Олег Давыдов Версия для печати
Места силы. Сорок первое – Колюпаново

Алексинский район Тульской области располагается по обоим берегам Оки. Так же, как и сам город Алексин, чего на этой карте, к сожалению не видно

Свято-Казанский монастырь появился в селе Колюпаново совсем недавно, в 1995 году. Но еще с конца 16-го века здесь существовала Казанская церковь. Когда в 1779 году она сгорела, икона Казанской Богородицы осталась цела. Ее передали в соседнее село. Но через малое время икона оказалась на березе около сгоревшей церкви. Такое бывает. Владельцы Колюпанова Бобрищевы-Пушкины провели расследование и выяснили, что икона вернулась сама. Чудо истолковали как знак: церковь надо восстанавливать. В 1783 году она снова начала действовать.

Казанская Богородица

И примерно в это же время три фрейлины Екатерины II форменно сбрендили: пошли на один из Царскосельских прудов, скинули придворные наряды, оделись в крестьянские платья и растворились в пространствах России. Брошенные на берегу одежды должны были навести на подозрение: дамы утонули. Двор немного поволновался, служители походили около воды с баграми, императрица взгрустнула, поскольку любила беседовать с Евдокией Вяземской, одной из исчезнувших. Но вскоре придворная жизнь вошла в свои рамки, мнимые утопленницы были забыты.

Через несколько лет одна из них, Марфа Сонина, обнаружилась в Суздальском Ризоположенском монастыре, другая, девица Соломия, появилась в Москве. А Евдокия Вяземская, постранствовав по северным обителям, в 1806 году пришла к митрополиту Платону (Левшину) и, открывшись ему, попросила пристроить где-нибудь, но так, чтобы никто не знал, кто она. Митрополиту понравилась фрейлина-странница, и он написал игуменье Серпуховского Владычного монастыря письмо с просьбой приютить "дуру Евфросинию". Не знаю, приняла она это имя и звание сразу после побега из дворца или так ее назвал и охарактеризовал именно Платон, но только в дальнейшем люди знали Евдокию Вяземскую именно как Евфросинию. А поведение, которое она демонстрировала с тех пор и до конца своей жизни, иначе как поведением юродивой назвать невозможно.

У ворот Серпуховского Владычного монастыря. Где-то здесь любила прогуливаться блаженная Евфросиния

Поначалу она жила в стенах монастыря, но потом перешла в маленькую избушку за монастырской стеной. Потому, что соседки просто не смогли жить рядом с ней. Как бы это помягче выразиться: Евфросиния отличалась отменным неряшеством. В своей избушке она держала двух кошек и трех собак, кроме того - кур и индеек (всего 12 штук) и еще прилетал ручной ворон. Вся эта живность не только кормилась в избушке, но и там же дружно ходила под себя. Пол был завален остатками пищи и разномастными говнами. Все это, натурально, разлагалось, дух стоял такой, что входящего сразу охватывал рвотных рефлекс и мысли о бренности мира. Выскочив вон, он еще долго таращил глаза, содрогался и жадно хватал свежий воздух. А Евфросиния говорила: "Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе".

Монашка Владычного монастыря звонит в колокольчик

Любовь к животным не предполагает любви к дурным запахам. Срачь, который развела вокруг себя юродивая, не просто неопрятность, но важнейший элемент того вида аскезы, который она для себя избрала. Запереться в четырех стенах и вдыхать зловонные миазмы - это не всякому по плечу. Конечно, иногда блаженная все-таки выходила на воздух, любила "полежать на вольном просторе". Но обычно ложилась не где-то в тенечке на травке, а прямо на солнце в навозную кучу. И окрыленные насекомые роились над ней, облепляли и жалили. Евфросиния их не гнала. Истязала себя. И, понятное дело, зимою и летом ходила босая, в какой-то грубой рубахе, в тяжелых веригах. Любила прогуляться вокруг монастыря. Двигалась с шумом, громко смеялась, кричала, пела, била палкой зазевавшихся монашек. А еще собирала травки, давала больным. Многие исцелялись.

У Евфросинии было немало фанатов, и это, конечно, вызывало ревность в монастыре. Особенно была недовольна настоятельница (не Дионисия, к которой дал рекомендательное письмо митрополит Платон, а ее преемница). Однажды по ее наущению (так говорят) кто-то бросил в окно избушки юродивой горящую солому. Занялся пожар, Евфросиния тушила огонь и вся обожглась. Три недели лежала беспомощная, и никто не пришел, не помог, только ворон, которого она приручила, носил ей какие-то корочки и вкладывал в рот. Потом убили трех ее собак. Старица страшно переживала, сказала: "Их убили и меня убьют". И стала собираться в дорогу. Прожив в монастыре сорок лет, решила покинуть его.

На въезде в село Колюпаново

В 1846 году бывшая фрейлина переехала в село Колюпаново к помещице Протопоповой. В сущности, получила статус приживалки. Стала чем-то вроде Фомы Опискина, которого так зло описал Достоевский. Только Фома был притворный юродивый, а Евфросиния - настоящая. Протопопова очень ценила ее: выстроила специальный флигель, тщательно отделала, обставила со всеми удобствами, обсадила деревьями. Но в этом великолепии юродивая поселила свою корову. Сама же вместе с собаками, кошками, курями и индейками заняла тесную каморку под лестницей барского дома. И там сразу же установилась привычная для Евфросинии, но невыносимая для других атмосфера. Не все понимали, как можно так жить.

Общепринятые толкования феномена юродства исходят из той ложной посылки, что юродивый лишь симулирует безумие, а на самом-то деле он очень умный. Конечно, юродивый может быть очень умным, однако к юродству это отношения не имеет. И симуляция здесь ни при чем. Юродство (то, что видно со стороны) есть лишь побочный продукт некоего внутреннего опыта, переживания иной, чем обыденная, реальности. Если угодно, побочный продукт общения с Богом. Результат напряжения и деформации психики в процессе такого общения. Кровь и пот контакта с неведомым. Вот, например, борцы во время своих поединков очень часто и громко пукают. Но ведь это не значит, что борются люди именно ради этого пука, а вовсе не ради победы. Хотя можно представить борца, который ужасно пердит, симулируя пароксизмы борьбы. Вряд ли такой шут гороховый сможет когда-нибудь одержать настоящую победу. Да с ним и не будут бороться всерьез - так, скажем, как Яхве боролся с Иаковом.

Речка Прошенка совершенно заросла кустарником. Прямо какие-то дебри бессознательного. А вдали виднеется купальня на источнике блаженной Евфросинии

Так вот, юродство это отнюдь не симуляция безумия, это истинный бред совершенномудрого (если воспользоваться даосской терминологией). Описать и понять его можно, если вспомнить свое состояние в момент пробуждения. Ты вроде бы уже пребываешь в пространстве и времени, погружен в обусловленную реальность, но еще воспринимаешь все как-то иначе, чем наяву. Глаза закрыты, умственный взор блуждает, перемещается от одного фрагмента сновидческой реальности к другому. Эти фрагменты не связаны рамками причинности, которую люди договорились считать условием понимания. Если увидеть (или вспомнить) наяву то, что видишь в таком полусне, оно может тебе самому показаться невозможной химерой. А там, в полусне, это кажется совершенно нормальным, хотя и не всегда естественным. Тем не менее, ты прекрасно понимаешь видимое там, оно - непротиворечиво. И это не потому, что ты в том состоянии настолько глуп, что не видишь противоречий или не понимаешь, что возможно, а что - нет. Как раз наоборот: ты настолько мудр в тот момент, что видишь и понимаешь то, что обычно не видно наяву.

Но есть люди, которые, даже гуляя по улицам или сидя в офисе, пребывают на грани бреда и яви. Видят то, что не видят другие, и не боятся говорить об этом. Вот они-то и суть юродивые. Их высказывания и поступки сплошь и рядом оказываются пророческими, но обывателям, как правило, кажутся безумными. Над бодрствующими сновидцами издеваются, брезгуют ими, гонят и бьют, ибо они, пребывая в состоянии полубреда, не всегда могут сообразовать свои действия и слова с элементарными санитарными нормами и требованиями приличий.

Блаженная Евфросиния Колюпановская

О том, как и почему люди приходят к юродству, я отчасти уже говорил, и буду в дальнейшем еще говорить (юродивых много). Что же касается Евфросинии, то, конечно, она была совершенной юродкой. И юродство ее было весьма органично. Старица не симулировала никакого безумия, а просто мало-помалу довела себя состояния совершенномудрого, постоянно пребывающего в священном полубреду или, если угодно, саттори. И в этом блаженном состоянии все время пророчествовала. Причем всегда попадала в самую точку.

Вот, например, однажды, еще только появившись в Колюпаново, она пришла в гости к неким людям. Посреди разговора заплакала. В чем дело? Ответ Евфросинии: "На Россию идет турка, англичанин, и император французов". Хозяева решили, что она просто порет горячку, и стали ее просвещать: "Во Франции, матушка, правит не император, а король Людовик Филипп". Матушка рассердилась: "Знаете вы... Император. Нос у него еще такой большой". Она показала размеры. Очень точно. В 1848 году во Франции случился республиканский переворот, и президентом стал человек с большим носом, назвавшийся в 1851 году императором Наполеоном III. А 1854 году в Крыму высадились турки, англичане и французы. Евфросиния за много лет предвидела Крымскую войну.

Овраг, в котором течет речка Пршенка, и дорога к источнику Евфросинии

Подобного рода сбывшихся пророчеств за Евфросинией записано много. Так же, как и случаев чудесных исцелений, когда она бралась лечить. Блаженная знала, что природа болезней - психическая. Для виду давала какие-то травки, а если ей возражали (типа: но это же просто крапива), очень сердилась, кричала: даже если я тебе сор с земли дам, будешь его принимать. Но сор никому не давала. Пользовала чистыми травами, а также водичкой из родника, который отрыла в глубоком овраге, по которому течет ручеек, называемый местными речкой Прошенкой. Этот родник поначалу был маленьким, а сейчас - дает мощный ток великолепной воды. Там есть купальня. В последние годы зафиксировано несколько исцелений от неизлечимых болезней. Врачи удивляются. Зря. Ведь Евфросиния лечила и до сих пор лечит в первую очередь душу, а уж как следствие - тело.

На источнике Евфросинии всегда много народу

Есть свидетельства о том, как она лечила госпожу Протопопову, у которой что-то гноилось, крошилось, открывались какие-то кровотечения и т.д. Считалось, что эта набожная женщина была одержима бесами. Она начинала неистовствовать всякий раз, как рядом с ней появлялась какая-нибудь святыня. Обострения наступали особенно по большим христианским праздникам. Если поп начинал читать над ней заклинательную молитву, больная орала: "Нет, ты меня не одолеешь, не выгонишь, а я наведу на тебя..." Следовали перечисления бед. Увы, это было пугающе реально. Много раз замечали, что если помещица (бес из нее) скажет что-нибудь типа: пойду к такому-то и устрою ему то и то, - с этим человеком обязательно приключится несчастье.

В определенном смысле госпожа Протопопова тоже бредила. То есть - тоже была причастна тайнам совершенной мудрости. Но только очень страдала от этого, в том числе и физически - постоянно болела. А Евфросиния ее лечила. Например, таким образом: раз, когда больная было уж совсем начала умирать, блаженная стала мыть ее в бане с молитвами. И при этом блеяла козлищем "Бя-а-а". Протопопова же (или опять-таки какая-то сила в ней) голосила в ответ: "Ой жарко! Уйду! Уйду! Душно!" И после этого сразу же выздоровела.

Монастырь в Колюпанове. В Казанском храме мощи блаженной Евфросинии

Не знаю, что именно там произошло, каков был механизм излечения, но какая-то мистическая связь между этими женщинами вполне очевидна. Когда в 1855 году Евфросиния умерла, и ее отпевали, Протопопову (уже не способную ходить) принесли в церковь. И там, во время Херувимской песни, помещица вдруг завопила: "Мать Евфросиния встала из гроба и идет исцелять меня!" Тут все с ужасом услышали громкий треск суставов. Протопопова выпрямила закостеневшие ноги, встала (в первый раз за много лет) и, как гоголевское привидение, двинулась к гробу. При этом она приговаривала: "Вот иду, иду!" Это было зрелище, от которого у многих прошел мороз по загривкам. А в первую годовщину смерти блаженной у Протопоповой снова случился сильнейший припадок. Ее так ломало, будто кто-то лез из нее. С этого дня беснования навсегда прекратились.

Вход в монастырь

Похоронили Евфросинию в Казанской церкви под полом. И она стала являться во снах разным людям. Колюпановскому попу сказала: "Отрой меня. На аршин углубишься, будет благоухание". Поп испугался. Напрасно, ведь речь шла о будущей святости. Когда Евфросиния еще была жива, она предрекала, что в Колюпаново будет обитель. И даже точно указывала места ее будущих строений. Монастырь теперь уже есть. И расстраивается он, конечно, по плану юродивой фрейлины. Так бесхозное место силы исполнилось духом юродства.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы
Великое индийское священное Писание в переводе Глеба Давыдова. Это эквиритмический перевод, т.е. перевод с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому он читается легко и действует мгновенно. В «Рибху Гите» содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Мы издаем "Места Силы / Шаманские экскурсы" Олега Давыдова в виде шеститомного издания, доступного в виде бумажных и электронных книг! Уже вышли в свет Первый, Второй, Третий, Четвертый и Пятый тома. Они доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Пять Гимнов Аруначале: Стихийная Гита Раманы
В книжных магазинах интернета появилась новая книга, переведенная главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это книга поэм великого мудреца 20-го столетия Раманы Махарши. Рамана написал очень мало. Всего несколько стихотворений и поэм. Однако в них содержится мудрость всей Веданты в ее практическом аспекте. Об этом, а также об особенностях этого нового перевода стихотворного наследия Раманы Глеб Давыдов рассказал в предисловии к книге, которое мы публикуем в Блоге Перемен.





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>