Олег Давыдов Версия для печати
Места силы. Тринадцатое – Умиление

Араамиев Городецкий монастырь на берегу Чухломского озера

Будучи глубоко суеверным человеком, я хочу посвятить этот тринадцатый текст святому, от которого не жду подвоха, поскольку он всегда терпеливо сносил досажденья людей. Речь об Авраамии Галичском, которого также называют Чухломским и Городецким.

Он постригся в Троицком монастыре никому еще толком тогда неизвестного Сергия Радонежского. При этом был старше Сергия возрастом, имел кое-какой жизненный опыт, знал, как устроена жизнь в других русских обителях. Проведя у Сергия несколько лет, потрудившись, пройдя искус безмолвия, он в 1350 году решил уйти, стать отшельником. И отправился в Галичскую землю. Чудь тех мест была давно крещена, но все еще предавалась непотребствам язычества. Да и славяне там были не очень тверды в православии.

Умиление, Озерки, Коровье, Ножкино - места, где Авраамий основал монастыри

Поселился Авраамий  на северном берегу Галичского озера, которое на финском диалекте называлось Нерон. Вскоре отшельнику было видение: некий голос велел ему встать и идти на ближайшую гору. На вершине он увидал сияние. На одном из деревьев стояла икона Богородицы. Авраамий начал молиться. Вдруг икона сама собой стала двигаться и сошла к нему прямо в руки. По типу изображения это было "Умиление": младенец прижимается щекой к щеке матери. Отсюда и нынешнее название места: Умиление.

Авраамий обретает икону Богородицы

Авраамий не сразу осознал, что значит это явление. Через какое-то время он задумал уйти в еще более удаленное место, захватив икону с собой. Но во сне услышал голос, предписывающий ему оставаться и строить здесь монастырь. Был еще случай: Авраамий нашел на соседней горе площадку, которая ему показалась лучше той, где явилась икона: покрасивей, попросторней, с источником сладкой воды. Он построил часовню возле источника и перенес в нее икону. И в туже ночь икона исчезла. А нашлась на том дереве, где изначально обрел ее Авраамий. Он, молясь Богородице, каялся: "Согрешил, перенеся пречистую икону Твою от места, которое Сама, Госпоже, избрала". Из этого видно, что место силы не может быть где угодно, его нельзя назначить таковым произвольно, оно там, где случается чудо. Впрочем, об этом уже шла речь в связи с Адрианом Пошехонским.

Место, где Авраамию явилась икона Умиление. Теперь здесь интернат для детей из окрестных поселений

Что касается Авраамия, то он был непоседа. Правда - скорей поневоле. Когда на месте явления Иконы возник монастырь, он не смог в нем жить. Недалекие ученики отвлекали  от молитвы. Он тайно ушел и поселился в удобном для подвигов месте, располагающемся почти в 30 километрах от прежнего, на берегу небольшого озера. Но ученики нашли его, стали просить вернуться, а когда он отказался, сами остались. Так появился монастырь во имя Положения пояса Богородицы, или Великая пустынь. Прошло не так много времени, и Авраамий снова не выдержал, снова бежал. Еще дальше на север. Нашел прекрасное место на реке Виге. Но и здесь его достали ученики. Пришлось создавать еще один монастырь: Собора Пресвятой Богородицы. Впоследствии он назывался Верхняя пустынь.

Городецкий Покровский монастырь, где покоятся мощи Авраамия Галичского

Нет предела людскому занудству. Авраамий пытался и в четвертый раз бежать. Поселился на северной оконечности Чухломского озера, около древнего городища чуди, где в его время еще продолжались языческие богослужения. Конечно, его и здесь настигли люди с горящими глазами и постными физиономиями. Результат: еще один монастырь - во имя Покрова Богородицы на Городке (чудском городище).  Дальше уже бежать было некуда: приближалась кончина. В 1375 году Авраамий умер. Его мощи лежат в Гордецком Покровском монастыре. Туда-то я и направился в первую очередь.

Городецкий монастырь. Слева Покровский собор (начало 17-го века). Справа виден храм в честь иконы "Умиление" (19-й век)

Несколько лет подряд мне периодически снился один и тот же сон: поднимаюсь на высокую гору, на которой стоит монастырь, вхожу в него, вижу монахов, сидящих  на лавке и смотрящих куда-то в пространство. Это всегда был счастливый сон, после него мне все легко удавалось в реальности. Я часто думал об этом монастыре, был уверен, что он существует, специально ездил по разным обителям, чтобы найти то, что видел во сне. Но не находил. А на подъезде к Городецкому монастырю, меня вдруг охватила волна дежавю. Я вспоминал каждую деталь на дороге, колокольню и храмы на горе (правда, не такой высокой, как во сне), приходскую церковь под ней, и многие другие вещи, которые были во снах, но которые я не вспоминал наяву. Я заглянул в церковь Умиления, спустился в подклеть, где покоятся мощи святого, прошелся по территории - все мне здесь было отлично знакомо. Вот и лавочка, на которой в моем сне сидели монахи. Теперь я узнал, куда они смотрели - на Чухломское озеро, которое широко открывалось отсюда. А дальше вниз шла дорожка к Авраамиеву источнику.

Вид на Чухломское озеро от задней калитки Авраамиева монастыря и тропинка в Авраамиеву источнику

В тот день мне все удавалось. Я хотел найти те места, где Авраамий оставил монастыри, и я их нашел. Одно из них, впрочем, я заранее пометил на карте - село Коровье, где, как я знал из книг, есть заброшенная церковь, стоящая на месте давно уничтоженной Верхней пустыни. Пространство там отменно феншуйное - Авраамий умел выбирать. Церковь стоит на берегу реки, как бы под горкой. Никто из местных мне не сумел объяснить, продолжала ли эта церковь оставаться посвященной Собору Богородицы до самого своего закрытия, а тем более - что означает такое посвящение. Между тем Собор Богородицы - это праздник, посвященный таинству родов. Впрочем, об этом мы подробно поговорим в другом месте.

Коровье. Соборо-Богородицкая церковь, стоящая на месте Верхней пустыни

Что же касается места, где стояла Великая пустынь, то я уже и не чаял его найти, поскольку из жития Преподобного можно извлечь только нечто весьма приблизительное (озеро в 30 поприщах от Умиления). Я прикинул, что это может быть нежилая деревня Озерки, но можно ли туда попасть, не имел представления. Ехал себе в сторону Галича и вдруг приблизительно там, где по моим прикидкам могла быть отворотка на Озерки, увидел маленькую девочку с велосипедом. Поскольку поблизости не было ни указателя, ни взрослых людей, я решил спросить дорогу хоть у нее. Дети нередко знают больше взрослых. А эта девочка не только знала, где Озерки, но и указала дорогу с такими деталями, как будто заранее готовилась к ответу. Я задал дополнительный вопрос: что она знает об Авраамии? "В Озерках был его монастырь", - без запинки ответила девочка, повернулась и поехала в сторону видневшихся вдали домов. Ее миссия была выполнена.

Озерки. Машина стоит около дома, который мне поначалу очень понравился, но потом...

Деревня на берегу озерка казалась брошенной безвозвратно, ветхие домики разваливались буквально на глазах, от церкви ничего не осталось. Хотя - там, где она должна была по идее стоять, угадывались остатки фундамента. Около них мой пес повалялся немного, показал, что тут фонтанирует сила. В общем, место волнующее. Один из домов на берегу озерца стоит так удачно, что я подумал: хорошо бы здесь немного пожить. Но тут же ощутил (мурашки по спине), что из глубины дома кто-то пристально смотрит на меня. Не человек. Я почел за благо убраться оттуда.

Оставалось еще одно место, которое в тот день нужно было найти: то самое Умиление, где Авраамию явилась икона. На карте оно есть, но как туда проехать? Около Галичского озера мы, как слепые котята, стали тыкаться в разные стороны.

Туровское. Справа видно Галичское озеро

Был вечер воскресного дня, дороги были пустынны. И тут случилось чудо. Заметьте: это не я так называю случившееся, это его так назвала женщина средних лет, сидевшая в набитом людьми "Москвиче", стоявшем на выезде из села Туровское, где когда-то располагалось поместье Георга Лермонта (шотландского предка поэта Лермонтова). Я, естественно, подошел к единственной за полчаса встретившейся нам машине, спросил: как проехать в Умиление? И в ответ на мой деловой вопрос женщина, сидевшая справа от водителя, вдруг закричала: "Это чудо!" Я спросил: почему? А она мне ответила: "Потому что мы тоже едем туда. Давайте за нами". И уже вслед мне добавила: "Я знаю, вы православный, вы только что от Авраамия, я тоже была там на прошлой неделе".

Умиление. Развалины храма, построенного рядом с местом явления иконы Богородицы

Нам послал ее сам Авраамий. Так я думал, пока мы выписывали петли по двоящимся и иногда совсем исчезающим проселкам. Однако дальнейшие события показали, что, может быть, кто-то другой дал нам этого ангела в путь. Но по порядку: в том, что Умиление мощное место силы, сомневаться не приходилось: меня сразу там охватил беспричинный восторг. К сожалению, провожатая наша мешала сосредоточиться. Она назвалась православным врачом и под этим предлогом рассказывала о всяких болезнях и их чудесных исцелениях. Буквально проходу не давала.

Сова вела себя очень достойно

А начала с того, что пригласила всех в развалины церкви молиться. Лично я предпочитаю делать это в одиночестве, но тут отказаться было нельзя. Вошли. Первое, что я увидел: большая сова, сидящая в нише. Надо было снять ее, но - православная пифия уже произносила слова молитвы. Глядела при этом точно на сову, которая с большим удивлением вертела башкой и близоруко щурилась. Я все ждал, что птица вот-вот взлетит. Это казалось почти неизбежным, поскольку, стоя в двух метрах от нее, женщина размашисто крестилась и бормотала все громче и громче. Впала в молитвенный раж. А сова? Было ясно, что мудрая птица Афины Паллады сидит в этой церкви совсем не случайно. Но - кем, для кого и зачем она сюда послана? По русским поверьям сова - советница лешего. Если так, жди беды.

Умиление. Тропа к колодцу Авраамия. Вон по ней идет женщина

Обошлось. Женщина сказала аминь, и сова не только не рассыпалась и не улетела, но даже как будто поклонилась в ответ. Я показал православной врачихе, что за иконе она молилась. Как бы проснувшись, она засмеялась: "Да? А я и не видела". Она и сама в тот момент напоминала сову, ослепленную светом. Но вскоре опомнилась и повела нас к колодцу Авраамия, чтобы продемонстрировать свое искусство врачевания. Набрав в кружку воды, стала рассказывать о ее целебных свойствах. Я расслабился, слушая... Тут-то она, изловчившись, и выплеснула мне всю кружку в лицо. Если честно: я охуел. На все сто процентов. Это было так неожиданно... А лекарша уже объясняла, что именно так и надо: неожиданно! Чтобы бесы, которые стоят за спиной у врачуемого не успели увернуться от святой воды. Не знаю, как бесы, а я не успел. Стоял и тер зенки, залитые чудодейственной влагой. Когда начал видеть, лицо женщины излучало сияние. Она спросила: "Вам легче?"

Умиление. Колодец Авраамия. Но эта женщина вовсе не врач, это моя спутница Валя

Вообще-то, ничего страшного: ну, подлечили немного, бывает. Я спросил: а что, позади меня много бесов? "Не знаю, я бесов не вижу, но они должны быть у каждого за спиной". Надо ж: "должны", но она их "не видит". Как и сову. А я вижу. И сову, и бесов. Но все же воздерживаюсь их изгонять. Хотя стоило бы дать тетке по морде. Верное средство против кликушества. Кстати, почти все чудеса Авраамия - исцеления от слепоты или беснований.

После шоковой водной процедуры я старался держаться подальше от Майи Борисовны (так ее звали). Но она таки показала мне Авраамиеву дорожку: едва уловимую водную рябь, которая отмечает путь преподобного через озеро в Галич. По разным сведениям он по ней - то ли плавал на лодке, то ли ходил пешком. В любом случае - оставил след. Я этот след видел с горы, но на фотографиях он не вышел. Досадно.

На той стороне озера - Галич

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы
Великое индийское священное Писание в переводе Глеба Давыдова. Это эквиритмический перевод, т.е. перевод с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому он читается легко и действует мгновенно. В «Рибху Гите» содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Мы издаем "Места Силы / Шаманские экскурсы" Олега Давыдова в виде шеститомного издания, доступного в виде бумажных и электронных книг! Уже вышли в свет Первый, Второй, Третий, Четвертый и Пятый тома. Они доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Пять Гимнов Аруначале: Стихийная Гита Раманы
В книжных магазинах интернета появилась новая книга, переведенная главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это книга поэм великого мудреца 20-го столетия Раманы Махарши. Рамана написал очень мало. Всего несколько стихотворений и поэм. Однако в них содержится мудрость всей Веданты в ее практическом аспекте. Об этом, а также об особенностях этого нового перевода стихотворного наследия Раманы Глеб Давыдов рассказал в предисловии к книге, которое мы публикуем в Блоге Перемен.





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>