Глеб Давыдов Версия для печати
Смертельные игры Коко Шанель

Деяния Коко Шанель хорошо известны. По крайней мере, все слышали ее имя. В двух словах: она облегчила женщинам жизнь, избавив их от лишней одежды и тем самым позволив ощутить себя такими же живыми, подвижными и свободными, как мужчины. Она сделала модной короткую женскую стрижку и придумала «шляпку-колокольчик». Она выпустила первые в мире искусственные духи…

Ее главное творение - «маленькое черное платье». Придумав его, она мгновенно отменила тугие корсеты, пышные юбки, рюшечки и навороченные прически – в общем, все то, что сковывало женщину.

Коко создала совсем другую моду, совершенно новый стиль...

Этот стиль был ответом на запрос времени и моментально стал символом элегантности. Сумочка на тонком ремешке, женская матроска, женские брюки и клетчатые юбки... Простые формы, четкие линии, которые подчеркивают достоинства и скрадывают недостатки фигуры… Многое из того, что сегодня стало для женщин повседневностью, было придумано и создано Коко Шанель.

Коко Шанель

Творения Коко известны, но… не все знают о ней что-либо достоверное.

Жизнь ее была последовательным и часто вполне осознанным растворение в фантазиях. Настойчивым отрицанием реалий собственной (и не только собственной) жизни ради перехода в мир, который казался ей идеальным и совершенным. Она шла путем самоотрицания, и этот путь неизменно приводил ее к самоутверждению. Это была дорога к вечности – через смерть.

Слово Сальвадору Дали: «Коко Шанель говорила мне: «Человек легенда обречен растворить себя в мифе – и тем самым укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе все – семью, биографию, дату рождения и даже имя».

Еще ребенком Габриель Шанель стала проявлять независимость, своенравность и некоторые странности. К примеру, очень любила проводить время на кладбище. Там она искала друзей: выбрала две могилы и стала ухаживать за ними и общаться с похороненными в ней людьми. А потом похоронила на этом кладбище своих старых кукол и закопала подарки отца – самое дорогое, что у нее было. Так шести-семилетняя Габриель создавала свой собственный мир, свое царство, свою реальность, в которой она была королевой. Это детское заигрывание со смертью, с небытием как с онтологической категорией, не отрицающей бытие, а формирующей его, не раз еще аукнется в ее жизни.

Она с детства выдумывала себе другую биографию. Например, утверждала, что родилась в 1893, в Оверни, хотя сохранились документальные свидетельства, что произошло это на 10 лет раньше в городке Сомюре…

Семья была бедная – отец, жизнелюбивый гуляка-коммивояжер, все пропивал, мать, чахоточная домохозяйки, все ему прощала и в возрасте 33 лет умерла. В 1895 году Габриель и двух ее сестер отправили в сиротский приют (отцу было не до них). В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она все надеялась, что отец ее заберет и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда ее не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что ее отец владеет огромными виноградниками и живет в Нью Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…

Результат этих фантазий таков: мы очень мало знаем о ранних годах Коко Шанель. Недавно вышедший на экраны художественный фильм об этом периоде ее жизни – очередному тому подтверждение. Фильм называется «Коко до Шанель» (Coco avant Chanel). В роли Коко – Одри Тоту, хорошо знакомая публике по главной роли в фильме «Амели». Сюжет вертится вокруг событий юности Габриель Шанель. Вот что говорит по этому поводу Одри Тоту: «Нам сложно узнать что-либо достоверное о ее молодости. Она была большой обманщицей и не хотела, чтобы люди знали что-либо о ее ранних годах». Итог – полная свобода для фантазии сценариста, режиссера и съемочной группы. Фантазии и после смерти окутывают Коко…

Коко Шанель и Одри Тоту

Выйдя из приюта и монастырского института Богоматери (где она воспитывалась после приюта и откуда, возможно, происходит ее стремление к строгости и простоте в одежде), она стала работать в швейном магазине в городе Мулен, а свободное время проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров – их привлекала ее харизма и необыкновенная внешность: заплетенная вокруг головы тугая черная коса и странно горящие глаза. Она была не похожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была ее сила.

Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что ее будущее – стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь – в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицеры идею поддержали и тут же договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». Ее часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось (хотя позднее она признавалась, что ей оно не очень-то нравится).
Среди офицеров-поклонников Коко был человек по имени Этьен Бальзан. Он стал ее первым богатым покровителем. А вторым – стал его друг, английский промышленник Артур Капель по прозвищу Бой. Это была абсолютная любовь. Любовь до гроба, как выяснилось (он погибнет в автокатастрофе в 1919 году и оставит ей, – уже, правда, в этом совсем не нуждавшейся, – 40 000 франков).

Бой помог Коко открыть первый магазин в Париже, на рю Камбон (уже очень скоро название этой улицы прочно стало ассоциироваться с именем Chanel). Через пару лет Коко вернет Бою все деньги, которые он вложил в ее бизнес. Несколько раздосадованный эти жестом, он скажет ей: «Я считал, что дал тебе игрушку, а оказалось, что подарил тебе свободу…»

Коко Шанель в молодости, 1920 год. Фото из архива Life

Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у нее просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, ее заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешевому трикотажу. И это снова были «игры со смертью». Ведь появиться на каком-нибудь светском рауте в трикотаже было равносильно тому, чтобы придти туда и вовсе без одежды.

Те же игры с небытием мерцали и в практике переноса в мир высокой моды элементов обихода конюхов – вязаное полотно, пуловеры, брюки галифе. И все это во имя новой женственности… Главное ее кредо – одежда должна быть незаметной: «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит, она была одета идеально».

Коко Шанель

В 1919 году Коко Шанель была уже знаменита на весь мир. От клиентов не было отбоя, все хотели носить ее фланелевые блейзеры, юбки свободного покроя, длинные свитера из джерси, матроски и костюм «юбка-жакет». В журнале Harpers Bazaar писали: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды». Сама Коко – коротко стриглась, носила маленькие шляпки и темные очки.

После смерти Боя она затворилась на своей вилле «Миланез», приказала убрать в черное стены и потолки спальни. Черными должны стали занавески, простыни, покрывала… «Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Кэпела я потеряла все», – признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, – погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно».

Из депрессии ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тысяч франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).

Коко Шанель

Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II. Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз – потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание…

Это Дмитрий познакомил ее с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого в свое время работал на императорскую фамилию. Бо носился с идеей создания первого искусственного аромата, и эта идея очень понравилась Коко, которая считала что все эти натуральные цветочные запахи – сплошное притворство и подделка. Духи для женщины должны пахнуть, как женщина, сказала она, и решилась на очередной эксперимент: ни один Модный Дом тогда еще не имел своего собственного аромата…

На фотографиях тех лет Коко Шанель выглядит, как певица Земфира: самодостаточная и самоуверенная, немного грубоватая и, разумеется, стильная.
Когда ей было 50, у нее появился очередной любовник, чуть было не ставший ее мужем. Испанский художник Поль Ириб. В 1935 году Поль Ириб неудачно упал на теннисном корте и немедленно умер.

Коко продолжала свои игры со смертью… И во время войны начался новый раунд. Она оставляет мир моды и закрывает свои магазины.

Франция оккупирована фашистами. А у Коко Шанель – роман с немецким дипломатом. Дипломат знакомит ее с одним из лидеров Третьего рейха Вальтером Шелленбергом. Шанель начинает работать на фашистов (говорят, тут сыграла свою роль любовная связь и с самим Шелленбергом). Фашисты пытаются использовать ее как посредницу в переговорах о мире с Черчиллем, с которым она дружила. После освобождения Франции ей приходится покинуть страну, чтобы не поплатиться за свои связи с немцами.

…В 1954 году в возрасте 70 лет Коко Шанель вернется. Показ ее новой коллекции будет принят с явным неодобрением: по мнению критиков, она не показала ничего нового… Все те же строгие простые костюмы. Но это был не самоповтор, это была вечность. Вечная элегантность. И чтобы понять это, французам не потребовалось слишком много времени. Коко стала национальным достоянием Франции. А потом и всего мира. Когда журнал TIME записал ее в 100 самых влиятельных людей ХХ века, Коко Шанель оказалась единственным представителем мира моды в этом списке.

Коко Шанель в старости

Габриэль Коко Шанель умерла 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в парижском отеле Ritz, который стоит как раз напротив ее первого – а к тому времени уже культового и известного всему миру – бутика. На рю Камбон. «Вот так нас и оставляют подыхать» – были ее последние слова.

Статья была опубликована в Частном Корреспонденте в день рождения Коко



ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы
Великое индийское священное Писание в переводе Глеба Давыдова. Это эквиритмический перевод, т.е. перевод с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому он читается легко и действует мгновенно. В «Рибху Гите» содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Мы издаем "Места Силы / Шаманские экскурсы" Олега Давыдова в виде шеститомного издания, доступного в виде бумажных и электронных книг! Уже вышли в свет Первый, Второй, Третий, Четвертый и Пятый тома. Они доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Пять Гимнов Аруначале: Стихийная Гита Раманы
В книжных магазинах интернета появилась новая книга, переведенная главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это книга поэм великого мудреца 20-го столетия Раманы Махарши. Рамана написал очень мало. Всего несколько стихотворений и поэм. Однако в них содержится мудрость всей Веданты в ее практическом аспекте. Об этом, а также об особенностях этого нового перевода стихотворного наследия Раманы Глеб Давыдов рассказал в предисловии к книге, которое мы публикуем в Блоге Перемен.





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>