НАЧАЛО БЛОГ-КНИГИ ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ЗДЕСЬ

Петр Кончаловский. Новгород. Детинец. 1925 год

Вопреки мнениям Карамзина, его эпигонов в отечественной историографии и прочих норманистов, Рюрик не был творцом-основателем восточнославянской (древнерусской) государственности. Он пришел к власти в государстве, уже состоявшемся, объединившем обширные территории и достигшем серьезных успехов во взаимоотношениях с соседями.

Рюрик не вел завоевательных войн, не расширял пределы Словенской земли. Его княжение стало временем внутреннего укрепления государства, временем усиления в этом государстве института великокняжеской власти.

В массовом же сознании новгородцев на многие века закрепилась память о том, как во времена Рюрика верховная власть постепенно, но неизменно повышала фискальные требования к подданным – по сути, именно об этом, главным образом, сообщает вышеупомянутая легенда «Юрик-новосел» (17.1).

Предшественники Рюрика правили Словенской землей, опираясь на консолидированную общественную поддержку своей власти. Рюрик, захвативший власть в силовом противоборстве с группировкой сторонников Вадима Храброго, управлял государством при отсутствии общественного единства; главной его опорой стала дружина, состоявшая из профессиональных воинов, получавших щедрую пату за службу. Численность дружины значительно возросла в сравнении с временами предыдущих княжений. Средства для оплаты воинов-дружинников собирались со всей Словенской земли в форме дани. Это вызывало недовольство среди подданных, поэтому князю приходилось быть настороже и наращивать боевую силу дружины. И нормы данеобложения, соответственно, еще более возрастали. И еще сильнее становилось недовольство подданных.

В таких обстоятельствах Рюрику небезопасно было проживать в унаследованной от Гостомысла резиденции, в родовом граде князей Словенской земли.

Не осталось никаких сведений о местонахождении, размерах, планировке Новгорода (Нового Великого града Словенского) во времена Гостомысла и Рюрика. Но можно предположить, что это было сравнительно небольшое поселение, расположенное где-то на территории нынешнего Детинца, окруженное примерно такими же оборонительными сооружениями, какие были в упомянутом выше Серговом Городке – с земляным валом и частоколом поверх него. И внутри такой ограды размещались тесно сгрудившиеся жилища именитых людей, включая представителей княжеского рода.

У многих обитателей Нового Великого града имелись веские причины для недовольства Рюриком – «новоселом», пришельцем из Ладоги (а в Ладогу попавшим из какого-то совсем ничтожного удела, по милости Гостомысла).

Убив при своем вокняжении Вадима Храброго и его сторонников, Рюрик должен был опасаться мести (которая тогда считалась и правом, и обязанностью родичей убитых). И он не мог истребить или изгнать всех потенциально опасных обитателей Великого града.

Избегая возможных неприятностей, Рюрик в 868 году (на четвертом году княжения – так сообщает Иоакимовская летопись) переселился на новое место – вблизи истока Волхова из Ильменя, на правом берегу реки. Построил там для себя укрепленный замок (17.2).

В литературе можно всретить утверждения, что именно загородная резиденция Рюрика стала тем «новым городом», от которого получил название Великий Новгород. Это, однако, не соответствует реалиям исторического развития Новгорода, центральное ядро которого с незапамятных времен оставалось практичски на одном месте (от легендарного Словенска до средневекового Детинца, выстроенного напротив Словенского конца). Город формировася вокруг этого неизменного ядра, и свое историческое название мог получить только от какого-то топонима, в данном ядре находящегося.

А Рюриков град так и остался замком, вынесенным за пределы настоящего Великого города.

При Рюрике вокруг его резиденции полноценное городское поселение не успело образоваться, а его преемники (Вещий Олег с малолетним князем Игорем) перебрались в Киев. После этого резиденция Рюрика утратила свой высокий статус и стала называться просто – Городище.

Но при жизни Рюрика эта резиденция у истоков Волхова была любовно обжита и надежно укреплена. Ее стены были сделаны из прочных деревянных клетей, заполненных землей и камнями. По такой же технологии и примерно в это же время была воздвигнута крепость в Ладоге, которую Рюрик продолжал считать своим особо ценным владением.

Население обеих цитаделей в государстве Рюрика было весьма специфичным.

Жителями Ладоги были, в значитеьной части, лица скандинавского происхождения (такое положение, как свидетельствуют данные археологии, сохранялось до начала XI века).

В главной резиденции на берегу Ильменя обитали: сам великий князь с семьей, его немноге приближенные, а также многочисленная дружина, в которой немалую часть составляли варяги.

Обеспечив себе личную безопасность в политическим центре Словенской земли, и опираясь на мощь свой дружины (готовой исполнить любой приказ повелителя), Рюрик радикально преобразовал управление на местах.

Вот, что сообщает Иоакимовская летопись: «И чтобы всюду разбирательство справедливое и суд не оскудел, посадив по всем градам князей от варяг и славян, сам же проименовался князь великий, что по-гречески архикратор или василевс, а оные князи подручными».

Рюрик, конечно же, не вводил институт подручных князей – они уже были до него. Местные правители назывались князьями со времен, когда сам термин «князь» понимался расширительно и мог принадлежать даже не слишком значительному руководителю. Рюрик просто передал власть на местах (вместе со званием князей подручных) от прежних начальников (наследственных глав соответствующих родовых корпораций) своим назначенцам, не имевшим местных корней и всецело зависимым от воли великого князя.

Новгородцы начала XI века сохраняли в массовом сознании образ Рюрика – могущественного повелителя Словенской земли.

Исходя из таких представлений, летописцы, трудившиеся во времена архипастыря Иоакима – выходцы из Византии, хорошо знакомые с греческой политической культурой – разъяснили статус Рюрика в понятных им терминах: «архикратор», т.е. верховный правитель, или даже «василевс» – царь. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
_____________________________________________________

Примечания

17.1. Легенда «Юрик-новосел» содержит представления об истории Рюрика, сложившиеся в новгородском обществе не ранее XII века, когда уже получила распространение концепция ПВЛ. При этом народное предание сохранило некоторые факты, представояющие очевидную ценность для понимания эпохи Рюрика. Юрик (Рюрик) пришел в Новгород из Ладоги, но и в Ладоге он был пришельцем, непонятно откуда. И в годы своего правления постепенно увеличивал размеры фискальных требований с подданных. Эта последняя особенность его княжения запомнилась новгородцам более всего – они удержали данный сюжет в своей коллективной памяти, хотя в летописных текстах ничего подобного не зафиксировано.

17.2. Некое укрепленное поселение у истоков Волхова существовало еще в VIII веке (по данным археологии). Вероятно, это укрепление – в силу его стратегической значимости – входило в состав непосредственных владений княжеского рода. Таким образом, Рюрик при создании новой великокняжеской резиденции воспользовался уже обжитым местом, достоинства которого в плане безопасности были вполне очевидны.

No related posts.


На Главную блог-книги КАЛИНОВ МОСТ

Ответить

Версия для печати