Олег Давыдов Версия для печати
Места силы. Двадцатое – Никандрова пустынь

В прошлый раз речь шла о Павле Обнорском, который стал духом дерева. Никандр Пустынножитель стал духом вод, питающих болота под городом Порховом Псковской области. Одно из болот в тех местах так и называется – Никандрово.

От Пскова до Порхова по прямой 74 километра

В миру отшельника звали Никоном, он родился в 1507 году в селе Виделебье. В том же селе родился еще один святой, Ефросин Псковский (ум. в 1481г.), основавший Спасо-Елизаров  монастырь (в стенах которого Филофеем была сформулирована концепция «Москва – Третий Рим»). Старший брат Никона еще в юности стал монахом, а мать постриглась, когда Никону исполнилось 17 лет. Предоставленный самому себе он отправился странствовать. Посетил Елизаров монастырь и обитель Саввы Крыпецкого (ум. в 1495 году). Потом пришел в Псков, стал учиться грамоте, штудировать духовную литературу. Но ему было тесно в городе.

Никандр Пустынножитель

В Житии Никандра сказано: «Давно слышал он об одном пустынном месте, удаленном от сел и деревень, между Псковом и Порховом, среди диких дремучих лесов и непроходимых болот, заросших мхом». Давно, «с юного возраста слышал», но не знал, где оно. И не было человека, который бы указал туда путь.

Тут явно какая-то недоговоренность. Что значит – «пустынное» и «удаленное»? Пустынных мест очень много – выбирай любое. И дело не в удаленности: от Порхова до Никандровой пустыни меньше 17 километров. Дело в том, что о том месте шел слух. Какой? Слух мог идти о том, что место это чем-то необычное. Скорее всего – запретное, табу. Когда все же нашелся человек, согласившийся проводить туда Никона, он сделал это «тайно от других» (отмечено в Житие). Чем же это место уж так необычно? Что мог Никон слышать о нем уж такого? И почему его нужно было вести туда обязательно тайно?

Никандрово место силы с высоты птичьего полета

Достаточно взглянуть на фотографию, взятую мной из той же самой брошюры, в которой содержится и Житие Никандра, чтобы понять, в чем притягательная сила этого места. Оно немного возвышается над окружающими его болотами (действительно почти непроходимыми), образуя нечто вроде маленького островка среди окружающей топи. Именно в таких местах по народным поверьям водится всякая нечисть – Леший, Болотник, Баба Яга. Избушка должна ведь опираться куриными ногами на твердую почву. Все сказочные описания путешествий на тот свет имеют реальный прототип в путешествии через болото к какому-то более-менее сухому месту, на котором живет кто-нибудь страшный. Описания демонических существ, живущих в глубине болот, сохранились даже в рационалистической литературе нового времени. Возьмите хотя бы героев «Собаки Баскервилей».

Глазной источник располагается у входа в монастырь

Я побывал в Никандровой пустыни весной, когда только-только пробились листочки, и дух оттаявшего болота кружил голову. Было сыро, свежо и тревожно. Вся болотная тварь интенсивнейшим образом спаривалась. Баба Яга под ближайшим ракитовым кустом, конечно, тоже отдавалась какому-нибудь лешему, хлюпая мокрым влагалищем. Своей бабьей трясиной. Ведь что такое болото? Бродящая биомасса, замешанная на двух стихиях, Воде и Земле, и заквашенная слюной черта. На нашей планете поначалу была одна только вода, а потом бог велел черту спуститься на дно и принести земли для творения суши. Черт исполнил, но между делом припрятал немного земли себе за щеку. Бог разбросал принесенную землю повсюду, так возникла суша. На ней стразу стали всходить растения. И во рту у черта – тоже. Бедняга не выдержал, начал плеваться разжиженной почвой с чахлой растительностью. Так появились болота, прибежище всяческой нечисти. Русская мудрость гласит: «Было б болото, а черти приложатся».

Оттаявшие болота и мост на пути к Никандрову источнику

Так вот, Никон пришел в то место, о котором так много слышал с самого детства, и поселился там. Причем поначалу никакого особенного затворничества не было, а было скорее освоение некой таинственной зоны среди болот – общедоступной, но все же запретной. Местные жители, поняв, что на болоте появился отшельник, приходили к нему, просили молитв и благословений, а он еще не был даже монахом. Просто жил в месте силы.

Но через 15 лет после вселения туда он все же решил постричься в монахи. И сделал это в Крыпецах. Постригся и вскоре вернулся на старое место. Но тут его окончательно достали посетители. Что было делать? Никандр вернулся в монастырь. А там еще хуже: беднягу сделали ответственным за хранение и выдачу монастырских припасов. Это человека-то всю жизнь упражнявшегося в бегстве от мира. Похоже на издевательство. Он немного помыкался и решил навсегда оставить общежитие. Но ушел недалеко. Поселился на острове озера Большого, километрах в пяти от Крыпецкого монастыря.

Монастырь Саввы Крыпецкого, где постригся Никандр, теперь снова действует

Тут случилась история, которую церковные деятели объясняют кознями дьявола, а проще объяснить дьявольской жадностью самих церковных. Дело в том, что Никандр, поселившись на острове, стал, как факир, привлекать к себе алчущих божественного. Это вызвало возмущение Крыпецкой братии и лично настоятеля. Отшельник, видите ли, сокращает монастырские доходы, поскольку люди тянутся к нему, а не в монастырь. Иноки потребовали, чтобы Никандр оставил их края. И он снова ушел к себе на болота. И там уже практически безвылазно прожил еще более 32-х лет.

Умер в 1581 году, когда Стефан Баторий осаждал Псков и Порхов. Причем заранее предсказал, что это произойдет во время осады, когда добраться до его пустыни будет трудно. Пришедший к месту силы крестьянин нашел пустынника мертвым и похоронил под дубом. По окончании Ливонской войны над его могилой была построена Благовещенская церковь, как и хотел преподобный. А еще через несколько лет возник монастырь. Революции и войны оставили от него лишь груду мусора. Ныне Никандрова пустынь отстраивается заново, из дерева.

Церковь в честь иконы Божьей Матери "Взыскание погибших" в Никандровой пустыни

В этой болотной обители есть четыре источника. Один из них, называемый Глазным, находится у входа в монастырь. Вода в нем слегка мутновата, окрашена торфом, с горчинкой, чудесно помогает при глазных болезнях. Еще один источник Петра и Павла устроен совершенно удивительно. Это, собственно, два разных источника рядом. Слева, если смотреть от монастыря, источник с мертвой водой: она припахивает сероводородом, и ею лечатся от многих болезней. А справа, примерно в двух метрах от первого, источник с живой водой, очень вкусной и тоже полезной. Монахи пьют именно ее. И когда я попытался напиться из левого источника, они за меня просто испугались, сказали, что здоровому человеку эту воду нельзя даже пробовать. Чуть дальше в лесу – самый главный источник тех мест, Никандров. Над ним часовня с иконами, там молятся. И наконец, в трех километрах от монастыря еще есть источник, названный в честь преподобного Александра Свирского, который являлся Никандру в видениях, когда тому было плохо.

Никандров источник

А плохо Никандру бывало не раз. В конце концов, жизнь Робинзона трудна, опасна, а подчас невыносимо горька. Тут тебе и лихие люди, и дикие звери, и болезни, и бесы, и просто проблемы, связанные с тем, что ты иной, не такой, как другие. Вот был случай, когда Никандр шел из Крыпецкого монастыря к себе на болото и остановился в селе Локоть на ночь у какого-то крестьянина. Мужик предложил угощение, но Никандр постился и потому отказался. Этот отказ насторожил поселянина, он решил, что раз странник брезгует его хлебом-солью, то, значит, он какой-нибудь проходимец. Позвал сельчан, и они жестоко отмудохали святого человека. Бесовское наваждение? Священная виктимность? Ну, в общем, и то, и другое. Но главное – третье: он был иной, непохожий. Не только на этих крестьян, но и на человека вообще. Он был водным духом, застигнутым темными людьми на пути из озера Большого в озеро Демон (этимология этого слова не демоническая). Мужик носом почуял, что это уже не совсем человек, что этот прохожий утратил субстанциональность.

Вдали за деревьями груда мусора оставшаяся от старого Никандрова монастыря

У Никандра болели ноги. Как-то раз, уже ближе к концу своей жизни, он сказал одному посетителю: «Много времени прежде страдал я ногами, теперь чувствую облегчение». Тот посмотрел и ужаснулся: вместо ступней и голеней голые кости без мягких покровов. Костяные ноги! Это надо понять: аскет постепенно сбрасывает тело, высыхает. Не в том смысле, что худеет, но – развеществляется. Блок в своем Болотном цикле скажет: «Этот злак, что сгорел, - не умрет. Этот куст – без истления – тощ». Так и Никандр. Годы, проведенные в болотистом месте силы, не прошли для пустынника даром. Он стал нетленным кустом, чистым духом в высохшем теле. В нем перестали видеть человека. Да он и сам вряд ли знал, как к себе относиться. Разучился быть человеком. Был вне людей, вне культуры, вне всякой религии. И в этом смысле достиг совершенства. Хотя, конечно, сохранял известные предрассудки. За 8 лет до смерти он на своих больных ногах добрался до Демянского монастыря, стоявшего при впадении речки Демянки в Шелонь, и принял схиму.

Дорога к источнику Петра и Павла. Там под одной крышей колодцы с живой и мертвой водами

Совершенно естественно то, что в рамках православной культуры человек, которому невмоготу жить среди людей и который хочет быть свободным от их условностей, становится христианским отшельником. Ибо это – готовая форма, в которую выливаются его устремления к необусловленной реальности и его личный опыт трансцендентного. Но – кто знает, что на самом деле переживал в этих болотах Никандр, замкнутый человек, бегущий от назойливых двуногих, жаждущих насытиться его энергетикой, приобретенной в отшельничестве? И кто сказал, что его опыт сводится к страху перед еврейским Богом и изобретению все более изощренных пыток для своего тела к вящей славе Господней? Те, кто передавал легенды о нем и писал его Житие? Но эти люди даже не пытались понять устремлений Никандра, а лишь подгоняли опыт преподобного под свои представления – о жизни, о Боге, о смысле подвижничества. Делали из человека ходячее назидание.

Никандрова пустынь теперь деревянная

Это, разумеется, относится не только к Никандру. Практически из любого жития можно вычитать, что цель монашества в том, чтоб понравиться Богу, а суть аскезы – пытка. Но это неправда. Цель аскезы вовсе не в том, чтобы славно помучиться, поскорее изнурить свое тело, угодить этим Богу и отправиться прямо в рай. Аскеза – лишь метод выхода из условностей общепринятой реальности. Один из множества методов. И если человек, практикуя эти методы, начинает болеть и быстро гаснет, значит – он что-то неправильно делает. А страдания сами по себе нужны только в том случае, если ты поклоняешься божеству, которое питается человеческой болью, слезами младенцев и гноем незаживающих ран. Такие боги бывают. Но от них надо бежать. Куда угодно. Лучше всего – на болото.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы
Великое индийское священное Писание в переводе Глеба Давыдова. Это эквиритмический перевод, т.е. перевод с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому он читается легко и действует мгновенно. В «Рибху Гите» содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Мы издаем "Места Силы / Шаманские экскурсы" Олега Давыдова в виде шеститомного издания, доступного в виде бумажных и электронных книг! Уже вышли в свет Первый, Второй, Третий, Четвертый и Пятый тома. Они доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Пять Гимнов Аруначале: Стихийная Гита Раманы
В книжных магазинах интернета появилась новая книга, переведенная главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это книга поэм великого мудреца 20-го столетия Раманы Махарши. Рамана написал очень мало. Всего несколько стихотворений и поэм. Однако в них содержится мудрость всей Веданты в ее практическом аспекте. Об этом, а также об особенностях этого нового перевода стихотворного наследия Раманы Глеб Давыдов рассказал в предисловии к книге, которое мы публикуем в Блоге Перемен.





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>