Олег Давыдов Версия для печати
Места силы. Сорок четвертое – Рыльск

Вальпургиева ночь (это накануне Первомая) застала меня в дороге. Почерневшее пространство наполнилось пьяными ведьмами и ведьмаками. Попадая в свет фар, они хохотали и делали непристойные жесты. Это был уже форменный шабаш. Каждую минуту кто-нибудь мог попасть под колеса. Пора было остановиться. Ближайшим на пути оказался Рыльск.

Сейм под Рыльском поворачивает на юг

Текущий более или менее на запад Сейм, под Рыльском резко поворачивает на юг, упершись в холмы, на которых стоит город. Любой резкий изгиб реки уже сам по себе указывает на возможность места силы. Надо только его поискать. Рыльское место силы располагается там, где в Сейм впадают две речки: Рыло, давшая, как говорят, название городу, и Волынка, по которой Рыльский Никольский монастырь некогда назывался Волынским. Теперь Волынка практически исчезла, затерялась в пойменных лугах Сейма. Но о ней все еще помнят. Так вот, при слиянии этих трех рек еще недавно был холм, называвшийся Чертовым Курганом. Его уже тоже нет. Последние остатки были смыты половодьями в 50-х годах 20-го века.

Никольский Рыльский монастырь. Половодье

Но место, где он был, до сих пор называют Чертовым Курганом. Потому что все знают: там в незапамятные времена обитал черт. Который все время вредил рыбаку Ивану по прозвищу Жигалка, жившему под курганом на берегу Сейма. Рвал ему сети, запутывал их. Блазнил, не давал покоя. А в пещере над речкой Волынкой жил лыцарь-отшельник, человек уважаемый и авторитетный, местный судья. И вот однажды, когда черт окончательно достал Жигалку, тот пожаловался лыцарю. Нечистый был вызван на суд, началось разбирательство. Иван был, конечно же, тоже не ангел. Черт нашел, в чем его обвинить. Дело запуталось, тяжба затянулась. Наконец, лыцарю все это так осточертело, что он выхватил меч и отсек обоим спорщикам головы.

Герб города Рыльска

Столь нелепый процесс, пожалуй, можно назвать шемякиным судом. И в этом именовании будет даже сермяжная правда, поскольку на рубеже 15-го и 16-го веков в Рыльске княжил Василий Иванович Шемячич, внук печально знаменитого Дмитрия Юрьевича Шемяки. Этот последний боролся со своим двоюродным братом Василием Темным за московский престол, овладел столицей, ослепил Василия (потому тот и Темный), взял с него клятву больше не бороться за власть, но не был принят народом и элитами, бежал в Великий Новгород. И там уж его отравили (рука Москвы бывает подчас необыкновенно длинна). А его сын Иван успел бежать в Литву и получил в вотчину тамошние пограничные города Рыльск и Новгород-Северский.

В Рыльске уже зацветают сады

Внук же Дмитрия Шемяки, Василий Иванович, переметнулся вместе с этими вотчинами на московскую службу. Держал границу, ходил в походы против литовцев. В 1523 году, при Василии III Ивановиче, его заманили в Москву, обвинили в сношениях с неприятелем и посадили. Бессрочно. Потому что надо было уже кончать с удельными князьями. В 1529 году Шемячич умер в заточении. Таковы были отношения двух Василиев Ивановичей, двух праправнуков Дмитрия Донского, двух военачальников,  всегда готовых предать друг друга. Кстати, сегодня граница проходит примерно там же, где проходила в те времена, но только Рыльск принадлежит России, а Новгород-Северский – Украине, которая была частью Литовского княжества.

Что же касается лыцаря-отшельника, обезглавившего Ивана Жигалку и черта, то в ночь после этогонемилосердного акта ему был голос, который безапелляционно потребовал вернуть на свои места снесенные головы. Оробевший лыцарь немедленно выполнил требование. Но в спешке все перепутал. Иван получил голову черта, а черт – голову Ивана. В результате этой ошибки рыльский черт стал как-то человечней, а человек поумнел. Про местных мужиков с тех пор говорят: рыляк самого черта проведет.

Этого монаха окликнули с колокольни. Но его не проведешь, он знает, что над ним подшучивают послушники

Не знаю, как насчет сверхестественной хитрости и ума рыляков, не уверен... Но в том, что история этих мест ужасно запутана и как-то двоится, сомневаться не приходится. Может быть это обусловлено коренной двусмысленностью всякого пограничья. Ведь самая суть границы это – не здесь и не там. И одновременно – и там, и здесь. И нашим, и вашим. И то, и другое. Но также – и не то, и не другое. Пограничная ситуация в том и состоит, что подчас ты не знаешь, где ты и что ты. И главное – кто. Ты между двух зеркал, отражающих друг друга, но вопрос еще: кто отражается в уходящих в бесконечность коридорах взаимных отражений? Архетипический сюжет о перепутанных головах как раз и описывает экзистенциальную ситуацию принципиальной неопределенности пограничных миров. Вот Томас Манн в новелле «Обмененные головы» (написанной по мотивам восточной притчи, дошедшей до нас, например, в поучительной «Книге попугая») вроде бы поднял этот вопрос, но – аккуратно упрятал ответ на него в густом нарративном тумане.

Рыльский монастырь. Белая справа Никольская церковь, левее - Крстовоздвиженская и Троицкая. На переднем плане монастырская колокольня

История Никольского Рыльского монастыря, расположенного рядом с пещерой лыцаря-отшельника, тоже погружена в туман. Как будто кто нарочито сплел двусмысленный сюжет вокруг этого места силы над Сеймом. Ну посудите: самое раннее упоминание о монастыре относится к 1614 году, когда игумен Феодосий повез в Москву обветшавший архив своей обители, чтобы его там заново переписали, но по дороге был убит какими-то разбойниками, а документы исчезли. То есть письменная история монастыря начинается с утраты всей предыдущей исторической документации. Тем богаче его легендарная история. В Рыльске любой вам расскажет, что примерно тысячу лет назад монастырь основали монахи, явившиеся из Болгарии. Они, мол, бежали сюда еще при Владимире Святом (чуть ли не до крещения Руси) от каких-то преследований на родине. И прихватили с собой правую руку Иоанна Рыльского.

Монастырские лошади пасутся под горкой Синайкой

Кто такой Иоанн Рыльский? Это величайший из святых, просиявших в Болгарии, небесный покровитель болгар. Он родился в 876 году недалеко от нынешней Софии. Поначалу был пастухом, потом раздал все, что имел, и ушел в пустынную местность. Жил в дупле дерева, был его духом, как и Павел Обнорский, живший много позже в России, в Комельском лесу. И – как Тихон Медынский под Калугой. Иоанн подвизался на Балканах, в Рыльских горах. Там тоже, как и в русском Рыльске, течет река Рыло. Названия одного корня. Но подход к объяснению этого названия у русских и болгар разный. Болгарская река рыла себе русло, пробиваясь через горы, и поэтому названа Рыло. А у нас было так: жила-была на свете свинья (еще до черта, Ивана и лыцаря), которая рыла своим свиным рылом землю и отрыла родник, который и стал истоком реки Рыло. Голова той свиньи теперь красуется на гербе города Рыльска. На мой вкус русское топонимическое объяснение и глубже и основательней, чем болгарское.

Иоанн Рыльский

Но вернемся к Иоанну. Отшельника, скрывавшегося от людей, в конце концов обнаружили. Овцы вывели пастухов к тому дереву, где он жил. И началось паломничество. Посетители, жаждавшие духовного и физического исцеления, так докучали святому человеку, что он бежал (русские святые тоже обычно так делали) дальше в горы. И поселился на неприступной скале под открытым небом. Но через годы все же спустился и на месте, где жил когда-то в дупле, основал монастырь, называемый Рыльским. Самый знаменитый монастырь в Болгарии. Умер Иоанн в 946 году. И был похоронен в основанной им обители.

В 976 году он явился Рыльской братии. Велел откопать свои мощи и перенести их в Средец (так тогда называлась София). Это было исполнено. Однако перед тем, как отправить мощи в столицу, монахи отделили от них правую руку. А когда кому-то из них пришлось эмигрировать в русские земли, он (или они) взяли руку с собой. Скорей всего это было уже после крещения Руси Владимиром (988). Неизвестно, почему они не остановились в Киеве, а отправились в Рыльск. Вероятно, считали совсем не случайным созвучие русских и болгарских названий.

Вид с колокольни на горку Синайку и разлив рек Сейм и Рыло. Троицкий и Крестовоздвиженский монастырские храмы

На горе Ивана Рыльского в русском городе Рыльске когда-то была церковь (сперва деревянная, а потом и каменная) во имя Иоанна Рыльского. В ней, как считают рыляне, хранилась рука болгарского святого. Куда (и когда) она потом подевалась – бог весть. Болгары руку искали. Еще в 19-м веке монахи болгарского Рыльского монастыря пытались наводить справки о том, где бы она могла быть. Но ответа не получили. Тем не менее, многие до сих пор верят, что рука преподобного Иоанна рано или поздно обнаружится. И именно в Рыльске.

С начала 18-го века главной святыней Никольского Рыльского монастыря становится икона Николы Чудотоворца. Она явилась в 15-м веке недалеко от села Асмолово (это километрах в пятнадцати от Рыльска, там, где река Амонька впадает в Сейм). От этой иконы всегда было много чудес. Не случайно на месте ее явления, возникла Амонская Никольская пустынь. В 1724 году ее приписали к Рыльскому монастырю. Ценные иконы и утварь были перенесены в Рыльск. Амонская пустынь вскоре совсем перестала существовать, но из Рыльска туда дважды в год отправлялись крестные ходы. Сейчас они, кажется, возобновляются.

После Пасхи в Никольском монастыре можно звонить сколько угодно. Послушники в дионисийском экстазе

Должен сказать, что Рыльский монастырь одно из самых благодатных мест, которые мне удалось посетить. Там легко. В самом монастыре я не встретил ни одного угрюмого монаха. Все приветливы, веселы, видно, что этим людям некогда предаваться унынию. И незачем. Ведь этот мир так прекрасен. С колокольни, на которую монахи меня пригласили, чтобы и я мог позвонить во славу Божью, открывается захватывающий вид на разлившийся Сейм, на Рыльск, на гору Синайку, поросшую дубом. На ней, кстати, можно увидеть курганы северян (это одна из групп славянских племен, по их имени эти земли называются Северскими). Прогулки по этой горе издревле считались целебными. Я в этом и сам вполне убедился. Головную боль, которую я заработал в гостинице, где парочка зрелых ведьм за стеной отмечала Вальпургиеву ночь, предаваясь мучительно-сладостным играм, на Синайке как ветром сдуло.

Пещера с целительной глиной

Именно в толще этой горы, на ее восточном склоне, я нашел ту пещеру, в которой когда-то жил лыцарь-отшельник. А в более поздние времена в ней спасались Никольские схимники. Сейчас там никто не живет, но пещера манит пришельцев. Люди приезжают издалека. Специально, чтобы набрать голубой (а скорее зеленой) глины. Они отколупывают ее от стенок этой пещеры. Глина чудодейственная. Словоохотливый монах рассказывал мне, что ученые медики проводили какой-то сложнейший анализ и выяснили, что глина имеет такой состав, что способна вылечить любую болезнь. Даже от рака мозга ею излечивались. Просто прикладывая измельченную глину к голове. Но, конечно, особо полезна та глина для дамочек. Некоторые из них лезут в пещеру исключительно, чтобы забеременеть. А большинство их использует глину в косметических целях. И не разочаровываются.

Никольский источник. Вид из пещеры лыцаря-отшельника

В последние годы под Синайкой, вдоль длинной горы, открылись целебные источники. Их несколько: пресвятой Богородицы, Иоанна Рыльского, Николая Чудотворца, Святителя Павлина и священномученика Ипполита. Сейчас, в половодье, не ко всем из них можно и подобраться. Некоторые совершенно затоплены, к другим можно подобраться – попить, искупаться, набрать воды. Я пил из Никольского и Богородичного. Отлично.

Что же до ведьм из гостиницы, то они так и лезли все время мне на глаза – и в монастыре, и на Синайке около родников. В пещере лыцаря-отшельника я с ними, наконец, познакомился. Славные оказались тетки: Валя и Света. Косметички из какой-то питерской клиники. Прибыли в Рыльск для заготовки лекарственной глины. А заодно и бурно провели Вальпургиеву ночь. Праздник все-таки.

Монастырь и Синайка. Вид от источников

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы
Великое индийское священное Писание в переводе Глеба Давыдова. Это эквиритмический перевод, т.е. перевод с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому он читается легко и действует мгновенно. В «Рибху Гите» содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Мы издаем "Места Силы / Шаманские экскурсы" Олега Давыдова в виде шеститомного издания, доступного в виде бумажных и электронных книг! Уже вышли в свет Первый, Второй, Третий, Четвертый и Пятый тома. Они доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Пять Гимнов Аруначале: Стихийная Гита Раманы
В книжных магазинах интернета появилась новая книга, переведенная главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это книга поэм великого мудреца 20-го столетия Раманы Махарши. Рамана написал очень мало. Всего несколько стихотворений и поэм. Однако в них содержится мудрость всей Веданты в ее практическом аспекте. Об этом, а также об особенностях этого нового перевода стихотворного наследия Раманы Глеб Давыдов рассказал в предисловии к книге, которое мы публикуем в Блоге Перемен.





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>