой. Нельзя себя слишком идеализировать. Стремление к знанию, изучение, обдумывание своей цели без излишних эмоций и пафоса — вот что работает на результат.

Из правил Дональда Трампа: «Если хочешь стать миллиардером, сначала найди возможность одеваться, как миллиардер». Давайте переложим это на рок-музыку. Можно ли как-то продвинуться к популярности, если, еще не будучи популярным, вести себя как «звезда», одеваться, как «звезда» — и вообще всячески строить из себя «звезду»?

Это называется понты дороже денег (смеется). Тут важно найти золотую середину. Конечно, внешним видом не стоит пренебрегать, но и переусердствовать на первых порах тоже не нужно. Самое важное — никакая одежда и дорогая машина тебя не спасет, если ты сам из себя ничего не представляешь. Рано или поздно твоя несостоятельность откроется. И скорее рано.

Вы — ярко выраженный лидер, вне сомнения. И когда у вас внутри складывается некая цепочка действий, которая, по вашему мнению, приведет к результату со знаком плюс, но кто-то из подчиненных, не важно, кто именно — член группы, звуковик, световик, рекламщик, вдруг говорит: «А зачем делать вот то-то и то-то, я не понимаю»? Вы объясняете ему всю цепочку, как она выстроена именно внутри у вас, или говорите — просто делай так-то и так-то, без объяснений?

Все зависит от обстоятельств. Если это форс-мажорные моменты, я могу сказать так:

«Сделай сейчас, как я сказал, я позже тебе все объясню».

А вообще мы с коллективом много времени проводим за разговорами, планируем, обсуждаем различные аспекты творчества и прочих текущих дел.

И главное здесь — совместная мечта. Если люди смотрят в одну сторону, то усилия всех будут складываться в единый концепт даже с учетом того, что все они разные. Чего мы хотим? Куда движемся? Эти вопросы гораздо важнее, чем формальная власть в коллективе. Поэтому скажу, что нет, я не тоталитарный управленец, а вполне себе демократичный человек. Мое мнение — настоящий лидер просто должен быть примером для своей команды, а не давить и угнетать.

Пресловутая «черная полоса», некий личностный кризис — это миф или реальность? Существует два подхода: есть люди, которые воспринимают «черные полосы» именно черными полосами, и есть люди, которые считают, что, выходит, они делают в жизни нечто ошибочное, двигаются не туда, а негативные события — это попытка условных высших сил поправить их, скорректировать направление? Оба подхода верны?

Думаю, что оба подхода верны. И нужно понимать, что существуют циклы развития личности, жизни вообще. Когда происходит подъем, самое время укладывать фундамент, строить здание.

Можно продолжу? Это здание — дом, укрытие, которое позволит выжить во времена спадов. Знаете, бывает, возникает у человека иррациональное чувство вины? Он вроде ничего плохого не сделал, а чувствует себя виноватым.

Именно! Потому что когда был цикл подъема, он ничего не сделал, все прозевал. Вот тогда настигают и вина, и страх. Потому что, когда настанет та самая «черная полоса», тебя ничто не удержит от падения.

Вадим, что можете сказать о нематериальной мотивации людей? В каких случаях она необходима, и есть ли случаи, когда это лишь способ руководителя сэкономить на сотрудниках, участниках группы, на техперсонале?

Нематериальная мотивация… Это должно быть не какое-то искусственное корпоративное учение, а нечто на самом деле реальное и важное. Привожу пример: весь мой коллектив поехал вместе со мной выступать на Донбасс совершенно бесплатно, причем мы делали это несколько раз. А когда ты директор фирмы и просто ездишь сотрудникам по ушам, мол, сделать больше, чем ты делаешь — это великое благо и счастье… Нет, я против такой нематериальной мотивации. По-моему, это просто лукавство.

Последний вопрос. По какому принципу вы отбираете людей, которые с вами работают? Я имею в виду всех, всех, всех, кто, условно говоря, зависит от вас материально, кому вы даете работу. Проводите ли собеседования, собираете ли резюме, просите ли пройти тестирование?

Если брать период «Агаты Кристи», особенно начальный, то я искал партнеров более компетентных, которые добились успеха в определенных сферах деятельности — в шоу-бизнесе, в рекламе или в спонсорстве, к примеру, ведь коллектив надо было выводить на все новые уровни. Если брать ситуацию сегодня — то прежде всего важны взаимопонимание, дружба, общие цели. А профессиональные качества тех, кто делает со мной общее дело — это во вторую очередь. Всему можно научить, но быть единым целым с тобой научить невозможно, это или есть, или нет.

Интересный факт: все музыканты в моей нынешней группе — радиоинженеры по образованию, как и я сам. Тоже такой… важный скрепляющий фактор. И еще: не нужно черепаху заставлять бежать стометровку. Важно уметь расставлять людей согласно их качествам. Если человек тебе внутренне близок, но определенная работа ему не подходит, можно просто переключить его на что-то другое. Музыкальный коллектив и все, что вокруг него — это большой организм.

Здесь любому близкому по духу человеку место всегда найдется.


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: