В любой момент оставляй душу в поясничном промежутке. Чэнь Синь

            «Как могут отдыхать в моём теле две ци?
            Только, если не знают отдыха…»
            Чэнь Синь

            «Понимание техники – это понимание и овладевание
            длительностью времени, а понимание формы – это
            понимание и управление пространством».
            Чэнь Цзячжэнь

В основе этих записей лежит личный опыт и результат осмысления текста разных книг, включая редкую даже для Китая книгу – двухтомник, принадлежащий перу двух мастеров, Гу Люсиня и Чэнь Цзячжэня: «Тай цзи цюань, стиль Чэнь»; «Пао чуй» (изд. «Либрис». М. 1996. 1998). В последней описаны три боевых комплекса (таолу) этого стиля, но мои записи их мало касаются.

Упор сделан на работу с ци – цигун, основу стиля Чэнь. Именно основу я старался понять, отбирая высказывания учителей о сути Тай Цзи и пути к нему через боевое искусство. Это как компас – сколько ни крути, стрелка всё равно будет указывать только на север. Везде цитаты даны в кавычках, и если нет на то специальных указаний, они принадлежат Чэнь Синю (1849-1929).

Перевод книги сделан М. Богачихиным, он не кажется мне идеальным, но только этот перевод был мне доступен.

Напутствие

            «…утончая сердце, нащупывают и догадываются…» Чэнь Синь

Я ни на что не претендую. Можете мне верить или не верить, однако всё, что вынесено сюда из классиков, осознано мной на личном опыте. Разумеется, это далеко не всё, что у них есть, лишь то, что удалось поверить на себе – другими словами то, что удалось познать хотя бы частично. Конечно, это только первые шаги к осознанию Великого Предела, но всё-таки уже не первая ступенька. Первую, то есть самые азы, вам придётся осваивать самим, иначе к Чэнь Синю вам не подступиться.

Своей целью я ставил обобщить мой первый опыт, высветив его цитатами из Учителей. Они указывают и проясняют путь в целом, его отдельные этапы, тонкие мелочи, которые оказываются вдруг главными при освоении технических деталей. В совокупности это помогает создать начальный задел, что, поверьте, очень нелегко сделать без учителя. На подступах впору просто затеряться в море новых понятий, правил и предписаний. Я и терялся, возвращался к азам, опять терялся…

Это нормально, я думаю, – потому что я всё же двигался вперёд, пусть медленно и постоянно спотыкаясь. Мой путь описан в «Записках неофита о Тай Цзи». Там пока 12 текстов, 12 ступенек, но, вероятно, будет продолжение, скорее всего, будет. Иное из того, что там изложено, удивляет меня теперь своей наивностью, но всё там правда, а лжи там нет даже в тех местах, которые я тогда не очень понимал. Это путь, который я прошёл, и предложи мне кто внести в те тексты какие-то правки, я бы не стал этого делать – что было, то было.

Дерзайте, юные энтузиасты! Очень надеюсь вам помочь. Думаю, вы продвинетесь в своих исканиях гораздо дальше меня. Я не рассчитываю увидеть эти записки изданными отдельной книгой, а потому – вот вам мой совет на случай, если вы извлечёте их из своего компьютера: распечатайте и сброшюруйте! Вам придётся возвращаться к ним десятки, если не сотни раз. С книгой можно работать, монитор же вас будет выбивать из параллельного мира, куда вы с помощью Чэнь Синя, надеюсь, сумеете попасть; сначала ненадолго, потом всё больше. А с монитором работы с ци просто не получится; в работе (гун) и без монитора сложностей и отвлечений хватает, а потому должной концентрации вы никогда не достигнете.

Традиция боевых искусств в Китае очень древняя, более 2000 лет. Но хорошо известные и знаменитые сегодня «внутренние школы» развились намного позднее. Гу Люсинь считает, что тай цзи цюань был создан Чэнь Вап Тином в 60-х годах XVII столетия на стыке династий Мин и Цин. Это было результатом синтеза с учением традиционной китайской медицины о каналах и меридианах и «сплавления с древним «ведением и привлечением» (дао инь) и «выплёвыванием и набиранием» (ту на), что в наше время назвали работа с энергией – цигун… Привлечение «теории философии и учения о каналах превратило тай цзи цюань в комплексный вид воинского искусства, связанный со многими науками». (Гу Люсинь). Что было раньше с боевыми искусствами, во времена создания «Трактата жёлтого императора о внутреннем», которому более 2500 лет, и ещё раньше, никто не знает.

В старых текстах у патриархов нет ни единого лишнего слова, сплошь инструкции, нет уговоров, одни повеления, нередки афоризмы – от самих учителей, либо из «древних трактатов», как они сами говорят, когда на что-то ссылаются. Таковы их «песни»: «36 наставлений в песнях», «48 правил», «Общая песнь кулачных трактатов»… Суть этих поучений сводится в конце концов к триаде: дух-шэнь, мысль и ци. Если вы достигаете единства этих трёх ипостасей, вы осознаёте, что есть Великий Предел. Тогда внутри вашими движениями будет руководить мысль, а вовне – ладонь, и даже один палец ведущей руки: средний, на чём настаивают учителя тай цзи цюань, или указательный – у Сунь Лутана в ба гуа чжан.

Правда, это немного другая история, но только немного. Тай Цзи это Тай Цзи, ему нет дела до того, как человек назвал ту или иную нащупанную им дорожку – тай цзи цюань, синъи цюань или ба гуа чжан… Если вы доплывёте до осознания этого, вы поймёте, что не нужен и палец, раз вы тянете – или, скорее, вас тянет – ниточка средней ци, ибо это уже внутри Великого Предела.

«…Господин Ли Дунъюань утверждал, что сам человек из Небытия порождает духовность-шэнь; накапливает шэнь, из чего рождается энергия- ци; накапливает ци, из которой порождается семя-цзин. Таким образом из Ничего рождается Нечто. Переплавляет цзин, трансмутируя семя в энергию-ци; переплавляет ци, трансмутируя её в духовность-шэнь; переплавляет шэнь, трансмутируя духовность в Пустоту. Таким образом из Нечто достигается Ничто». Сунь Лутан

«Всегда начинайте с выдоха», – советовал Ошо. Что ж, выдохнем и начнём. С Богом!

Чэнь Цзячжень

Это цитаты, но цитаты своеобразные. Я как бы «перевёл» переводчика, добиваясь понятного мне смысла того, что хотел сказать Чэнь Цзячжэнь.

Восемь особенностей тай цзи цюань

            …в этом и есть искусство – мелочь находишь
            в других мелочах…
            Чэнь Синь

Первая особенность. Дух-шэнь и ци сочетаются и согласуются с мозгом человека. Мысль управляет покоем-движением. В движении есть покой, в покое – движение… Внутри скрытно работают мысль и ци, снаружи зримо проявляются дух-шэнь и ци… Первая особенность управляет остальными семью, но должна опираться на остальные семь, только тогда она осуществима…

«Мысль находится в духе-шэнь, а не в ци, если в ци, то ошибка…» – из древних трактатов.

Вторая особенность – упругость движений. Упругость рождается как результат удлинения корпуса и конечностей, постоянно отпускаемых на растяжение. Мягкая как вата упругость есть внутренний фактор, инициирующий колебания корпуса и конечностей… Если нет упругости, то не может быть гармонии с вибрациями мысли и ци, находящимися внутри, и не смогут формироваться колебания духа-шэнь и ци, проявляющиеся вовне… Отпускание на растяжение вызывает ощущение, будто в корпусе-руках стимулируется тонкое и длинное, а при приходе грубой силы ли из-за возбуждающего усилия-цзинь есть ощущение о присутствии в корпусе-руках грубого и короткого. Поэтому, когда корпус и конечности растягиваются, автоматически исключается такой недостаток, как возбуждающее усилие-цзинь с образованием грубой силы ли…

Третья особенность – спиралевидность движений… Если движение вперёд-назад идёт по прямой без подъёмов и опусканий, скручивания внутрь и наружу, то невозможно достичь непрерывной волнообразности колебаний мысли и ци внутри и шэнь и ци вовне…, прообраза Тай Цзи, когда не двигаясь останавливаются, а двигаясь естественно создают формы таолу.

Четвёртая особенность – смена пустого-полного,.. Это основа для мягкой их смены… динамическая основа возбуждения колебаний… Вверх следуют – внизу подстраиваются, вниз следуют – вверху заземляются…

Пятая особенность – сустав за суставом нанизываются-пронизываются…

Шестая особенность – образование единой ци…

По существу, это два этапа одной особенности.

Девять основных суставов: шея, хребет, поясница, ягодицы, колени, щиколотки, плечи, локти, запястья.

(5) говорит о требовании к основным суставам тела выстроиться в связку, подобную дракону… (6) требует, чтобы в таолу форма за формой текли непрерывно, на одном дыхании… количество движения увеличивается и выполняется конкретное условие о возбуждении колебаний звено за звеном… Нанизывание-пронизывание требует включения в работу не только суставов, но и мышц, связок, сухожилий. Иначе возникает такой порок, как «нулевое прерывание» – холостой перелёт ци от сустава к суставу…

Седьмая особенность – жёсткое и мягкое друг друга поддерживают…

Восьмая особенность – быстрое и медленное сменяют друг друга…

Эта пара образует единство противоположностей…Требуется, чтобы возникающее жёсткое и быстрое напоминало голову накатывающейся волны, а мягкое и медленное – хвост отступающей волны, и эти взаимные перемены могли оказывать непрерывное возбуждающее действие…

Гу Люсинь «О гимнастике “вскрывающие руки”» – цзя шоу

(«парные упражнения, предложенные Чэнь Ван Тином, ныне называют туй шоу» Гу Люсинь)

…макушечное усилие ведёт хорошо, поясничное усилие опускает хорошо, паховое усилие поддерживает округлость, подошвы ног с силой упираются в землю, сила рук доходит до ладоней, сила и ци всего тела вливается в левую и правую ладонь… Имеющиеся силы нужно соединить вместе, ещё нужней оставлять душу в позвоночнике…

…осуществляют вращение и побуждение пользуясь средней правильной изначальной ци …идут в центре рук и ног и не допускают выхода вперёд своего корпуса… Опираются на приобретение пустоты и подвижности во всём теле – одна ниточка средней ци поднимается…

…Усилие наматывания нити в гимнастике самое важное и самое сокровенное… ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: