Саттва

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Са́ттва (санскр. सत्त्व, IAST: sattva — «существование, бытие»; «живое существо»; «суть, сущность»; «религиозная чистота»,[1] «чистый») — гуна сущности, благости, одна из трёх гун (качеств) природы в философии индуизма, в частности в философии санкхьи — одной из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Среди трёх гун — саттвы, раджаса и тамаса — саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Термин также употребляется в философии буддизма обычно в значении «живое существо»[2][3][4][5].

В философии санкхья[править | править код]

В «Санкхья-карике» саттва имеет свойства «легкой и освещающей» (С.-к.13). Аспекты буддхи (интеллекта), связанные с саттвой — дхарма, джняна, бесстрастие, успех (С.-к. 23). Также с саттвой связаны появления манаса и 10 индрий (органов чувств и действий) из ахамкары (С.-к. 26).

Саттва в философии индуизма[править | править код]

В «Бхагавад-гите», Кришна описывает саттва-гуну, как один из уровней материальной привязанности, или обусловленности:

Из них истовость (саттва), чистотою своей природы [все] озаряющая, чуждая недуга, сковывает влечением к радости и влечением к знанию, о безупречный.[6]

В Сиддха-сиддханта паддхати перечисляются следующие проявления саттвы в ментальных процессах[7]:

  • дайя — доброта или сострадание;
  • дхарма — праведность, справедливость;
  • крийя — готовность совершать благие дела;
  • бхакти — почитание или преданность;
  • шраддха — вера.

Саттвические элементы[править | править код]

Только чистые и не осквернённые элементы и пищевые продукты обладают качеством саттвы. Еда должна быть здоровой и полезной для здоровья. Саттвические элементы не должны выводить ум из равновесия. Следовательно, различные одурманивающие субстанции, такие как наркотики и алкоголь, не относятся к категории саттвических. К саттвическим также не относятся любые объекты или пища, для производства которых была причинена боль другим живым существам, так как в этом случае объект был получен с помощью насилия. Следовательно, к категории саттвы относится только вегетарианская пища, при условии, что она является свежей. Некоторые элементы, которые рассматриваются как саттвические:

  • Цветы (в особенности лотос), фрукты, или любая вегетарианская еда, пригодная для предложения божеству.
  • Дерево ниим и туласи
  • Среди животных — корова, которая олицетворяет мать. Также коровье молоко, при условии того, что корова содержится в естественных условиях, что она здорова, и что молоко было получено только после того, как её телёнок был накормлен. Если с коровой плохо обращаются, пить её молоко считается греховным действием.

Саттвические личности[править | править код]

Индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, можно узнать по его поведению и образу жизни. Действия индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, направлены на благо мира. Он постоянно занят благоприятной деятельностью, и живёт просто и целомудренно. Он мало ест, он решителен и правдив. Он никогда не использует нецензурную лексику и никого не оскорбляет. Он не чувствует зависти, ревности или похоти и свободен от алчности и эгоизма. Он никого не обманывает и не сбивает с толку. Он не допускает никакой скверны даже в своих мыслях. Он обладает хорошей памятью и способностью сосредотачиваться. Его основной интерес заключается в увеличении своих духовных знаний, он проводит большую часть своего времени в медитации и поклонении Богу. В особых случаях он совершает различные аскезы и длительную медитацию. Такие личности как правило являются долгожителями и поддерживают свое здоровье в отличном состоянии. Саттвического индивида можно также узнать по тому, что его деятельность на умственном уровне, на физическом уровне и его речь не противоречат друг другу и находятся в гармонии. На санскрите используются три слова для описания этого состояния — манаса (мысль), вача (речь), кармана (действия). В индуизме, саттвическими считаются святые, ведийские мудрецы и дэвы.

В буддизме[править | править код]

Саттва в буддизме (пали satta, тиб. sems-can) — живое существо[2][3][4][5][8][9]; «одушевленное» существо[10], обладатель разума (синоним «я» индивида)[5]. По буддийским представлениям, в безначально существующей сансаре есть шесть видов существ: боги (дэва), демоны (асура), люди (манушья), животные (тирьяка), голодные духи (прета) и обитатели ада (нарака). Хотя первые три способа существования считаются относительно благоприятными, а последние три — неблагоприятными, всем шести воплощениям свойственно в той или иной степени страдание (духкха)[11]. В некоторых источниках называются только пять «миров» (лока), асуры не выделяются как особый вид существ и причисляются либо к миру богов (дэва-лока), либо к миру духов (прета-лока)[12].

Мир богов (дэва-лока) подразделяется на три категории (дхату): боги низшей ступени, проводящие всё свое время в наслаждениях, относятся к уровню мира желания (кама-дхату); боги ступени медитативного сосредоточения (дхьяна) относятся к уровню мира форм (рупа-дхату); боги высшей ступени, погруженные в глубокое медитативное сосредоточение (самапатти), относятся к миру без формы (арупа-дхату). Все прочие миры (лока) живых существ относятся к категории мира желания (кама-дхату). Боги и обитатели ада живут очень долго, но не вечно; все типы существ в буддизме считаются смертными (см. также анитья). Дополнительным типом рождения является существо промежуточного состояния (санскр. антарабхава, тиб. бардо — «между двумя»), называемое «гандхарва» (тиб. дри-са), — форма существования после смерти до следующего рождения[13].

В основе религиозно-философской идеологии буддизма лежит принцип отрицания существования субстанциональной души — атмана брахманистских систем. На религиозно-доктринальном уровне этот принцип представлен идеологией «не-душа» (анатма; см. также анатмавада). Нет ни индивидуальной души, ни «Мировой души» — будь то имманентная или трансцендентальная субстанция. В соответствии с данным принципом, живое существо рассматривается как развернутая во времени процессуальностьпоток элементарных психофизических состояний (дхарм). Этот поток на эмпирическом уровне организуется пятью группами дхарм: группа материи, группа чувственности (приятное — неприятное — нейтральное), группа понятий, группа формирующих факторов (мотивирующие факторы и факторы, обуславливающие формативные характеристики потока), группа сознания. Все эти дхармы, классифицируемые по пяти группам (пяти скандхам), возникают в индивидуальном потоке (сантана) как реализация безначальной и всеохватывающей причинно-следственной зависимости (пратитья-самутпада)[14].

В старейших суттах Палийского канона живое существо появляется и как нечто изначальное, неизъяснимое, и как конкретный субъект различных склонностей (пали: абхинивеса; санскр.: абхинивеша) специфически религиозного характера (то есть, связанных с Путем и Освобождением). Согласно «Сутта-нипате», самым фундаментальным свойством всякого живого существа является актуальное или потенциальное обладание шестью органами чувств (пять чувств плюс ум, ментальность). Органы чувств в «Сутта-нипате» — это не только неотъемлемая часть всех живых существ, но и те относительно устойчивые элементы, которые космически соотносятся с относительной устойчивостью мира и служат его главной опорой. А шесть чувств — то, к чему мир привязывается, обретая свои «начало» и продолжение вместе со страданием, исходящим из динамизма бытия.

«В чем возникает (sampanna) мир?...

К чему привязавшись, чем мир страдает?

В шести [чувствах] возникает мир...

Итак, привязавшись к шести, шестью мир страдает.»

Сутта-нипата, 168—169.

Посредством привязанности (упадана) безразличный мир обретает свою сознательную и этическую феноменальную действительность, которая содержит возможность выбора, позволить ли феноменальному миру продолжаться или же избавиться от него вместе с его болью и страданием, отбросив все чувственные привязанности[15].

Саттву характеризует также обладание сознанием и, следовательно, способность чувствовать, переживать. Минимумом сознания живого существа является один орган чувств (например, поверхность тела как орган осязания), а максимумом сознания будет комплекс шести органов чувств с соответствующими им шестью видами сознания (шестой вид сознания — сознание ума, мано-виджняна)[16].

Ранние буддисты полагали, что бывает четыре типа рождения живых существ: рожденные из матки (обычные люди, голодные духи, животные: слоны, лошади, коровы, ослы, кабаны и прочие), из яйца (птицы), из испарений «великих элементов» (черви, насекомые), саморождающиеся (боги, обитатели ада, те, кто находятся в промежуточном состоянии между смертью и рождением, мифологические животные: наги, гаруды)[17].

Считается, что каждое живое существо обладает потенциалом достижения просветления, в некоторых школах буддизма махаяны этот потенциал называется «природа Будды».

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь / под ред. В. И. Кальянова; приложение "Грамматический очерк санскрита" А. А. Зализняка. — 3-е изд. — М.: Академический проект; Альма Матер, 2005. — С. [680] (стб. 2). — 944 с. — (Gaudeamus). — 3000 экз. — ISBN 5-8291-0498-9 (Академический проект). — ISBN 5-902766-05-2 (Альма Матер).
  2. 1 2 Пятигорский А. М. Словарь дхармических терминов // Буддийская философия мысли / пер. с англ. С. Остапенко. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — С. 373. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-389-17441-2.
  3. 1 2 Обермиллер Е. Е. Индекс русских буддийских терминов Е. Е. Обермиллера к статье "Доклад о нирване" // Буддизм России : буддийский, буддологический журнал / под ред. А. А. Терентьева, М. Н. Кожевниковой. — СПб.: Нартанг, 2002. — № 34. — С. 71.
  4. 1 2 Словарь ключевых терминов // Абсолютное и относительное в буддизме / под ред. А. Орлова, пер. с тиб. Д. Устьянцева. — М.: Ганга / Сватан, 2012. — С. 167. — 192 с. — 1200 экз. — ISBN 978-5-98882-3.
  5. 1 2 3 Донец А. М. Глоссарий // Чандракирти. Введение в Мадхьямику / под ред. В. М. Монтлевича, С. П. Нестеркина; пер. с тиб., предисловие, комментарии, глоссарий и указатели А. М. Донца. — СПб.: Евразия, 2004. — С. 453. — 464 с. — 1000 экз. — ISBN 5-8071-0165-0.
  6. Махабхарата. Книга VI. Бхишмапарва. / Пер. и комм. В. Г. Эрмана. (14.6)
  7. Горакшанатх. Сиддха-сиддханта паддхати. — шлока 1.51.
  8. Пятигорский А. М. Введение в изучение буддийской философии (девятнадцать семинаров) / под ред. К. Кобрина. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — С. 216, 225, 232, 272, 273. — 288 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-86793-546-7.
  9. Торчинов Е. А. Глава 3. Расцвет психотехники в буддизме // Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния / под ред. И. П. Сологуба. — СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1998. — С. 240, 242. — 384 с. — (Orientalia). — доп. экз. — ISBN 5-85803-078-5.
  10. Гой-лоцава Шоннупэл. Список терминов // Синяя Летопись / под науч. ред. В. М. Монтлевича; пер. с тиб. Ю. Н. Рериха, пер. с англ. О. В. Альбедиля. — СПб.: Евразия, 2001. — С. 757. — 768 с. — (Пилигрим). — ISBN 5-8071-0092-1.
  11. Мялль Э. Сансара // Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М.: Советская Энциклопедия, 1990. — С. 471. — 672 с. — 115 000 экз. — ISBN 5-85270-032-0.
  12. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие / под ред. С. В. Пахомова, пер. с англ. И. Беляева. — СПб.: Наука, 2003. — С. 72, 73. — 288 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-026855-0.
  13. Стрелков А.М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В., Рябов С. В. Первая благородная истина // Буддизм. Каноны. История. Искусство / под ред. Н. Л. Жуковской. — М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2006. — Т. 2. — С. 38-41. — 600 с. — (Ars Buddhica). — ISBN 5-287-00033-2 (серийный). — ISBN 5-287-00373-0.
  14. Островская Е. П., Рудой В. И. Введение: Категории буддийской культуры // Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша) / под ред. О. Г. Воздвиженской. — М.: Ладомир, 2001. — Т. 2. — С. 10. — 755 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86218-091-5.
  15. Пятигорский А. М. 2. Понятие живого существа в "Сутта-питаке" (п. 2.1.1.0.; п. 2.2.6.) // Буддийская философия мысли / пер. с англ. С. Остапенко. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — С. 59, 70. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-384-17441-2.
  16. Пятигорский А. М. Семинар шестнадцатый // Введение в изучение буддийской философии (девятнадцать семинаров) / под ред. К. Кобрина. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — С. 225. — 288 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-86793-546-7.
  17. Васубандху. Раздел III. Лока-нирдеша, или Учение о мире // Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме / под ред. О. Г. Воздвиженской / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. — М.: Ладомир, 2001. — Т. 2. — С. 193-194. — 755 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86218-091-5.