Отец Виктор (Сметанников) | Осьминог

Продолжение цикла «Осмысление советского времени»
НАЧАЛО ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ

Покровская церковь. 1913—1915 годы

Не все здесь достоверно, есть тут и легенды, ходившие в народе. Это и к лучшему, пусть будет легендарный человек.

Отец Виктор 10-20 лет назад был настоятелем в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый храм в Новосибирске, он построен в 1895 году. Деревянный. Там больше всего ощущается чистота и святость. Еще так есть в кладбищенских храмах, особенно в храме святого Евгения на Заельцовском кладбище. В другие церкви ходят всякие разные люди, и там не так чисто.

Надеюсь, что мой дед Семен на Покровском храме поработал своими руками. Дед был плотником, на строительстве моста он работал десятником. Дед мой Семен Егорович родился в 1860 году, бабушка Екатерина Максимовна – в 1875 году. Когда началось строительство моста, они жили в переселенческом поселке Александровский. Приехали в Сибирь из европейских краев, начинать самостоятельную жизнь.

В 90-х годах храм считали воинским или казачьим. Какие там были боевые полковники, в мундирах, все в орденах, стояли всю ночь на богослужениях! И мордастые бандиты, в золоте, стояли и молились тоже. Чистые у них были лица, плохие мысли не возникали у меня. И маленьких детишек, детсадовского возраста, много бывало на всенощных бдениях. Сам Отец Виктор был офицером спецназа, воевал в Афгане, потом закончил Новосибирскую консерваторию и создал православный хор «Сибирские певчие». Не знаю, как он стал настоятелем, в те годы много таких было военных священников. Хорошее было время. Теперь таких разослали по мелким приходам, и вся атмосфера в храмах сильно изменилась.

Отец Виктор сам пел так замечательно, что слов нет. Но только молитвы. Старушки млели и таяли. И он был монашествующим настоятелем

И вот этот Отец Виктор с парашютом прыгал на Северный полюс, водрузил там крест и провел богослужение. На Южный полюс прыгнуть не удалось, тогда несколько человек с ним вместе прыгнули на законсервированную базу, и потом на вездеходе 1000 км ехали до полюса. Там он водрузил крест и провел богослужение. И на вершине какой-то знаменитой горы, типа Эвереста, водрузил крест и провел богослужение. И еще были другие подвиги. И все это он делал с благословения наших епископов (тогда не было еще у нас митрополии).

Бывал он на Северном флоте на нашей подшефной подводной лодке «Новосибирский комсомолец». Бывал и в плавании, и даже выходил из погруженного положения через торпедный аппарат. Хотя это было учебное упражнение, но все равно герой. Теперь на заводе «Севмаш» строится новейшая атомная подводная лодка, и ей присвоено имя «Новосибирск». Хочется думать, что отец Виктор причастен к этому, хотя бы задним числом.

А еще, тоже по благословению, он несколько месяцев с нашей новосибирской бригадой спецназа служил в Чечне полковым священником. Оборудовал полевой храм и так далее. Участвовал в боях вместе со всеми на равных. Насчет автомата и стрельбы не знаю. Еще со времен святого Федора Ушакова (именно им) были введены полковые священники. И они даже с морским десантом высаживались в числе первых. Без оружия, с крестом. И так было всегда далее. В этом храме, естественно, на стене икона святого Федора Ушакова.

Знаем мы, конечно, про участие священников в Отечественной войне, и про Казанскую икону на фронтах всю войну, и что Жуков всегда возил ее с собой. И про явление Богородицы над нашими войсками в Сталинграде и в Кёнигсберге тоже знаем. И что Богородица дала свои указания Сталину насчет войны через Митрополита Ливанского Илию и через святую Матрону Московскую. И он все выполнил. И что в сороковом году было во всем Союзе 150 православных приходов, а 45-м уже 22 тысячи. Можно думать, что Отец Виктор был наследником тех дел и тех времен.

Масоны церковные его терпеть не могли, и сумели состряпать какое-то обвинение. Его судили, но чем дело кончилось, не знаю. Начальство церковное отмолчалось, они ведь по большей части происходят из «ереси жидовствующих», демократы то есть. А он, как любой православный, естественно, был монархист. По поводу всех мерзостей Ветхого Завета (Торы) он мне сказал: «А ты не бери его в руки, если неприятно. И уж во всяком случае не задумывайся, не увязай. Русские люди веру Христову без книг приняли». Сам то он сомнений не имел и меня осуждал. Другие священнослужители, в других храмах, были более политизированными в своих проповедях.

Где он теперь, Отец Виктор? Храни его Господь.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новосибирске, современный вид.


Comments are closed.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ОСЬМИНОГА>>
Версия для печати