Глеб Давыдов Версия для печати
Заметки на полях самоисследования



За последние два или три года у меня накопилось несколько небольших блокнотов, в которые я периодически записывал разные инсайты, приходившие во время процесса самоисследования, самосозерцания и медитаций. Большинство мыслей при этом игнорировались, но некоторые понимания ощущались внутри как действительно важные, поэтому я их записывал. Потом я, правда, почти не перечитывал этих записей, потому что в этом не было надобности – настоящий инсайт остается внутри как часть тебя. Не как какое-то накопленное и выученное знание, а как часть жизни.

На днях в связи с очередным отъездом в Индию я стал разбирать эти бумаги и блокноты. Я просмотрел их и увидел, что эти вещи, вероятно, могут быть полезны тем, кто находится на пути и тоже занимается самоисследованием. Поэтому стал публиковать эти записки одна за другой на своей странице Вконтакте, по ходу дополняя и уточняя многие из них тем, что осозналось позднее.

Довольно скоро я увидел, что все это складывается в последовательный поток указателей и ориентиров. Поэтому решил опубликовать это так же и здесь, на «Переменах».

Я не считаю себя учителем или гуру и хочу подчеркнуть это особо: эти записи - никакое не учение, они появились, когда я в процессе духовного поиска погружался внутрь себя, руководствуясь указателями моего гуру Муджи и других Мастеров.

Надеюсь, что кому-то эти заметки на полях самоисследования будут полезны, хотя понимаю, что для других, возможно, это всё очевидные вещи, не составляющие особой ценности. А кому-то все это вообще покажется непонятным и неинтересным. Что ж, такова жизнь :)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Необходима честность с собой. Иначе твой поиск будет всегда чем-то в лучшем случае «вокруг да около».

Например, зачастую желание стать «самореализованным», «просветленным» и т.п. – это на самом деле желание убежать от боли невозможности иметь всё то, что ты как личность хотел бы иметь, но по каким-то причинам не чувствуешь в себе сил для достижения этого. Само по себе это чувство «отсутствия сил на достижение» разных иллюзорных ценностей может быть проявлением Милости (скорее всего, так сложилась в тебе обусловленность на данный момент, но сам факт, того, что она сложилась именно так, это Милость). Однако не честно убеждать себя в том, что эти ценности иллюзорны и желания несущественны - пока ты этого действительно не осознал, не честно пользоваться концепцией "это иллюзия". Это самообман. Получается, что твое желание «быть свободным» исходит из вранья самому себе, а разве может что-то истинное выходить из вранья?

Признай, что ты хочешь всех тех мирских вещей, а говоришь при этом: «Я хочу стать свободным». Это говоришь не ты, а говорит в тебе страдающее эго, лишенное возможности исполнить свои проекции и чувствующее от этого боль. Оно просто хочет избавиться от боли, а вовсе не быть свободным. Оно хочет перестать страдать и продолжить наслаждаться своими привязанностями. Это совсем не то «Я хочу быть свободным», которое действительно освобождает. Которое исходит не из желания убежать от боли, а из любви к Богу и Истине. И которое формирует в вас настоящую преданность. Которая ведет к освобождению.

Желание убежать от боли – если оно очень сильно – тоже может сослужить хорошую службу. Но не нужно путать. Оно – кульминация эго. В результате которой эго может надорваться и начать сдуваться. И тогда, уже после того, как такое фейковое желание свободы распознается как еще одна цель эго, может прийти настоящая любовь и настоящая преданность.

В общем, если ты чувствуешь, что это твой случай, нужно посмотреть на это, увидеть это и признаться себе в этом. И признание уже само по себе освободит от большого количества психического шума, который тянет на себя одеяло и отвлекает от Тишины Себя.

Для начала просто задай себе вопрос: «Кто я без этого желания свободы?». И посиди с ним какое-то время, не отвечая на него.

*

Не надо определять себя. Говорить «я такой-то и такой-то». Любое самоопределение – это ложь и ведет к несвободе. Даже характеристики, которые мы даем своим состояниям и своему уму – это уже самоопределения. Говоря, например, о своем уме: «У меня такой рассеянный ум» или «Мой ум такой надменный», ты накладываешь на себя ограничения, ставишь ярлык. Хотя ты в этом случае вроде бы как и не прямо говоришь о себе, а о «своем уме», но, говоря «Мой ум», ты тем самым все же уже определяешь-фиксируешь одно из «своих» – якобы постоянных – качеств. В то время как на самом деле ум меняется каждую секунду. И он не «твой».

*

Любая вера - в себя какого-то, в убеждения, в идеи, в принципы - автоматически начинает оформлять тебя (бытийность), то есть - ограничивать тебя. При этом любая идея потенциально может быть таким самоограничивающим фактором. Даже самые красивые идеи могут стать такими носителями заразы. Например, вера в идею о том, что "должно быть распознано какое-то "истинное Я", чтобы ты стал свободным". Даже это может стать очередной идеей, порождающей ожидания. А там, где есть ожидания, там создается будущее и теряется из виду То, что Есть Сейчас.

По сути, любая идея, не будучи подтвержденной опытом, остается на уровне допущения, то есть - воображения, а не факта, и поэтому может служить препятствием к чистому видению, если в нее "поверено". Все нужно ставить под вопрос, проверять, так ли это на самом деле.

*

Чтобы точно установить, кто ты на самом деле, придется разобраться в том, кем ты считаешь себя, за кого ты себя принимаешь. Увидеть это ясно и честно, ничего от самого себя не утаивая. И увидев это, понять, что это не может быть реальным Тобой. Уже хотя бы потому, что ты видишь это, а значит не можешь быть этим, потому что ты тот, кто видит, а не то, что видится.

Если это не сделано, "я"-мысль, то есть мысль о себе как о теле и отдельной сущности, которая делает и думает, в том или ином виде будет сохраняться и отвлекать от Реального, от Того, что Есть, предлагая те или иные интерпретации и версии.

Один из способов "отмежеваться" от "я"-мысли и увидеть ее нереальность - это отсеять как неистинные все прочие мысли и убеждения о себе и о мире, которые укрепляют "я"-мысль.

Это путь довольно долгий, но действенный. Одна из форм, которые может принимать самоисследование. Долгий потому, что речь идет об окончательном и полном "размежевании" с "я". То есть о том, чтобы верования отпали (или были растворены) не на период медитации (как это происходит, например, во время Приглашения гуруджи), а реально просмотрены, увидены и выброшены. "Приглашение" Муджи - это, по сути, приглашение к такой работе. В редких случаях оно дает мгновенный, окончательный и бесповоротный эффект. Обычно васаны (склонности к отождествлению с той или иной идеей о том, кто "я") возвращаются вскоре после выхода из сатсанг-холла, и так будет происходить, пока на них действительно не посмотришь и не признаешься себе в том, что там такое играет как твоя жизнь и "я". И это надо делать вновь и вновь, пока васаны продолжают появляться и за Себя принимается что-то поддающееся наблюдению.

*

В том, каким ты считаешь «другого», ты можешь (от обратного) разглядеть, каким и кем ты считаешь себя. А осознав это, выйти за пределы этого сконструированного образа себя.

Другой способ выяснить, кем ты себя считаешь (если оно никак не осознается прямо), это задавать себе вопрос: «Чего я хочу?», а потом смотреть на ответы и ясно понимать, что «то, чего я хочу - это то чего, как я думаю, мне не хватает, то, чего у меня нет, то есть я – некто, лишенный этого». Например, если ты отвечаешь на вопрос «Чего я хочу?» - «Хочу быть счастливым», это значит, что ты считаешь себя несчастливым. Если ответ «Хочу быть смелым», значит ты считаешь себя «робким», «несмелым» или «трусливым». «Хочу быть красивым и непринужденным» - значит считаешь себя некрасивым и зажатым, например.

Практически все желания сводятся к "хочу быть таким-то". Например, возьмем более "тонкое" (на самом деле - вторичное) желание: "хочу много денег", оно означает, что ты считаешь, будто тебе не хватает чего-то, что можно на них купить - например, какие-то вещи, которые дадут тебе такие-то чувства, то есть позволят тебе чувствовать себя так-то, то есть - "таким-то"... (то есть в случае вторичных желаний нужно задавать уточняющие вопросы типа "зачем?", "что мне это даст?" - чтобы в итоге увидеть, где тут прячется определение самого себя). И так далее.

В итоге мы получаем полный список самохарактеристик, многие из которых раньше прямо не осознавались, а прятались за желаниями. На эти самохарактеристики нужно внимательно посмотреть и каждый пункт подвергнуть сомнению, спрашивая: «Правда ли это? Действительно ли это я?» И не просто интеллектуально делать это, но проживать это, сидеть с этим, идя все глубже и глубже вовнутрь и чувствуя, как ты внутри считаешь себя всем этим, чувствуя в себе все эти энергии (даже на уровне физических ощущений), глядя на них очень прямо и без попытки самообвинений, самооправданий или избеганий.

По сути, реальный ответ на вопрос «правда ли это?» по каждому из пунктов, будет не интеллектуальная антитеза, а скорее эмоциональный взрыв, возможно – катарсическая реакция с последующим чувством облегчения. (Однако важный нюанс: не надо ожидать этого катарсиса и нагнетать его, вообще не надо ничего ожидать при этом самосозерцании. Иначе создается будущее, а тебе сейчас нужно полностью присутствовать в Сейчас, и прямо, без фантазий, желаний и надежд смотреть на все эти вещи.)

Если в процессе или в результате самоисследования после обнаружения отождествленности с какой-либо эмоционально-ментальной структурой (образом себя) приходит резкое неприятие и отторжение этой структуры, значит тут же на «трон» уселась новая отождествленность – с «обнаружившим» отвергаемое. Это тоже ложное отождествление, и оно тоже должно быть увидено. В этом случае нужно отступить еще на шаг глубже, задавая вопрос: «Кто тот, кто видит видящего и обнаруживающего?» И подтверждать для себя, что и "обнаруживший" тоже нереален.

*

Если ты веришь в какую-либо мысль (то есть уверен, что она – правда), значит ты отождествлен с тем, для кого эта мысль – правда, с верящим, для которого мысль и стоящий за ней контекст (желания, привязанности) актуален.

*

Отождествление с телом - это вера в реальность пережитых и переживаемых эмоций и их постоянное воспроизведение, вошедшее в привычку и ставшее характером.

Эмоции в теле – это, по сути, и есть история личности (записанная в теле), даже, можно сказать, это и есть личность как таковая, верящая в реальность этих историй и вновь и вновь и вновь переживающая и воспроизводящая эти истории. Ключ к свободе - это перестать верить в значимость этих историй, перестать считать их собой, встав надо всеми эмоциональными и психологическими состояниями и стоящими за ними ментальными установками. Модели поведения, связанные с ними, постепенно уйдут, растворятся сами собой, над ними не нужно работать и анализировать их.

Перестать считать истории собой – это по сути и есть принять себя таким, не борясь со всем этим. Просто остаться с этим в моменте, как бы больно это ни было. Это и есть «понести свой крест». Работа над собой по постепенному освобождению от всех этих блоков для этого не требуется. Важно понять, что ОТПУСКАНИЕ (отдача эмоции или психоэмоционального блока Богу) - это вовсе не сопротивление эмоции, не борьба с ней. Поэтому в отпускании (оно же - принятие) не должно быть ни намека на ЖЕЛАНИЕ, чтобы эта эмоция ушла. ЭТО ОТПУСКАНИЕ (ПРИНЯТИЕ) ЕСТЬ ЧИСТОЕ ОСОЗНАНИЕ эмоции и позволение ей быть и проживаться полностью, без контроля, борьбы и сопротивления. Это и есть Голгофа, это и есть понести свой Крест, остаться единым с Богом, полностью сдаться Его Воле (и сдать эмоцию). Оно же – быть как «я есть», держаться стоп Гуру, быть пустым. Оно же: «Да будет воля Твоя».

При этом очень ложной мыслью будет такая: «Я несовершенен, пока у меня в теле сидят и воздействуют на меня эти эмоции. Пока они не будут искоренены, я не могу быть Тем». Поверить в эту мысль - значит вступить в сделку с психологическим умом, купиться на идею о необходимости времени и работать над собой бесконечно. Потому что каждой из этих эмоциональных историй – миллионы лет, миллионы жизней и миллионы смертей.

Но нужно иметь в виду, что Свобода не может полностью вступить в свои права, пока не прожиты и не осознанны (не освещены) некоторые желания и тенденции, образующие фундамент личности. (Т.е. пока в уме царит беспорядок и множество всяких неосознаваемых убеждений и установок.) Потому что некоторые желания и склонности автоматом выдергивают внимание (перенося его в ожидание, то есть в будущее, или в сожаления, то есть в прошлое) и не позволяют покоиться в самом себе (в Сейчас). Поэтому в той или иной форме такие неосознаваемые блоки будут создавать мир. Даже в форме дискомфорта в теле, возникающего при общении с людьми. Даже в форме малейшего напряжения. Например, пока остается желание чего-то достичь или получить (даже если это само желание «прожить желания осознанно и отпустить их»), прожить желания осознанно и отпустить их будет невозможно, потому что при попытке сделать это будет возникать время (ожидание). Только Милость, искренность и честное безоценочное смотрение может вырвать из этого колеса. При этом борьба с желаниями и попытка от них убежать и избавиться уже будет спором с волей Бога. Нужно их все признать и позволить им быть и проживаться. Быть распятым на этом кресте, признать свою человеческую природу и тем самым превзойти ее.

Прежде чем исчезнут все желания, возможно, останется только одно искреннее и сильное ЖЕЛАНИЕ: «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ». Это на самом деле и есть отказ от всех желаний, кроме одного – желания быть единым с Богом. И если оно действительно осталось одно (то есть по-настоящему искреннее), то оно немедленно удовлетворяется. Все остальные желания просто теряют свою силу и власть над тобой, потому что все они исходят из обусловленности, из прошлого, а ты живешь теперь настоящим, реальным. Желание быть с Богом, как Бог, единым с ним – если оно подлинное, искреннее, из сердца, а не от ума – опустошает пространство для Того, что Есть, удаляя все голоса и отзвуки прошлого. Здесь тебе уже нечего бояться и нечего хотеть. Потому что ты есть все и все есть ты, ты ничто, и все, что нужно, есть каждое мгновение.

(Выведение блоков из тела произойдет постепенно, так как это физический аспект, который существует во времени, но если оставаться в этом доверии и осознавании Себя, не отождествляясь ни с какими отзвуками прошлого, то все это разрешится само собой.) ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>