НАЧАЛО БЛОГ-КНИГИ ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ЗДЕСЬ

Николай Рерих. Спас Нередица. Древний Новгород

Картину далекого прошлого помогают понять некоторые археологические объекты, расположенные в Новгородской области. Вот, к примеру, т.н. Сергов Городок – городище VIII-X вв., расположенное на берегу острова Городок в низовьях реки Веряжи, вблизи ее впадения в Ильмень (6.1). На заре нашей истории – в период славянской колонизации Приильменья – там была крепость, защищенная с суши земляным валом (по которому шел частокол), общей длиной около 100 м. За валом был ров (ныне заплывший).

Судя по всему, здесь был опорный пункт для контроля над близлежащей территорией. Другой такой пункт – городище Георгий – располагался выше по течению Веряжи. Две эти крепости обеспечивали защиту нескольких селений, составлявших, надо полагать, некую административную единицу в общности ильменских славян, занявших данную территорию в VIII веке.

Земли, первоначально занятые переселенцами во главе с Владимиром Древним, находились на северной окраине «славянского острова», в зоне чересполосного расселения славян и чуди (древних финнов). Сравнительно недалеко – в низовьях Волхова – с середины VIII века существовало основанное скандинавами поселение Альдейгьюборг – будущая русская Ладога. И сам водный маршрут по Волхову уже был освоен международными торговцами (главным образом, скандинавами), проходившими здесь на пути из Балтики на Волгу, на Днепр и в обратном направлении. По следам купцов шли авантюристы разного рода, в том числе викинги – профессиональные воины-разбойники.

В общем, у предводителей ильменских славян имелись веские основания для приоритетной заботы о безопасности подвластной территории. И жители данной территории – пришедшие вместе с правителями, а также местные, из славян и финнов – принимали, надо полагать, такую заботу, как должное, и участвовали своими силами и ресурсами в соответствующей деятельности.

Малые городки-крепости (подобные упомянутому выше Сергову городку) составляли сеть опорных пунктов, подконтрольных верховным правителям славянского Приильменья. Сидевшие в таких местах агенты власти оберегали мир и порядок в близлежащих окрестностях, а при нападениях опасных врагов могли укрывать за своими валами и частоколами местное мирное население.

Городки, устроенные во множестве на земле ильменских славян, определяли ее облик в глазах первых чужеземных посетителей – скандинавов, приплывавших по торговым и всяким иным делам. И они, поверхностно познакомившись с этой землей, стали звать ее Гардарика – страна городов.

Правители указанных городков – или, по крайней мере, некоторые из них – назывались князьями (в ту пору, когда сохранялось старинное, широкое понимание термина «князь»).

Настоящие князья (в позднейшем понимании данного термина) – государи – у ильменских славян также имелись. Они назывались – великие князья, а прочие, малые правители считались их вассалами – подручными князьями.

Самое плотное гнездо изначального расселения ильменских славян образовалось на большом острове, окруженном водами Волхова и его протоки Волховца, а также на смежных территориях.

Об этом острове кое-что знали старинные арабские и персидские географы (примерно с конца IX века, когда Новгород и Киев уже были в едином русском государстве): восточные источники называют тот остров своеобразной метрополией русов, указывая, что это место – сырое и нездоровое, но с многочисленным населением (6.2).

Также и скандинавские пришельцы отмечали островной характер метрополии ильменских славян, присвоив Новгороду имя Хольмгард – Островной город.

Как представляется, тот Хольмгард (отмеченный скандинавскими источниками), в начальную пору своего существования представлял из себя целую россыпь малых поселений сельского и раннего городского типа.

У слияния Волхова и Волховца – ниже тех поселений – возник укрепленный пункт, известный под названием Холопий городок, основанный не позднее конца VIII века (по данным археологии). Он прикрывал поселения Хольмгарда от вражеских вторжений со стороны Ладожского озера. С другой стороны – у истока Волхова из озера Ильмень – также, еще в VIII веке возник малый укрепленный городок на месте будущего великокняжеского замка, построенного Рюриком (теперь это место называется Рюриково Городище).

Логично предположить, что княжеская резиденция – называвшаяся Словенск (он же – Великий город) – изначально стояла примерно посредине между указанными крепостцами.

По размерам первоначальный Словенск был, скорее всего, ненамного больше Сергова городка. А его примерное местоположение можно привязать к позднейшему Славенскому концу средневекового Новгорода, на правом берегу Волхова.

Хоть и невелик был по размерам Великий град Словенск, он требовал надежной защиты от нападений вражеских отрядов, которые могли прорываться к центру Словенской земли не только по воде, но и по суше. Поэтому, помимо упомянутых охранных пунктов, контролировавших ближнюю акваторию, был построен укрепленный городок на левом берегу Волхова – напротив Словенска (на какой-то части территории позднейшего Детинца). По сути, это был как бы двойник княжеской резиденции. И назван он был просто – Новый город. Впрочем, его могли именовать и более торжественно – Новый град Словенский, например. Ибо существовала теснейшая связь – коммуникационная и функциональная – между укрепленными поселениями, расположенными друг против друга на двух берегах Волхова.

Новый город уже существовал в восьмидесятые-девяностые годы VIII века, и, при скромных своих размерах, был, по всей видимости, весьма значимым опорным пунктом государства ильменских славян. Ибо там сидел свой князь – подручник великого князя Словенского (6.3).

Иоакимовская летопись сообщает, что после Владимира Древнего в Великом городе Словенске поочередно княжили его дети и внуки, всего – восемь, но имена их не называет. Их кропотливая деятельность не отображена в красивых легендах. Но совокупные результаты этой деятельности впечатляют. Уже в последнем десятилетии VIII века Великий город Словенск доминировал на славянском северо-востоке, подчинив своей власти значительную часть соответствующей территории и ее обитателей (из славян-кривичей и угро-финнов). Перед авторитетом князей Словенска склонились правители древнего Изборска.

В последних десятилетиях VIII века у правителей Словенской земли появились ресурсы и возможности для активных внешнеполитических акций. В этот момент на политическую арену вышел второй (после Владимира Древнего) герой нового государства, оставивший в коллективной памяти сограждан свое имя и внушительный след своих деяний. Его звали Боривой. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
__________________________________________
Примечания

6.1. См.: Сергов городок. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

6.2. Хорошо известны сообщения восточных авторов IX-X вв. об «острове русов». «…Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги…» — пишет Ибн-Русте; аналогично у Мутаххара ибн-Тахира Ал-Мукаддиси: «…Они живут на острове нездоровом, окруженном озером. И это крепость, защищающая их от нападений. Общая численность их достигает 100000 человек» (источник цитат – Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — С. 40-41). Можно предположить, что в указанных сообщениях зафиксированы сведения о месте постоянного жительства русов (т.е. подданных русского князя, граждан единого русского государства), прибывавших в Булгарию и Хазарию по торговым и иным делам; в большинстве своем это были обитатели Новгородской земли, осуществлявшие тогда обширную экспансию в Волго-Окском междуречье и самым активным образом контактировавшие с обитателями мусульманского Поволжья. Следует также отметить, что восточные авторы, повествуя о Руси и восточнославянском социуме, весьма произвольно комбинировали сведения из разных (нередко даже разновременных) источников. В результате получался информационный микс, в котором, порой, непросто разобраться. Так, указанные авторы пишут, что «русы» нападают на «славян», забирают их в плен и продают в рабство. Как представляется, славянами (арабское наименование – сакалиба) в соответствующих произведениях называются не жители исторической Словенской земли (Новгородчины), а представители неких самостотельных общин (славянских, а также угро-финских), становившиеся объектами нападений агентов киевского князя, базировавшихся в Новгороде (тех, кого знаменитая «Русская правда» назывет русинами, а Ибн-Русте и Аль-Мукаддиси – русами).

63. Обоснование времени и обстоятельств создания Нового города напротив Словенска представлены в книге Головкова А.С. «Первые Рюриковичи», гл. 3. – WWW.ПЕРЕМЕНЫ.РУ.

Related posts:

  1. Глава 5. Владимир из Вендланда – реальный основатель Словенска и княжества ильменских славян

На Главную блог-книги КАЛИНОВ МОСТ

Ответить

Версия для печати