Начало здесь. Предыдущее здесь.

Текущие дела и первые успехи княжения Игоря

Великий князь Игорь должен был своевременно позаботиться о наследниках. У него, как сообщает Иоакимовская летопись, было несколько жен. Но долго не было детей мужского пола. Поэтому Ольга (видимо, не самая старшая жена, при том простолюдинка), родившая долгожданного сына-наследника, получила статус великой княгини. Удачнее складывалась семейная жизнь у Олега Игоревича. У него раньше, чем у старшего брата, появились сыновья, рожденные от брака с Предславой (она, судя по имени, была представительницей какого-то славянского княжеского рода).

К середине тридцатых годов X в. великокняжеская власть должным образом окрепла, а военная сила Руси достаточно умножилась для активных внешнеполитических действий. Договор Вещего Олега с Византией включал обязательство Руси оказывать военную поддержку империи, которая расплачивалась за это золотом. Во исполнение этих условий в 934-935 гг. русские корабли с воинами действовали в составе византийских эскадр у берегов Италии и Южной Франции (65). Но вскоре затем боевая сила потребовалась для решения собственных задач Русского государства, возобновившего политику экспансии, приостановленную в предыдущие годы.

В 937-840 гг. воевода Свенельд «примучил» уличей, обитавших тогда на берегах Днестра и Южного Буга. Их главный город Пересечен пал после длительной осады. Это был серьезный успех. Уличи славились воинственностью. Они успешно сопротивлялись даже Вещему Олегу. И вот теперь гордое племя покорилось воле Киева (66).

Еще одна крупная завоевательная акция была предпринята на юго-восточном направлении.

В тридцатые годы X века резко обострились отношения Хазарского каганата с Византией. Произошло это из-за событий в Алании (подчиненной тогда каганату) (67). Аланы (принявшие к тому времени христианство) попытались сбросить с себя хазарское иго, но каган подавил их выступление при помощи кочевников гузов. После этого по всей Хазарии прокатилась волна гонений на христиан, а христианская Византийская империя стала поддерживать всех врагов каганата (в котором правящая верхушка к тому времени приняла иудаизм). Идеологический конфликт отозвался, прежде всего, в подвластных хазарам городах Восточной Тавриды, населенных христианами. Но у самой Византии, чьи войска вели непрерывные бои на фронте противостояния с арабами, не было необходимых ресурсов для осуществления каких-либо антихазарских военных акций на таврическом направлении.

В таких условиях правители Руси, с явной подачи Константинополя, решились захватить хазарские владения в районе Боспора Киммерийского. Изощренные византийские политики видимо полагали, что христианам Восточной Тавриды будет легче жить под властью веротерпимых язычников-русов, чем под пятой ревностных почитателей Яхве.

Поход русской рати начался в 939 году или чуть раньше (68). Войско возглавил брат великого князя Олег Игоревич. Спустившись по Днепру на судах-однодревках, русичи далее благополучно прошли по непредсказуемым водам Понта Эвксинского вдоль побережья Тавриды. Они овладели городами на восточной оконечности полуострова. Затем войско Олега переправилось через Керченский пролив и напало на крупный портовый центр Самкерц (он же Таматарха-Тмутаракань – нынешняя Тамань). Город был взят, потому, что «там не было начальника, ребе Хашмоная», и разграблен. После этого, полководец хазарского кагана, «досточтимый Песах» будто бы освободил Самкерц (так – по данным Кембриджского анонима). Но, скорее всего, русские сами оставили этот город, чтобы не дробить силы, если они намеревались прочно закрепиться на берегах Керченского пролива. В дальнейшем могли происходить еще какие-то боевые эпизоды, но Олег Игоревич прочно держал свой таврический плацдарм вплоть до 941 года. Ему не могли серьезно угрожать хазары с таманского берега, ибо у них не было флота, и не было опыта ведения боевых действий на море. А если бы хазарское войско решилось на долгий, изнурительный сухопутный поход вокруг Азовского моря, Олег мог бы силой своего войска успешно защищать приморские города, опираясь на поддержку местного населения и властей Херсонеса.

Владея Восточной Тавридой с ее древними торговыми городами, младший внук Рюрика получил в свое распоряжение богатые источники материальных ресурсов, благодаря которым мог содержать значительную дружину. В завоеванной области он распоряжался, как самостоятельный государь, и это положение не только грело самолюбие, но и способствовало развитию самых честолюбивых устремлений, которые, однако, до поры, до времени не расходились с планами великого князя. Тем более, что по тогдашнему положению дел Олег был не просто подручником брата, но и его единственным законным наследником на великокняжеском столе.

!!! Комментарии и источники к Главе 14 смотрите здесь.

Продолжение


На Главную "Первых Рюриковичей"

Ответить

Версия для печати