О выборах через призму классики | Осьминог

Сколько раз замечено – русская классическая литература и вся наша культура, если присмотреться внимательно, не являются неким отстраненным от действительности академическим фактором. Ониживы, часто на подсознательном уровне, и выступают активным участником современности. Надо, конечно, знать основных героев и сами великие произведения.

Скажем, сразу после прошедших 18 сентября выборов их участники и многочисленные комментаторы принялись объяснять упавшую на сей раз активность избирателей и первые итоги на разные лады. Удивительно, но все, что они говорили, отражено в названиях пьес Максима Горького, созданных классиком век назад. Вот типичное объяснение понизившейся явки избирателей и их апатии – «Дачники» и «Мещане». А наиболее критично настроенные увидели здесь происки злых сил – это «Враги» и сам электорат, который заслуживает даже такое наименование, как «Варвары».

А еще до закрытия избирательных участков, когда голосование только набирало силу, в ход уже пошли ссылки, естественно, неосознанные, на бессмертного Гоголя и его «Мертвые души». Некоторые так называемые либеральные информационные ресурсы, пока в Центризбиркоме не предупредили об ответственности за распространение ложных и откровенно клеветнических сведений, усиленно вдалбливали мысль – фальшивые бюллетени и пресловутые «мертвые души» используют практически повсюду. Поэтому ко второй половине дня энергия великого классика как-то вроде бы поиссякла. Но не совсем.

Скажем, комментируя первые итоги голосования и понимая, что результат в этом году низок, лидер КПРФ Геннадий Зюганов с трудом сдерживал гнев и расстройство. И черпал критическое вдохновение все в том же Гоголе. В Нижнем Новгороде, говорил он, два кладбища в полном составе проголосовали за «Единую Россию». Но потом тема нижегородских погостов сама собой ушла в тень, хотя, как выяснилось, в этом славном городе, действительно, выборы на одном участке признали недействительными. Но какую роль здесь сыграли существа, покинувшие по важному поводу на время свои могилы, так и осталось за кадром.

Но если взглянуть не только на само голосование 18 сентября, но в целом на то, как шла предвыборная кампания, трудно отделаться от мысли, и здесь ярко просвечивается присутствие классических произведений и их героев. Мало кто из участников публичных дебатов не обращался к образу и не вдохновлялся великим предшественником всех нынешних обещалкиных – Иваном Александровичем Хлестаковым. Эмоции некоторых просто зашкаливали. Так, всем запомнился пламенный представитель «ПАРНАСа» Мальцев, постоянно выкрикивающий фразы о том, что только он знает, что и как делать. И что настанет катастрофа, если в Думу его не выберут. Вдобавок усиливал свою позицию, повторяя на теледебатах каждый раз – он будет настаивать на немедленном отстранении Путина от поста президента и предании его суду. Но здесь уже аналогия не с Гоголем, а Достоевским. Вспомним название его романа из пяти букв, где первая «И». Тогда все, связанное с Мальцевым, само собой станет на свои места.

Вообще, к слову сказать, «ПАРНАС» вполне можно было бы назвать фруктовым именем «Слива» — в том плане, что во время предвыборной кампании представители этой партии своими собственными руками и «могучими» мозгами сделали все, чтобы окончательно слить жалкие остатки западно-либеральных идеек в унитаз.

Не очень отставали от них представители другого фрукта – «яблочники». Особенно запомнился судорожно стремящийся к давно им утерянному думскому мандату Владимир Рыжков. Его ролик постоянно крутили на «Эхо Москвы», а начинался он пафосно: «Я, политик Владимир Рыжков…». Здесь на ум приходит детская классика Николая Носова и его знаменитый «Незнайка». Там тоже был персонаж, восклицающий:

— Я зовусь поэтик Цветик,
От меня вам всем приветик.

Но пролетел наш Цветик-Вовик в качестве одномандатника на Алтае, как и вся остальная яблочно-фруктовая смесь. А ведь еще в начале года с пеной у рта он грозил – если в Думу не пройдут подобные ему оппозиционеры, волна народного гнева сметет власть, и Путину не избежать участи Николая II. Смешно, но не грустно. Не люблю себя цитировать, но еще в середине января я писал – всех этих рыжковых, жадных до власти, но плюющих на народ и при этом вдалбливающих ему мысль о том, что «Крым не наш», ждет неминуемый и сокрушительный провал. Так в итоге и произошло. И не помогли Рыжкову вопли и ссылки на ролик об «алтайских каруселях». Уже в день голосования выяснилось — это грубая фальшивка, сработанная еще за день до начала голосования.

Недовольны, как уже отмечалось, итогами голосования и представители КПРФ. Винят при этом своего лжедвойника – партию «Коммунисты России». Возглавляет ее Максим Сурайкин, который, по сути, довел до абсурда программные 10 пунктов КПРФ, превратив их в фейковые «10 сталинских ударов по капитализму». Впрочем, порой трудно было отличить лжекопию от оригинала. Чем не сродни Сурайкину глава столичных коммунистов тов. Рашкин, по чьей инициативе на короткое, правда, время была установлена на Лубянской площади в Москве гипсовая копия памятника Дзержинскому? Значит, вчера Феликс был гранитным, сегодня он гипсовый, а завтра, возможно, рашкины будут приносить сюда фанерную сборно-разборную его фигуру. Как говорится, фарс в ярких символах.

Что же касается самого «товарища Максима», так он умудрился в выборной гонке стать пятым. А вспоминая советскую киноклассику, можно сказать, что это была только «Юность Максима». Нас, возможно, еще ждет в следующий раз «Возвращение Максима», а там и «Выборгская сторона» настанет, где товарищу Максиму уже вручат не какой-то там думский мандат, а удостоверение на управление Центробанком. Ну, прямо как в кино…

Итоги выборов теперь активно обсуждают как у нас в стране, так и за рубежом. В западной прессе вовсю ищут образный ряд. И тут им мог бы опять помочь драматург Горький. Но и не зная его, они утверждают, что Россия «На дне», и выборы это только подтвердили и усилили. В российских источниках кроме Горького в ход идут аналогии, которые можно найти у Гончарова. Народ – это «Обломов», не захотевший встать с дивана, но это, как говорится, «Обыкновенная история». А ждет нас впереди «Обрыв».

Все в наше бурное время возможно, ни от чего не следует шапкозакидательски зарекаться. Путин правильно сказал, что итоги выборов не столько победа, сколько большой аванс для тех, кого избрали. И хочется верить, что великий классик, хотя и во многом и великий путаник Лев Толстой, (но гений же!) не зря озаглавил один из своих романов «Воскресение».


Comments are closed.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ОСЬМИНОГА>>
Версия для печати