Экхарт Толле

Экхарт Толле внешне совершенно не похож на гуру. Он выглядит как вполне обыкновенный «цивилизованный» европеец. И действительно, к обычным средним европейцам он ближе как по ментальности, так и по антуражу проводимых им бесед (он называет эти встречи «медитациями»). Толле сидит на сцене за небольшим столиком, на котором стоит графин с водой и букет цветов. Пожилой мужчина, на вид довольно болезненный, но все же приятный. Говорит спокойным голосом, делает частые паузы, внимательно смотрит на аудиторию. Очевидно, что находится в «потоке», то есть полностью присутствует в моменте «сейчас», о котором он по большей части и говорит. И в этот поток он погружает постепенно всю аудиторию.

Экхарт Толле (Ульрих Леонард Толле) родился 16 февраля 1948 в Германии. Детство его было, по его признанию, не слишком счастливым. С 13 лет жил в Испании, обучался на дому (так как не мог найти общего языка с одноклассниками в школе). В 19 лет перебрался в Великобританию. Страдал от сильных депрессий, пытался отыскать смысл жизни. «К 23 годам… я стал интересоваться возможностями интеллекта человека. Мои мысли становились все активнее. Я искал ответ внутри своих мыслей, через философию, психологию и литературу, полагая, что ответ должен быть найден в лабиринтах философских размышлений. Это было в тот период, когда я готовился к поступлению в университет и ходил на вечерние курсы». В 1977 году он окончил Лондонский Университет и поступил в аспирантуру Кембриджа. Как раз в это время он пережил наиболее сильную депрессию с суицидальными тенденциями, которая закончилась внезапной внутренней трансформацией. С тех пор он слился с ощущением силы Присутствия, или силы жизненной энергии, безмолвно наблюдающей за происходящим.

Вскоре после этого он взял имя Экхарт (в честь немецкого христианского мистика, жившего в 13-14 вв. Мастера Иоганна Экхарта Хоххаймского) и начал работать с отдельными людьми и группами как консультант и духовный учитель. Его учение вполне можно назвать сильно адаптированной к европейской ментальности версией адвайты (учения о недвойственности). Самая популярная книга Экхарта Толле называется «Сила момента сейчас» (The Power of Now; в русском переводе известна также как «Сила Настоящего» и «Живи сейчас!»). Книга была переведена на 33 языка и стала мировым бестселлером.

ЦИТАТЫ

Если вы цепляетесь за старое и сопротивляетесь переменам, значит, — противитесь естественному течению Жизни, и тогда вы обречены на страдания. Распад — обязательное условие нового роста. Один цикл невозможен без другого.

*

Весь негатив обусловлен накоплением психологического времени и отрицанием настоящего. Беспокойство, тревога, напряжение, стресс — все формы страха — вызваны слишком большим количеством будущего, и недостаточностью присутствия в настоящем моменте. Вина, сожаление, обида, недовольство, грусть, горечь, и все формы непрощения вызваны слишком большим количеством прошлого, и недостаточностью присутствия.

*

Истинное спасение — это состояние свободы: свободы от страха, от страдания, от чувства недостаточности и неэффективности и, следовательно, от всего, чего ты хочешь, в чем нуждаешься, за что цепляешься и к чему привязываешься. Это свобода от навязчивого мышления, от негативности и, прежде всего, от прошлого и будущего, как психологической потребности.

*

Настоящий момент — это поле, на котором происходит игра жизни. И нигде больше она происходить не может. Секрет умения жить, секрет успеха и счастья можно выразить тремя словами: Единство с Жизнью. Единство с жизнью — это единство с тем, что есть Сейчас. Осознав это, вы поймете, что не вы живете своей жизнью, а жизнь живет вами. Жизнь — это танцор, а вы — танец.

*

Ты не найдёшь себя в прошлом или будущем. Единственное место, где ты можешь найти себя – Сейчас.

*

Все происходящие вещи, все многочисленные формы, которые принимает Жизнь, по природе своей эфемерны. Все они мимолетны и недолговечны.

Вещи, тела, эго, события, ситуации, мысли, эмоции, желания, амбиции, страхи, драмы — все они приходят, делают вид, что они важнее важного, но не успеете вы оглянуться, как их уже нет — они ушли в ни-что, откуда и возникли.

Были ли они вообще реальны? Были ли они чем-то большим, чем сон, сон формы?

*

Истиннaя связь — это сопричaстность, это осуществленное Единение, это Любовь. Обычно это состояние сновa быстро теряется, дa, собственно, тaк оно и будет, покa ты не нaучишься достaточно длительно остaвaться присутствующим в Настоящем Моменте, чтобы держaться подaльше от своего рaзумa с его зaстaрелыми стереотипaми. Стоит только рaзуму и твоему отождествлению себя с ним вернуться, кaк ты перестaешь быть собой и опять стaновишься ментaльным обрaзом сaмого себя и поэтому сновa нaчинaешь игрaть в ролевые игры, дaбы отвечaть потребностям своего эго. Тогдa ты сновa стaновишься человеческим рaзумом, претендующим нa то, чтобы быть человеческим существом, рaзумом, который взaимодействует с другим рaзумом, исполняющим дрaму под нaзвaнием «любовь».

*

Всякая зависимость возникает из-за подсознательного нежелания человека встретиться со своей болью лицом к лицу и пройти ее до конца.

*

Мудрость приходит вместе со способностью быть спокойным. Просто смотри и слушай. Больше ничего не нужно. Когда ты в покое, когда ты просто смотришь и слушаешь, это активизирует внутри тебя свободную от понятий разумность. Пусть покой направляет твои слова и дела.

*

Однажды поняв и приняв факт мимолетности всего и неизбежности перемен, ты можешь радоваться удовольствиям, пока они есть, не испытывая ни страха потерять их, ни тревоги за будущее. Освободившись от привязанности, ты обретаешь преимущество более высокого качества, и с этой более высокой точки смотришь на события своей жизни так, что они тебя больше не захватывают. Ты уподобляешься космонавту, видящему планету Земля, окруженную бесконечным пространством, и понимающему парадоксальную истину: Земля любима и драгоценна, и в то же время не значима. Признание того, что и это пройдет, вносит непривязанность, и вместе с этой не привязанностью в твою жизнь входит новое измерение — внутреннее пространство.

Через непривязанность, так же как и через внутреннее непротивление, ты получаешь доступ к этому измерению.

Если ты больше не отождествляешься с формой всецело, то Осознание, коим ты являешься, освобождается от заточения в форме. Эта Свобода есть рождение внутреннего пространства.

*

Много страдания и много несчастья возникает тогда, когда за истину ты принимаешь мысль, пришедшую тебе в голову. Ситуации не делают тебя несчастным. Они могут причинить тебе физическую боль, но они не делают тебя несчастным. Несчастным делают тебя твои мысли. Твои интерпретации, истории, которые ты себе рассказываешь, — вот что делает тебя несчастным.

*

Экхарт Толле и Далай Лама

Кто-нибудь помнит, как в детстве воспринимал внешность людей? Я помню. Помню, что раньше люди не делились для меня на набор частей тела — красивых и некрасивых — и черт лица. Люди воспринимались цельно, в совокупности. И отношение к ним складывалось вовсе не из оценки их внешнего вида и следующих за этим выводов, а из общего восприятия. Мир раздробился, когда общество научило меня оценивать человека в деталях. Вот чем опасно оценивание, в основе которого лежит дуальность — оно дробит целостную картину мира и нас самих, выстраивая такое понятие как «самооценка».

Недавно я читал о том, как Далай-лама, будучи моложе, встречался с группой людей из Запада. Они говорили о недостаточной самооценке, а он все не мог понять, что это такое. Эти люди попытались объяснить ему, после чего Далай-лама обошел всю группу и каждого спросил: «У тебя это есть?» И большинство ответили: «Да». И Далай-лама сказал «О, это очень странно, самооценка».

*

Пока настоящий момент воспринимается как препятствие, проблемам не будет конца.
— Я буду такой, какой ты хочешь меня видеть, — говорит жизнь — она же Настоящий Момент. — Я буду обращаться с тобой так же, как ты обращаешься со мной. Если ты считаешь меня проблемой, я буду для тебя проблемой. Если ты видишь во мне препятствие, я буду препятствием.

*

Наблюдай за сопротивлением, которое есть у тебя внутри. Наблюдай за своей привязанностью к боли. Будь очень внимательным. Наблюдай за тем своеобразным и особенным удовольствием, которое ты испытываешь от пребывания в состоянии недовольства. Замечай навязчивую потребность говорить или думать о нем. Как только ты сделаешь сопротивление осознанным, оно исчезнет.

*

Ожидание — это состояние ума.

В основном, это означает то, что ты хочешь будущего. Ты не хочешь настоящего. Ты не хочешь того, что у тебя есть, ты хочешь того, чего у тебя нет. Находясь в состоянии ожидания, какого бы типа оно ни было, ты бессознательно создаешь внутренний конфликт между «здесь» и «сейчас», то есть именно тем, где ты не хочешь сейчас находиться, и тем спроецированным будущим, в которое ты хочешь попасть. Это очень сильно снижает качество твоей жизни, заставляя тебя терять настоящее. …Если ты не остаешься верным Сущему, то не можешь чувствовать полноту жизни, которая происходит прямо сейчас и которая является тем единственным, что и называется истинным процветанием. Поэтому откажись от ожидания, как от состояния, в котором пребывает твой ум. Как только ты поймаешь себя на том, что опять соскальзываешь в состояние ожидания… освободись от него. Войди в настоящий момент. Просто будь и наслаждайся бытием. Когда ты присутствуешь, у тебя никогда не возникнет потребности хоть чего-то ждать. Поэтому в следующий раз, когда услышишь от кого-нибудь: «Простите, что заставил вас ждать, — ты сможешь ответить: — Все в порядке, я не ждал. Я просто стоял здесь и наслаждался сам собой — наслаждался радостью внутри себя.

Страх исчезает, когда вы начинаете делать то, что боитесь делать, вместо того, чтобы думать об этом.

*

Ты не находишься во Вселенной, ты и есть Вселенная, внутренняя часть её. В конечном счете ты не индивидуум, а точка фокусировки Вселенной, где она осознаёт саму себя. Это удивительное чудо.

*

«Делай одно дело в одно время» — так один дзен мастер определил суть дзен.
Делать одно дело в одно время, значит быть тотальным в том, что делаешь, отдавать этому всё своё внимание. Это действие в уступании — вдохновляющее действие.
Принятие того, что есть, переносит тебя на более глубокий уровень, где твое внутреннее состояние, а также самоощущение перестает зависеть от суждений о «хорошем» и «плохом», которые выносит ум.
Если ты говоришь «да» этой «есть-ности» жизни, если ты принимаешь этот момент таким, как он есть, то можешь переживать внутри себя чувство пространственности, в котором мир и покой.

*

Ты не отделён от целого. Ты един с солнцем, землёй, воздухом. Ты не обладаешь жизнью. Ты и есть жизнь.

*

Страдание начинается тогда, когда ты ментально называешь ситуацию нежелательной или скверной или вешаешь на нее подобный ярлык. Ты обижаешься на ситуацию, и эта обида персонифицирует ее и вносит в нее реактивное «я».

Давать ситуации название или приклеивать на нее ярлык — очень сильная привычка, но эту привычку можно сломать. Начни практиковать «не-называние» с малого. Если ты опоздал на самолет, уронил и разбил чашку или поскользнулся и свалился в грязь, можешь ли ты удержаться и не называть это ощущение плохим или болезненным? Способен ли ты тотчас принять «есть-ность» данного момента?

Когда ты называешь что-то плохим, это вызывает внутри тебя эмоциональное сжатие. Когда ты позволяешь этому быть, никак это не характеризуя, то в твоем распоряжении неожиданно оказывается невероятная сила.

Сжатие отсекает тебя от этой силы, от жизненной силы как таковой.

*

Что такое Бог? Это вечная Одна-в-Едином Жизнь за пределами и внутри всех форм жизни. Что такое любовь? Это ощущение присутствия этой Одной-в-Едином Жизни глубоко внутри себя и внутри всех существ. Что значит любить? Это значит — быть Любовью.
Потому что Вся Любовь — это Любовь Бога.

*

Глубокая взаимосвязанность всех вещей и событий подразумевает, что умственные ярлыки “хороший” и “плохой”, в конечном счете, иллюзорны. Они имеют ограниченную перспективу и поэтому верны только относительно и временно. Хорошей иллюстрацией этого является рассказ о том, как один мудрый человек выиграл в лотерею дорогую машину. Члены семьи и друзья были рады за него, и пришли отпраздновать это событие. “Как здорово! — говорили они. — Тебе так повезло”. Человек улыбнулся и сказал: “Возможно”. Несколько недель он наслаждался ездой. Однажды какой-то автомобиль, за рулем которого был пьяный водитель, на перекрестке врезался в его новую машину, и мужчина с тяжелыми травмами попал в больницу. Члены семьи и друзья пришли навестить его и говорили: “Да, тебе действительно не повезло”. Человек снова улыбнулся и сказал: “Возможно”. Ночью, пока он лежал в больнице, случился обвал, и его дом рухнул в море. На следующий день друзья и члены семьи снова пришли и говорят: “Как тебе повезло, что ты оказался в больнице”. Он снова сказал: “Возможно”.

Здесь слово “возможно” означает отказ выносить суждения по поводу происходящего. Вместо этого он принимает происходящее, и через принятие входит в состояние сонастроенности с высшим порядком. Он знает, что ум зачастую не способен понять, какое место или цель в переплетениях целого имеет кажущееся случайным событие. Но случайных событий не бывает, так же как не бывает и того, чтобы они происходили сами по себе, обособленно. Атомы, составляющие твое тело, когда-то были выкованы внутри звезд, а причины даже для самого незначительного события поистине бесчисленны и самым непостижимым образом связаны с целым. Если бы ты захотел проследить в обратном порядке причину любого события, тебе пришлось бы пройти весь путь до начала сотворения мира. Космос не хаотичен. Само слово “космос” означает порядок. Но это не тот порядок, что доступен пониманию человеческого ума, хотя ему иногда и удается на мгновение увидеть его проблеск.

*

eckhart_tolle

Огромная часть человеческой боли совсем не является необходимой. Она сама себя создает, точно так же как твой беспризорный ум управляет твоей жизнью.

Боль, которую ты сейчас создаешь, — это некая форма неприятия, то есть всегда некая форма бессознательного сопротивления тому, что есть. Сопротивление на уровне мысли — это какая-нибудь форма суждения. На эмоциональном уровне — это какая-нибудь форма негативизма. Интенсивность и острота боли зависит от силы твоего сопротивления настоящему моменту, а она, в свою очередь, зависит от того, насколько глубоко и сильно ты отождествляешь себя с умом. Ум всегда стремится к отрицанию настоящего момента и норовит от него избавиться. Иными словами, чем сильнее ты отождествляешь себя с умом, тем больше страдаешь. Или можно сказать так: чем больше ты чтишь и принимаешь настоящий момент, тем ты свободнее от боли и страдания, тем ты свободнее от эготипического ума.

*

Если вы знаете себя только через содержимое, то будете думать, что знаете, что для вас хорошо, а что плохо. Вы будете делить события на те, которые для меня «хороши», и те, которые «плохи». Это фрагментарное восприятие целостности жизни, где всё взаимосвязано и где у каждого события есть своё место и функция в рамках единого целого. Однако целое — это нечто большее, чем внешняя видимость вещей, чем сумма составляющих его частей, чем всё, что содержат ваша жизнь и мир. За, казалось бы, случайной и хаотичной последовательностью событий, происходящих в нашей жизни или в мире, скрыты и развёртываются высший порядок и цель. Это прекрасно выражено в дзенском изречении: «Падает снег, и каждая снежинка садится на отведённое для неё место». Мы никогда не сможем постичь этот высший порядок, думая о нём, так как, о чём бы мы ни думали, это всего лишь содержимое, тогда как высший порядок исходит из бесформенной области сознания, из всеобщего разума. Но мы можем увидеть его проблеск и даже сонастроить себя с ним, то есть стать осознанными участниками развёртывания этой высшей цели…

*

Люди думают, что их счастье зависит от того, что происходит, то есть от формы. Они не видят, что происходящее – это самая нестабильная вещь во вселенной. Оно постоянно меняется. Люди смотрят на настоящий момент либо как на уже испорченный тем, что произошло, но чего не должно было быть, либо как на ущербный, так как то, что должно было произойти, не случилось. Поэтому они не видят более глубокое совершенство, присущее самой жизни, – совершенство, которое уже есть и которое всегда здесь, за пределами того, что происходит или не происходит, за пределами формы.

*

До тех пор, пока ты не начнешь осознавать Сущее и не найдешь свою собственную реальность, реальность других людей будет от тебя ускользать. Твой разум будет любить или не любить формы их проявления, то есть не только их тела, но вместе с тем и их разум. Истинные отношения возможны только тогда, когда осознаешь Сущее. Исходя из осознавания Сущего, ты будешь воспринимать тело и разум другого человека как простую ширму, чем оно на самом деле и является, за которой ты сможешь чувствовать его истинную реальность, точно так же как чувствуешь свою собственную. Таким образом, если ты столкнешься со страданием, или чьим-то неосознанным поведением, то останешься присутствующим и осознающим свою соединенность с Сущим и, таким образом, сможешь заглянуть за форму и почувствовать излучение и чистое Бытие другого человека, как свое собственное. На уровне Сущего всё страдание воспринимается как иллюзия. Ведь страдание приходит через идентификацию с формой. Подчас через осознание этого, через пробуждение сознания Сущего в других — если они, конечно, готовы — происходят настоящие чудеса исцеления.

*

Знаком ли ты с историей о Банзане? Прежде чем стать великим мастером Дзен, Банзан много лет провел в поисках просветления, но оно все время ускользало от него. Но как-то раз, шагая на базар, он краем уха уловил разговор мясника с покупателем.

— Дай мне самое лучшее мясо, какое только у тебя есть, — попросил покупатель. И мясник ответил:

— Каждый кусок мяса, который у меня есть — лучший. Здесь нет ни одного кусочка, который не был бы самым лучшим.

Услышав это, Банзан стал просветленным.

Я вижу, что ты ждешь какого-то объяснения. Если ты принимаешь то, что есть, тогда каждый кусочек мяса, то есть каждый момент — лучший. Это и есть просветление.

*

В обществе, на уровне своей жизненной ситуации ты и в самом деле можешь стать богатым, умным, успешным, однако в более глубоком измерении Бытия, ты уже являешься совершенным и целостным прямо сейчас.

*

Духовные искатели ищут реализации или просветления в будущем. Чтобы называться искателем, тебе нужно будущее. Если ты веришь в это, так и будет: тебе потребуется время, пока ты не осознаешь, что для того, чтобы быть собой, оно не нужно.

*

Говоря, что получаешь удовольствие от своего занятия, ты в действительности опираешься на ошибочное восприятие. Создается такая картина, будто радость обусловлена тем, что ты делаешь, но это не так. Радость не вытекает из того, что ты делаешь, а втекает в это, и тем самым, втекает в этот мир из глубины, что внутри тебя. Ошибка восприятия, будто радость исходит из того, что ты делаешь, является общей, и она тоже представляет опасность, потому что рождает веру, будто радость — это нечто такое, что можно извлечь из чего-то другого, например, из действия или вещи. А потом ты надеешься, что мир принесет тебе радость и счастье. Но это не в его силах. Вот почему многие люди живут в постоянном разочаровании. Мир не дает им того, что, по их мнению, им нужно.

А каковы отношения между тем, что ты делаешь, и состоянием радости? Ты будешь получать удовольствие от любой деятельности, когда полностью присутствуешь в ней, от любой деятельности, не являющейся средством достижения цели. На самом деле удовольствие приносит не деятельность, а вливающееся в нее глубокое чувство жизненности. Эта жизненность составляет одно целое с тем, кто ты есть. Это значит, что когда в процессе деланья ты получаешь удовольствие, то в действительности ты ощущаешь динамическую сторону радости Сущего. Вот почему все, что ты делаешь с удовольствием, соединяет тебя с Силой, стоящей за всяким созиданием.

*

Подойди к дереву. Пусть оно научит тебя спокойствию.

*

Вы никогда не сможете обрести Свободу в будущем. Единственный ключ к Свободе — это ваше ПРИСУТСТВИЕ в Настоящем, поэтому свободными вы можете быть только СЕЙЧАС!

*

Где бы ты ни был, будь там целиком.

*

Экхарт Толле

Вот новая духовная практика:

Не относись к своим мыслям слишком серьезно.

*

Если ты копаешься в прошлом, то оно превращается в бездонную яму: чем больше в нем копаешься, тем больше его становится. Если ты полагаешь, что для осознания прошлого или освобождения от него тебе потребуется еще немного времени, иными словами, если ты думаешь, что будущее когда-нибудь освободит тебя от прошлого, то это заблуждение. Освободить тебя от прошлого может только настоящее. “Еще немного времени” никогда не освободит тебя от времени. Обрети доступ к силе момента Сейчас. Это ключ.

*

Не сопротивляться Жизни, значит быть в состоянии благости, безмятежности и легкости. Тогда это состояние больше не будет зависеть от положения вещей — хорошего или плохого.

Почти парадоксально, но стоит исчезнуть твоей внутренней зависимости от формы, как общие условия твоей жизни и твой внешний вид приобретают тенденцию к существенному улучшению.

Вещи, люди или обстоятельства, которые, как ты думал, требовались тебе для счастья, теперь начинают приходить к тебе без борьбы и усилий с твоей стороны, и ты волен наслаждаться ими и ценить их — пока они есть.

Всё это, конечно, будет проходить. Циклы будут приходить и уходить, но поскольку зависимости от них больше не будет, то больше не будет и страха их потерять.

Жизнь течет безмятежно…

ССЫЛКИ и ВИДЕО

Книга Экхарта Толле «Сила Момента Сейчас»

Аудиозаписи лекций (медитаций) Экхарта Толле в Вконтакте

Аудиокнига «Сила момента сейчас», читает Ник Ошо

Аудиокнига Экхарт Толле «О чем говорит Тишина», читает Ник Ошо

Экхарт Толле, «Новая земля», аудиокнига (читает Ник Ошо)

Аудиокнига «Единство со своей жизнью», читает Ник Ошо

Сообщество «Экхарт Толле» в ВК

ВСЕ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТА «УКАЗАТЕЛИ ИСТИНЫ» ВЫ НАЙДЕТЕ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ


комментария 3 на “Указатели Истины: Экхарт Толле”

  1. on 29 Окт 2014 at 11:57 дп Олег

    Эго считает, что отрицательные эмоции помогают ему манипулировать реальностью и добиваться желаемого. Если бы «вы»-разум не верили в эффективность страданий, то зачем вызывали бы в себе такие переживания? Отрицательные эмоции, конечно, неэффективны. Вместо того чтобы притягивать желаемые события, они в зародыше подавляют все хорошее, что могло бы с вами случиться. И «плохое» они не уничтожают, а просто оставляют все как есть. Единственная «польза» от них в том, что негативность укрепляет позицию эго — потому эго их и обожает.

    Когда человек отождествляет себя с какой-либо формой отрицательной энергии, то подсознательно цепляется за нее — в глубине души он не хочет, чтобы все наладилось. Ведь в противном случае может нарушиться его самоидентичность — идентичность печальной и сердитой особы, человека, с которым плохо обошлись. И вот мы игнорируем, отрицаем или саботируем все доброе и светлое, что у нас есть. Такое происходит сплошь и рядом. Это тоже ненормально.

    Экхарт Толле

  2. on 07 Фев 2015 at 8:43 пп Гульмира

    Прочитала книги Экхарта Толле » Сила момента сейчас»,»О чем говорит тишина»,Новая земля». Книги потрясающие, вопросов нет, только безмерная благодарность автору.При чтении усиливались вибрации внутри тела. Благодарю

  3. on 06 Мар 2015 at 12:42 дп serg

    Гульмира, а как это у вас усиливались вибрации внутри тела при чтении, в это время вибратор находился в вас?

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: