Познание А т м а н а
(Атма-видья)*

Однажды один из преданных, выдающийся поэт Муруганар, дал Учителю лист бумаги, на котором он в стихах написал, что Самопознание, познание Себя, А т м а н а — самая лёгкая вещь, и попросил Его завершить стихотворение. Приведённые ниже пять строф — ответ Бхагавана на эту просьбу.

 
    Познание А т м а н а  — лёгкая вещь,
    Легчайшая вещь из существующих.
    Истинное Я — нечто вечно реальное
                          даже для наиболее ординарных людей,
    И плод нелли1 в руке, можно сказать,
                                         иллюзия в сравнении с Ним.

1. Истинное Я, сияющее, как Солнце, внутри Сердца,
    Реально и всепроникающе.
    ОНО обнаруживает Себя, как только уничтожена
                                                                                  ложная мысль
    И ни одной крапинки её не остается,
    Ибо эта мысль — причина появления ложных форм,
    Тела и мира,
    Которые кажутся реальными вопреки истинному Я,
    Твёрдо стоящему,
    Всегда неизменному, прочному, как Истина сама.
    Когда А т м а н сияет, то тьма рассеивается,
                                                                    несчастья исчезают
    И остаётся только Блаженство.

2. Мысль “Я — тело” есть нить,
                на которую нанизаны различные мысли,
                                                                                      словно бусы.
    Следовательно, при глубоком погружении
    С вопросом “Кто я и откуда?” мысли исчезнут,
    И осознание Я вспыхнет как “Я — Я”
    В пещере Сердца каждого искателя.
    И это — Небеса,
    Это — то Безмолвие, обитель Блаженства.
    
3. В чём польза от знания иного, нежели истинное Я?
    Что ещё остаётся познать, когда истинное Я познано?
    При осознании в себе А т м а н а —
                           самолучезарного Единого в мириадах “я” —
    Свет истинного Я ясно сияет внутри.
    Это действительно подлинное проявление Милости,
    Смерть эго
    И раскрытие Высочайшего Блаженства.
    
4. Для того чтобы путы судьбы и их следствия
                                                  были окончательно развязаны,
    А также для освобождения от круговорота
                                                                        рождения и смерти,
    Этот путь гораздо легче других,
    Поэтому сохраняйте спокойствие
                                         и храните внутреннюю Тишину —
    В речи, в мыслях, в движеньях.
    Тогда Лучезарный А т м а н откроется внутри.
    Это — Высочайший Опыт.
    Страх исчезнет.
    Это — беспредельное море
    Совершенного Блаженства!
    
5. Аннамалай!2 Трансцендентальное Единство,
    Что есть Глаз, превосходящий глаз ума,
               который познаёт зрение и другие чувства,
               которые, в свою очередь, освещают Небо
                                                                  и все другие элементы.
    Что есть Небо Духа, в котором появляется небо ума,
    Что сияет внутри Сердца,
                            совершенно свободного от любой мысли,
    И с фиксированным внутрь взглядом пребывает как ТО;
    Аннамалай, свечение лучезарного Я.
    Но Милость3 необходима больше всего.
    Поэтому будь предан истинному Я
    И придёшь к Блаженству.


* Публикуется по изданию: "Шри Рамана Махарши: Собрание произведений", Санкт-Петербург, Шри Раманашрам, “Экополис и культура”, 1999, с. 187 – 189.

1 Фрукт нелли, упоминаемый в тамильском тексте, широко произрастает в Индии, но неизвестен в Европе. Он более или менее прозрачен, а потому выражение “ясно, как плод нелли в руке” на тамили эквивалентно выражению “кристально ясно”.

2 Это имя на тамильском языке означает “непреодолимая вершина” и здесь используется для обозначения Внутреннего Я, лежащего за пределами слова и мысли.

3 Милость, приходящая от Просветлённого, или Мудреца, необходима как предварительное условие получения такого просветляющего переживания.

Om Namo Bhagavate Sri Ramanaya

НАЗАД