Игорь Манцов Версия для печати
Обиженный универсальный солдат



Посмотрел картину «Поддубный» в Доме кино, ею закрывали российскую информационную программу Московского кинофестиваля.

Большой зал был переполнен, сидели даже в проходах и на сцене перед экраном. Руководитель студии «Тритэ» и Московского фестиваля Никита Михалков лично пришёл рекламировать и нахваливать. Следом продюсер и соратник Михалкова, недавний лауреат Госпремии за фильм про хоккеистов Леонид Верещагин рассказал, что постановщик «Поддубного» Глеб Орлов – дебютант.

Но то ли Верещагин запамятовал, а то ли намеренно скрыл.

В интернете легко отыскалось: Глеб Орлов успел поставить картину «Наша Раша: Яйца судьбы». При небольшом бюджете тот опус от 2010 года оказался прибыльным. Орлова закономерно наняли на патриотический проект, вот только «Яйца судьбы» отчего-то замолчали. Что же, «Яйца» настолько позорно/неловкие?! Что же, мастера искусств застеснялись былых подвигов?!

Я-то не смотрел, но, видимо, неловкие, судя по всему, застеснялись.

Давно уже замечаю, что расейское современное кино покрыто толстым-претолстым слоем хитрости.

Словно грязноватым, неприятным, но всё ещё неистребимым мартовским снегом.

До настоящего солнца, до подлинной весны.

Не знаю, какие уж там яйца у Рафшана с Джумшутом, но у русского богатыря Ивана Поддубного – неудовлетворительные. Эту картину делали в патриотическом угаре, а получился плевок. Если не издевательство.

«Наша Раша: Обиженный Универсальный Солдат».

Сюжет для русского человека удручающий, кошмарный. Ивана Поддубного всю дорогу кто-нибудь обижает. Фильм с этого начинается: запорожского мальчика Ваню окружает стайка ребятишек и грозит отлупить. Ваня бежит к отцу, которого плохо играет актёр Александр Михайлов. Отец возмущён, что Ваня жалуется, и тоже грозится отлупить.

Потом, когда Ваня подрос и превратился в массивного грузчика, его вознамерился обмануть цирковой импресарио. Иван становится цирковым атлетом. Его пытаются обмануть борцы-конкуренты заодно с импресарио.

Но соотечественники – куда ни шло. Гораздо коварнее французы и американцы. Француз против правил мажется маслом и выскальзывает из мощных объятий Поддубного. Американцы – совсем сволочи, они настолько коварно составляют договор с русским богатырём, что он не может до срока забрать заработанные сотни тысяч долларов из банка.

Вконец обиженный Поддубный на пожертвования бежит из проклятой Америки в Советскую Россию. На этом повествование самым неожиданным образом прерывается. Хотя в Советском Союзе реальный богатырь проживёт ещё четверть века и, так сказать, подведёт жизненные итоги. Несомненный намёк на то, что «советские» обижали даже ещё и хуже, чем все прочие.

Хотя именно «советские» присвоили Поддубному в 30-е почётные звания, вручили значимые ордена, распиарили, оформили и задокументировали донельзя красивую биографию, а в 57-м выпустили на экран обаятельную кинокартину «Борец и клоун», которую я смотрел в детстве десяток раз, с неизменной благодарностью.

Подозреваю, что «многократный чемпион мира» был одним из многих/равных! Никакого такого бескомпромиссного «спорта» в начале XX столетия не было, а был, извините, цирк. Нечто вроде современного заокеанского рестлинга. В 30-е СССР озаботился культом силы и здоровья. Назначили – Стаханова, назначили – Поддубного, назначили – Бориса Андреева, и тому подобное.

Хотя бы по этой причине обрывать повествование на приезде Поддубного в Советский Союз – профанация. Обман и подлог.

Ох, этот мне барин Никита Сергеевич.

В целом картина – образец непрофессионализма. Даже профессионального разноса, даже и памфлета не заслуживает. Драматургия – нулевая, хотя на представлении фильма в Доме кино его сценарий характеризовался как то ли «выдающийся», то ли «великий».

Видны ошмётки старого сценария Николая Погодина, времён «Борца и клоуна». Например, дана романтическая история отношений с акробаточкой. Больше никаких женщин у Ивана Поддубного нет. После смерти акробатки он борется и обижается, борется и обижается, обижается и… обижается.

Эта картина – страшная. Она показывает, в каком ключе тутошняя элита представляет себе русский народ. В ключе «универсальный солдат». Туша, мышцы, сентиментальность, жертвенность и обидчивость, без мозгов.

Эй, баре. Мы не такие.

Эй, Михалков, Верещагин, Коротков, Орлов, Пореченков, и кто там ещё! Поделка за гранью. Ни отношений, ни внутреннего движения, ни психологических взаимодействий. Ни даже изобразительной изобретательности, которая наличествует в худших американских жанровых образцах.

В советском фильме Поддубному был придан клоун Дуров. Вдвоём они словно Гильгамеш и Энкиду – архетипически нагруженная парочка, всё как положено. Поделку вроде теперешнего «Поддубного» не пропустил бы даже самый снисходительный советский худсовет.

Одинокий обиженный кусок мяса – мягко говоря, недостаточная придумка.

Почему он не спит с женщинами? Он хранит верность акробатке? Но даже и это не сделано.

Он втайне предпочитает тайные мужские объятия? Ни малейшего намёка и на это. Самая заурядная американская поделка как-то всегда решает мотив «яиц судьбы». Но здесь «человеческое, слишком человеческое» с порога отвергается, презирается.

Презирается человек.

Универсальный Солдат
не нуждается ни в подруге, ни в товарище, ни в проблеске интеллекта или хотя бы в мерцающей интуиции. Одна Великая Обида висит на нём словно пиявка.

Тут в духе времени явно ориентировались на православный мотив «хождение по мукам». Хорошо, пускай такое. Но где же в таком случае последние 25 лет (!) жизни человека – когда подводятся итоги, когда с неизбежностью проявляется Смысл?!

Настолько «мастерам искусств» противен «Совок», что взяли и, повторюсь, последние 25 лет жизни отрезали. Словно бы не было.

Ну, и во имя чего ходил по мукам? Создателям жизнь Поддубного глубоко безразлична.

Едва Универсальный Солдат одряхлел, авторы его позабыли и кинули.

Ну, выдающаяся проговорка ихнего авторского бессознательного.

Читал когда-то и запомнил из хорошего юнгианского аналитика: «Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом».

Это, если что, не я, это аналитик. Иноземный.

Живём в ситуации абсолютно проваленных мифологем. Четверть века они строили страну на злобно/махровом, рационально не обеспеченном антисоветизме. Закономерно подняли голову «бандеровцы», которым ведь именно Советы не давали поднять головы.

Говорят, впрочем, никаких «бандеровцев» нет, их выдумала Москва. Тоже допускаю, я человек маленький, неосведомлённый. Но если выдумала, то исходила из всё того же антисоветского мифа.

У нас же давно нет никакого настоящего, нет психологически насыщенного «здесь и сейчас».

Невозможно без последствий вырезать четверть века из судьбы Ивана Поддубного, 80 лет из судьбы страны. Я, кстати, не за «совок», наоборот, за крайний индивидуализм. Когда всё тот же Никита Михалков выступает в качестве индивидуалиста и отвечает за себя, я его приветствую. Но когда он создаёт корпорацию бар-заединщиков, которые из соображений хитрости и корысти дербанят здравый смысл, я его не приветствую, осуждаю.

Снова элита доказала, что ничегошеньки не умеет. Ни придумать, ни снять. Обижаются, обижаются, обижаются и нам эту свою базовую, свою вытесненную в бессознательные глубины эмоцию – навязывают.

Но мы-то, хе-хе, уже давно не обижаемся. Случайно посмотрели, поморщились и забыли.

Например, «Борца и клоуна» - не забудешь.



ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Места Силы. Энциклопедия русского духа
Несколько слов о сути и значении проекта Олега Давыдова «Места Силы», а также цитаты из разных глав книги «Места Силы Русской равнины». «Места силы – это такие места, в которых сны наяву легче заметить. Там завеса обыденной реальности как бы истончается, и появляется возможность видеть то, чего обычно не видишь».
Лабиринт в лабиринте

Эссе Галины Щербовой о феномене лабиринта в истории, культуре и сознании человечества. «Лабиринт – калейдоскоп маленьких безопасных пространств. Но всякий поворот за угол содержит в себе неопределённость – возможность недоброй встречи. Ситуация поворота за угол – психологическая ячейка любого лабиринта, как сформированного из прямолинейных, так и круговых форм».

Рамана Махарши: Освобождение вечно здесь и сейчас
Если бы вам потребовалось ознакомиться с квинтэссенцией наставлений Раманы Махарши, вы могли бы не читать ничего, кроме этого текста. Это глава из книги диалогов с Раманой Махарши «Будь тем, кто ты есть». Мы отредактировали существующий перевод, а некоторые моменты перевели заново с целью максимально упростить текст для восприятия читателем.





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>