Существуют математические модели долговременных прогнозов погоды. А вот есть ли аналоги, позволяющие делать цивилизационные прогнозы? Ведь такая модель — своего рода оружие, его можно использовать в политических целях. Предвидеть — значит, управлять! Знание о будущем — власть. Об этом — в тексте Александра Кашанского.



Ирина Вишневская знакомит читателей Перемен со статьёй постоянного автора журнала The New Yorker Адама Гопника из серии «Развенчание мифов». О новом взгляде на творчество Эрнеста Хемингуэя как явления американской и мировой литературы. О последних «открытиях». И не пора ли Папу Хэма переименовать в «Маму».



Литературный критик Алексей Колобродов о новом, четвёртом по счёту романе Натана Дубовицкого. Одного из самых загадочных персонажей отечественной словесности. Интерес к которому угасает обратно пропорционально увеличению количеству написанного. Удивляя публику также крайне небогатым критическим наследием.



В продолжение темы 100-летия русской революции Александр Горбатов отслеживает аналогии между скандальной историей с нашумевшим фильмом Алексея Учителя «Матильда» и реакцией современников на популярный в 1920-е годы спектакль «Заговор императрицы» Алексея Толстого и Павла Щеголева.



Публикуем небольшой цикл текстов поэта и литератора из Таллинна Василия Доквадзе. В этом цикле автор эзотерически наблюдает со стороны над происходящим в социуме, окружающей его природе и даже сверх того — в космосе нематериального мира. Жанр этих текстов можно обозначить как «эссеистика, ни к чему не привязанная».



Андрей Рудалёв о новой книге Всеволода Непогодина «Выльторъяс». Рекурсивно подражающей, вторящей и «Левиафану» Звягинцева, и быковскому «Дураку». Впитав дух советских журналов «Крокодил» и «Чаян», автор превращает неплохую, по мнению критика, задумку, в некое постперестроечное шоу в стиле киножурнала «Фитиль».



80 лет назад в Мюнхене открылся вернисаж под названием «Дегенеративное искусство». Демонстрировавший то, что считалось вырождением и еврейско-большевистским заговором, направленным против немецкого народа. Задуман «ущербный» вернисаж был в противовес Большой выставке немецкой классики. Многократно превзойдя её по популярности.



Уже три года писатель Юрий Нечипоренко ведёт свой собственный проект: беседует с людьми, которым есть что сказать о конфликте на Украине. С целью понять, каковы его истоки и как можно его потушить, какое будущее ждёт соседнюю страну. Перемены представляют разговор с Мариной Ахмедовой, известным репортёром и прозаиком, автором книг «Пляски бесов», «Уроки украинского» и др.



Начинающий политик, лауреат премии «Нонконформизм» Алина Витухновская печатается с начала девяностых. Перемены представляют по-чеховски физиологическую рецензию Натальи Рубановой на новую книгу Алины. Сложенную из разных частей, афоризмов, стихов и прозы. Которую автор собирала в течение длительного времени.



Галина Щербова об извечных онтологических вопросах. О причине нравственности. О смертной казни. И о мистической фигуре профессионального палача. «Смертная казнь — палка о двух концах, а вернее, Змей о трёх головах. Стоит отрубить одну голову, взамен вырастают три новых».



Андрей Рудалёв о детище советского культурного строительства — толстых литературных журналах. О том, почему они сейчас никому не нужны и постоянно переживают «трудные времена».



К 125-летнему юбилею ВДПО Игорь Фунт очерчивает многовековую ретроспективу больших пожаров на Руси. И непрестанную, часто проигрышную, историю борьбы с огненной стихией. От беспощадной Орды — к зарубежным новациям Петра I. Через наполеоновский пожар 1812 г. — к современности, увы, тоже пылающей. Не обходилось и без чудес…



Закончена публикация труда Александра Головкова, в котором проанализированы данные о ранней истории Новгорода. Своей задачей автор видел прояснение картины того, что происходило одиннадцать-двенадцать веков назад, когда из малого сотворилось великое. Познание тех давних событий и процессов поможет читателю сформировать четкое понимание, кто такие русские, россияне.



Ганга Мира — ученица Пападжи, великого Мастера недвойственности. А также его жена. Сейчас она тоже дает сатсанги, на которых очень сильные и бескомпромиссные указания на истину сочетаются с простотой и даже обыденностью обстановки. Глеб Давыдов встретился с ней в Индии и поговорил об этих указателях, а также о ее жизни с Пападжи.



О новом фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь» говорят меньше, чем о нашумевшем «Левиафане», однако по градусу — столь же горячо и ожесточённо. О том, что споры эти во многом надуманы, а Звягинцев бесстрастен потому, что страстным быть просто не может, — реплика постоянного автора «Перемен» Алексея Колобродова.



Андрей Рубанов долгое время занимался сценарной работой. Самые известные кинопроекты: «Викинг», «Мурка». Но дело не в этом. А в том, что почти через 5 лет молчания наконец-то выходит его новый роман «Патриот». После чего злые языки поспешили назвать Рубанова исписавшимся. Увы, до этого ещё далеко, — считает рецензент свежеизданной книги Олег Демидов.



Алексей Колобродов, автор книг «Захар» (опыт литературной биографии писателя Прилепина) и «Здравые смыслы» («настоящая литература настоящего времени»), заканчивает работу над новой книгой, посвященной культурному ландшафту 10-х годов XXI века и образу Владимира Путина на этом пёстром фоне. Приметы которого — Болотная, Майдан, Крым и Донбасс.



Александр Чанцев о плюсах и минусах новой биографии Лимонова, вышедшей на этот раз в ЖЗЛ. И почему это не совсем биография, а скорее история восторженной рецепции Эдуарда Вениаминовича и нацбольский мемуар. Однако, по мнению рецензента, книга этим и хороша.