Олег Давыдов Версия для печати
Места силы. Сотое – Выша

Юбилей, однако! Сотое место силы. Под это дело – Рязанская область, Шацкий район. Место, где река Цна делает петлю и принимает в себя речку Вышу. На ее берегу стоит Успенский монастырь. Когда он здесь появился – неизвестно, но в 1625 году уже был. А прославился в 19-м веке, когда дух этих мест воплотился в материальном предмете.

Космический снимок излучины Цны. Собственно, сильная местность – это то, что южнее реки. Здесь красными точками показаны места силы, которые будут упоминаться в тексте. Желтым в верхней части снимка показано место, где погиб архиепископ Мисаил. Вообще, считается, что он погиб около Ямбирно. Я поставил желтую точку у пристани Ямбирно, деревня Ямбирно примерно километром севернее 

Вот история, отчасти дающая понять, как божество заполняет рукотворную форму. На Успение 1812 года, когда Наполеон готовился овладеть Москвой, послушница Алексеевского Зачатьевского монастыря Марья Аденкова села в подводу, чтобы бежать в Тамбов. Вдовица, она взяла с собой лишь самые необходимые вещи и Казанскую икону, которой ее когда-то благословили родители. Конечно, нашей послушнице эта икона была дорога, но надо признать: ничего особенного в ней не было. Разве что ликом уж очень темна, а так – обычная Казанская Богородица. Таких появилось, наверно, десятки тысяч с тех пор, как в 1579 году, после пожара, начавшегося около церкви Николы Тульского и спалившего чуть не всю Казань, стрелецкой дочке Матроне стала являться во сне Богородица, требовавшая копать землю под печью того самого дома, с которого пожар и начался. Дома отца Матроны. Что ж, копали и обрели совершенно новую икону, которая вскоре стала едва ли не самой чтимой из русских икон Богородицы. Особенно – после того, как помогла князю Пожарскому взять Москву.

Успенский Вышенский монастырь из-за реки Выши

Тут вот что нам интересно: пожар начался от церкви Николы Тульского, названной в честь иконы, обретенной в первой половине 16-го века одним казаком. Он что-то рыл на болоте в Тульском Заречье и наткнулся на ящик. Снял доски и увидел большую икону. Вроде, Никола, похож на Зарайского, но правую руку держит иначе, и одежда другая. Для нового образа казаки построили в Туле храм. Когда в 1552 году Иван Грозный двинулся на Казань, крымский хан Девлет-Гирей ударил ему во фланг. И перед днем Ивана Купалы уже подошел Туле. Город, казалось, был обречен, поскольку большая часть гарнизона ушла с царем. Два дня длился штурм, янычары уже высадили ворота, но – стемнело. А наутро из Коломны подтянулись русские войска. Все, Никола, которому туляки молились при штурме, спас город. Это настолько всех поразило, что с иконы сделали копию и отправили под Казань.

Казанская церковь в Вышенском монастыре

Там Никола тоже помогал русским, являлся некоторым, ободрял. В результате церковь его Тульского образа стала одним из первых православных храмов в мусульманской Казани. Попом в той церкви был отец Ермолай (из донских казаков), при нем как раз и была обретена Казанская. В Туле, между прочим, есть свой вариант истории обретения этой иконы: якобы, во время пожара 1579 года Никольский храм сгорел, Ермолай бросился искать Тульскую, увидел торчащий из пепла угол иконной доски – вот она! – потянул, и в руках его оказалась Казанская.

Ну, не знаю… Сам Ермолай (впоследствии – патриарх Гермоген, замученный голодом при поляках в Москве) в своем описании обретения Казанской Богородицы ничего такого не сообщает. И, тем не менее, в мифе о превращении Никольской иконы в Казанскую есть сермяжная логика. Ведь в народной религии Никола-Волос неотделим от Матери-Земли. В своем месте я писал об Оковецкой иконе, на которой изображены вместе – и Никола, и Пречистая. По сути, на этой иконе, обретенной в 1539 году, уже есть и Казанская, и Тульский Никола. Правда, Николай с Оковецкой не держит книгу на отлете… Но уж что касается Богородицы, то – Казанская кажется буквально вырезанной из Оковецкой, отличие – только наклон головы. Поэтому когда говорят, что Казанская – извод Одигритрии, написанной евангелистом Лукой, я соглашаюсь, но думаю про себя: зачем же так далеко ходить, загляните в Оковецкий лес.

Слева Оковецкая Богородица. Справа Никола Тульский. В центре Казанская. Это один из самых ранних списков с иконы, хранящийся в Третьяковской галерее. Подлинник был украден в июне 1904 года. Воров быстро нашли. На следствии они показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. Та Казанская, которая была в кабинете папы Римского и потом передана православным, копия 18-го века

Так вот, пока Бонапарт жег Москву, Аденкова медленно продвигалась к Тамбову. И так получилось, что ямщик ее сбился с истинного пути. Направил лошадей в ближайший лесок… С намерениями – явно недобрыми. Мужика обманули манеры вдовы, которая была из дворян, а значит – богата. Ошибочная мысль. Никаких богатств у несчастной беженки не было. Была лишь икона, которой бедняжка тут же взмолилась. Вдруг явственный голос: «Не бойся!». Мужик от ужаса чуть не… В общем, сразу ослеп. Лошади остановились. Марья с удивлением нюхала воздух и оглядывалась по сторонам… Дальше понятно: незадачливый разбойник раскаялся и вознес (вместе с неудавшейся жертвой) молитвы о возвращении зрения...

Дорога вдоль Выши

Где это было? Госпожа Аденкова не сообщает точных координат. Но сдается мне, что было это где-нибудь около Шацка. Почему? Может быть, это станет ясно из дальнейшего… Приехав в Тамбов, вдова постриглась в тамошнем Вознесенском монастыре, стала Миропией. В 1827 году, чувствуя приближение смерти, решила завещать спасшую ее Казанскую родному монастырю. Но Богородица этого не допустила. Явилась Миропии в сонном видении и велела передать свой Казанский образ в Вышенскую пустынь на вечные времена. Что и было исполнено. Так икона попала туда, где явила впоследствии много чудес.

Успенская церковь Вышенского монастыря

Я не нашел конкретной информации о том, какие именно чудеса до 1846 года (когда их стали записывать) производила икона на Выше. Но чудеса должны были быть, поскольку уже в 1832 году специально для Вышенской иконы в монастыре стали строить Казанский собор. Старый Успенский просто не мог вместить привлеченных ею толп. Да, собственно, эта внезапно возникшая и быстро распространившаяся популярность до тех пор никому неизвестной иконы – уже само по себе чудо. Попы, разумеется, раскручивали новую реликвию, но если в народе нет потребности культа, если нет духа, который порождает эту потребность, то откуда, спрашивается, возьмутся толпы поклонников? Вот я и говорю: с иконой госпожи Аденковой соединился женственный дух, витавший над Вышей и Цной (см. также дух Тихвинки). 

Вышенский монастырь. Слева Казанская церковь, справа – собор Рождества Христова

Географию Вышенского духа легко проследить: Шацк, Моршанск, Козлов (Мичуринск), Тамбов, Кирсанов. Дело в том, что на протяжении 19-го века в окрестностях этих мест периодически случались эпидемии холеры. Икону доставляли туда, и поветрие отступало. Имея это в виду, можно наметить зону влияния Вышенской богини. Из эпицентра, за который естественно принять Вышенский монастырь, к югу по линии Цны распространяется как бы волна до Тамбова (в центре), Мичуринска (западнее) и Кирсанова (восточнее). К северу по течению Цны влияние Вышенской так далеко не распространяется (насколько я понял, уже в Сасово не было ее культа), там, по притокам Мокши свои нимфы. Одну из них я описал: Пайгармская Пятница. И вот советую обратить внимание на еще одну интересную Бабу, Касимовскую.

Сектор влияния Вышенской. Разумеется, это только схема. Влияние распространяется и в другие стороны, но все-таки в основном на юг, в зону, где Цна соприкасается с притоками Дона. На этой карте отчетливо видна еще одна интересная вещь: Цна как бы продолжается в Мокшу и потом в Оку, которая дальше, за Муромом, поворачивает в Волгу. Получается прямой водный путь по, так сказать, идеальной Цне до Нижнего Новгорода, а дальше вода Цны в составе Волги начинает движение на юг и возвращается на ту же широту, с которой начала свое движение. Такая загогулина вокруг Волжской возвышенности, часть которой видна на карте справа. Еще Мельников-Печерский отмечал безумное поведение рек на этой возвышенности. Этот мифологический текст у него называется «На горах» (вот как раз на этих горах, которые видны справа). Я надеюсь еще вернуться к мифологии и мистической географии этих гор

Что же представляет собой сектор влияния Вышенской с точки зрения геомистики? Ось его Цна, которая начинается южнее Тамбова и течет на север. А навстречу ей текут реки бассейна Дона, на которых стоят Мичуринск (на Воронеже) и Кирсанов (на Вороне, притоке Хопра). Цна, текущая в Волгу, как бы вложена между притоками Дона. То есть, зона влияния Вышенской – это зона контакта Азовского моря и Каспия. В подобного рода зонах соприкосновения морей (см., например, Комельский лес, Оковецкий лес, Иван-озеро) особенно много мест силы. Потоки энергии, которые на картах изображают в виде рек, перемешиваются в этих междуречьях, образуют сгустки силы, действующей на людей так, что они начинают что-то чувствовать, видеть...

Никольский источник неподалеку от Вышенского монастыря. Весьма почитаемое место

Однако что-то мы забыли о Николе. У Вышенской, как и всякой нормальной богини, должен быть свой Никола. Он есть. В нескольких километрах к востоку от монастыря, в овраге под самой дорогой бьет Никольский источник. Типичное святилище Николы-Волоса, каких я много уже описал. Его посещают, пожалуй, побольше, чем монастырь, все деревья вокруг обвязаны лентами, каждый путник стремится спуститься в овраг, испить божественной влаги, постоять под пристальным оком Великого Змея.

Николо-Чернеевский монастырь из-за Цны 

А километрах в сорока от Выши вверх по течению Цны есть еще одно змеиное место. Там на правом берегу реки стоит Николо-Чернеевский монастырь (к нему, кстати, одно время был приписан Вышенский). Когда я приехал туда в первый раз, была ранняя весна, Цна разлилась. Посмотрел с моста, и мир за рекой показался мне нереальным, буквально – потусторонним. Ощущение, что попасть туда – значит оказаться внутри иллюстрации к какой-нибудь детской сказке. Перейдя через мост, вдруг впал в состояние оглушенности, мир как бы замедлился. Я видел себя со стороны бредущим по топкой равнине. Когда вошел в монастырь, чары исчезли.

Никольский собор Чернеева монастыря. Тут архитектура, как в Грановитой палате: опора на центральный столб

Изначально этот монастырь назывался Чернеевым. Потому что когда-то рядом с ним рос Черный лес. А значит – обитали мордовские боги. Не знаю, была ли там кереметь, но – скорей всего была – место уж очень сильное. В 1573 году здесь поселился монах Матфей, из донских казаков (вот опять Никола и казаки). Основанный им монастырь потом еще долго будет считаться казачьим. Донское войско не только финансировало его строительство, было время, когда он был подчинен казачьему кругу, а большая часть Чернеевских монахов состояла из ушедших на покой казаков. Вряд ли эти люди строго отличали Николу от Змея-Волоса, а тем более – от какого-нибудь мордовского его эквивалента, вроде семижильного дракона Сисемкаряза, которого поражает громовник Пурьегине-паз. Не теологи, чай, зачем им такие тонкости. Но печенками казаки безошибочно чуяли бога, обитавшего в Черном лесу.

Чернеев монастырь. Справа от колокольни Никольский собор (с приделом Рождества Богородицы), слева (с одной маковкой) храм, на первом этаже которого церковь Всех Святых, а на втором – Казанской Богородицы 

Он долго сопротивлялся православию. В 17-м веке Рязанский архиепископ Мисаил (тот самый фанатик, что переплавил, я говорил, золотую печать Бату-хана) все устраивал экспедиции на Цну. Старался обратить мордву в православную веру. Третья его экспедиция стала последней. Герой мордовского народа Горечишка пустил стрелу и смертельно ранил настырного архиепископа. Это было в 1656 году у деревни Ямбирно, чуть севернее Вышенского монастыря. Умирая, Мисаил велел похоронить себя «близ Чернева монастыря у церкви мученика Мины на пустом месте в лесу». Православный, а тоже ведь чувствовал силу этого места. Потом, впрочем, тело воинствующего миссионера перенесли в Переславль Рязанский. Мисаил теперь, конечно, святой.

Вышенский монастырь. Святые ворота и Казанская церковь 

Возникшие в зоне контакта Волги и Дона Вышенский и Чернеев монастыри естественно дополняют друг друга. Чернеево – место очень никольское, смурное, мужское, будоражащее. А Выша – светлое, ясное, там тебя будто все время кто-то гладит по головке, ободряет: дерзай, мол. Кто бы это? Понятно, что Вышинская богиня, но – кто она? Может быть, Анге-патяй, всепорождающая матушка, а может – Ведь-ава, богиня вод. В этом трудно разобраться после того, как Мисаил и другие ландскнехты еврейского бога – порушили веру. В 1808 году последний мордовский пророк Кузьма Алексеев собрал вокруг себя «богомерзких женок» и провозгласил возвращение родных богов. Но был пойман, бит кнутом, изуродован и отправлен на каторгу.

Вышенский монастырь, Казанская церковь

С настоящими пророками всегда так – они опережают свое время и поэтому часто не понимают собственных пророчеств. На самом-то деле Кузьма был прав: боги вернулись, но – в новом обличии. Пройдет двадцать лет, и прекрасная богиня приценья отождествится с Вышенской Богородицей. И вот ей уже поклоняются массы. И она по-прежнему спасает людей от болезней и бед. И забрасывает в их души счастливые мысли, надежду на лучшее и решимость во имя этого лучшего действовать.

Однажды на Вышу приехал с инспекцией Тамбовский епископ Феофан. Огляделся, почувствовал подъем, волнение в груди, но, будучи человеком эпохи рационализма, решил, что это просто какое-то эстетическое переживание. Он и потом так считал, говорил: «Краше Выши нет ничего на свете». Согласен. Но только дело тут не в красоте, просто Вышинская богиня запустила в сердце епископа пронзительный яд, поймала владыку.

Вышенский монастырь, Успенская церковь

Сами судите, вот биография: родился в январе 1815 года в семье священника Говорова, при крещении назван Георгием. По жизни везуч. Например, из семинарии направлен прямо в Киевскую академию, где сближается со студентом Михаилом Булгаковым. В 1841 году оба постриглись – с именами Феофан и Макарий. Дальше – стремительная карьера. Макарий – чуть впереди. В 1850 году он стал ректором Петербургской духовной академии. А Феофан с 1847 года – в составе духовной миссии в Иерусалиме. За семь лет объездил весь Ближний Восток. Вернулся, когда началась Крымская война. В 1857 году Макария назначают на Тамбовскую епископскую кафедру. Освободившееся место ректора занимает Феофан. Через два года Макария переводят архиепископом в Харьков, а на его место в Тамбов направляют – Феофана. Тут он и попал в поле действия Вышенской.

Слева направо. Епископ Феофан (Говоров). Вышенская Богородица (это подлинная икона, в Вышенском монастыре – копия конца 19-го века). Феофан Затворник

Опускаю детали. В 1879 году Макарий стал митрополитом Московским, а Феофан побывав на Выше, потерял всякий интерес к административной работе. Конечно, он и изначально был психологически замкнут, но ведь это не мешало ему делать карьеру… В 1863 году его переведут на престижную Владимирскую кафедру, но там он будет уже только мучаться. В 1866 году молодой епископ напишет прошение об увольнении на покой и навсегда поселится в Вышенском монастыре. Первые шесть лет еще будет ходить в церковь, общаться с людьми. Но потом совершенно затворится на втором этаже небольшого флигеля и ни разу за 22 года (до самой смерти) не спустится вниз. Будет допускать к себе только келейника, духовника и настоятеля монастыря. С остальным миром – общение только при помощи писем и книг. Поэтому Феофана Затворника прочат в небесные покровители Рунета.

Флигель, на втором этаже которого затворился Феофан

Он как-то сказал: «Затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит перед Богом в благоговейнстве, и выходить из сердца или чем-нибудь другим заняться не хочет». Отличное описание транса. Феофан перевел пять томов текстов христианских йогов («Добротолюбие»), так что он знал, о чем говорил. Он только не знал, что подвигла его на затвор Вышинская богиня.

 Источник в Эммануиловке

В советское время в Вышенском монастыре устроили психбольницу (закономерность: где некогда был исихазм, там жди встретить душевнобольных – см. Сору). Поэтому, когда на заре Перестройки Феофан был причислен к лику святых, его мощи пришлось положить не в монастыре, а в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке. Это каких-нибудь пять километров от Выши. Прекрасное место: возле церкви на берегу пруда целебный источник, в воздухе растворено что-то духоподъемное. Еще в 1947 году здесь в церкви нашла прибежище Вышенская икона, спасшаяся от свинорылых латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев. Она и сейчас там. А мощи Феофана в 2002 году перенесли в открывшийся Вышенский монастырь.

Церковь Сергия Радонежского в Эммануиловке. Здесь теперь Вышенская Богородица. И здесь же были мощи Феофана Затворника. Теперь они в Успенской церкви Вышенского монастыря, из которого еще, кажется, не выехала областная психбольница. Спешку с перенесением мощей я понял, разговаривая с одной знакомой монашкой с Выши. До перенесения мощей она все жаловалась на нищету. А тут я приехал недавно, и она, указывая на мощи, сказала: жить стало лучше, хозяин вернулся

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы
Великое индийское священное Писание в переводе Глеба Давыдова. Это эквиритмический перевод, т.е. перевод с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому он читается легко и действует мгновенно. В «Рибху Гите» содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Мы издаем "Места Силы / Шаманские экскурсы" Олега Давыдова в виде шеститомного издания, доступного в виде бумажных и электронных книг! Уже вышли в свет Первый, Второй, Третий, Четвертый и Пятый тома. Они доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Пять Гимнов Аруначале: Стихийная Гита Раманы
В книжных магазинах интернета появилась новая книга, переведенная главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это книга поэм великого мудреца 20-го столетия Раманы Махарши. Рамана написал очень мало. Всего несколько стихотворений и поэм. Однако в них содержится мудрость всей Веданты в ее практическом аспекте. Об этом, а также об особенностях этого нового перевода стихотворного наследия Раманы Глеб Давыдов рассказал в предисловии к книге, которое мы публикуем в Блоге Перемен.





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>