chi

О моих путешествиях в Тай Цзи довольно подробно говорится в «Записках неофита…». Текст «Ночью… и днём…» я не стал туда помещать, там и без того 21 глава, уже книга. Я вставил его в «Бездорожье», для чего был повод – это действительно бездорожье. Но у такого виртуального и реального бездорожья есть ещё одно имя – «Великий Непроезжий Путь». Мне и подумалось, что это вполне подходящее название для новой моей книги. Текст «Ночью… и днём…» в ней дублируется, хотя и есть добавления; для зачина он тут как нельзя кстати.

«Дышите пятками»

Это призыв Чжуан-цзы – «Дышите пятками!». Человеку с улицы он ни о чём не говорит и воспринимается примерно так же, как нагловатый клич от Pepsi – «Живите большими глотками!», с ударением, разумеется, на первой гласной – «глотками». Ну конечно, Pepsi всегда готова прикинуться невинной и заявить, что имела в виду не «глотки», а «глотки» – типично американский лицемерный подарок с двойным дном, ещё и «троянский конь» для тех, кто дорожит здоровьем.

Между тем, «дышите пятками» очень конкретное, даже прозаическое указание-подсказка на то, чего необходимо достичь, чтобы перейти к движению «ни», удерживать и не забывать о нём – о противотоке, устремлении к Прежденебесному.

*

Давно не было судорог, но вчера случились. Недолгие, правда, но сильные, мучительные. Преодолелось быстро…

На фоне обычных и почти привычных непростых будней, когда не дают покоя мысли о варикозной причине боли в ногах, что-то вдруг впереди забрезжило. Свербящие острые, очажками в разных местах, боли от стоп поднимаются вверх к лодыжкам и икрам, потом коленям. Но поднимаются одновременно со спиральным потоком снизу. Спираль тянется от уровней ниже поверхности земли и, захватывая всё тело, проходит в руки. В теле начинает ощущаться единство, оно всё захватывается этим потоком. Хотя подчиняется не всегда, есть разрывы, приходится возвращаться, ловить импульс и повторять движение. При этом есть постоянное ощущение крестообразных связей: правая рука – левая нога или наоборот…

Когда начинают впускать к себе и Небо, и Землю, чувство удивительное. Одновременно тут же включается и дышит область поясницы и спина. Конечно, это не фантасмагория от Чжана Найчжоу:

«Словно во сне увидел удивительный пейзаж; словно, внезапно познав истину, пробудился; словно по коже неожиданно забегали мурашки; словно от внезапного холода прошиб озноб; словно, представив некий вид, охвачен внезапным восторгом: таково стремительное как удар молнии действие подлинной ци».

…Не знаю, смогу ли и я спеть когда-нибудь такую же вдохновенную песню. Для меня всё только брезжит. Я работаю, надеюсь, жду. Пока всё только брезжит…

Недавно во время практики поднялись руки и застыли, как и всё тело, в довольно необычной позе. Что-то мне это смутно напомнило. Полез в книжки. Точно: в цигун «железная рубашка» форма называется «золотая черепаха». Я уверен, что это не память сработала, я никогда её не практиковал, я её сам нашёл – эту «черепаху». И то правда, «новое – это хорошо забытое старое», я топаю по доисторическим следам.

*

Оглядываюсь на пройденный мною путь, и нередко становится грустно. Бессистемность, сумбурность и непоследовательность моих занятий, разный по времени приход нужных книжек, отсутствие живых учителей, почти нулевая подготовленность на начальных этапах… Не даёт покоя категорический отказ Сунь Лутана в занятиях боевыми искусствами людям с переломами конечностей и даже с «кривыми ногами». У меня всё-таки сломаны обе лодыжки, и я, как минимум, четырежды обмороженный.

К цигун вердикт Сунь Лутана тоже относится? Как-то должен, видимо, относиться… Приступая когда-то, я, конечно, отдавал себе отчёт в ненормальности ситуации, мирясь с этим; себя, наверное, переоценил, а трудности недооценивал. Но сожалений нет; как существу системному – просто досадно, потому что путь мог бы быть и попрямее…

*

Сейчас всплывают детали, которых я раньше просто не замечал. В цитате из «Наньцзин» (см. ниже) пояснена локализация в человеческом теле трёх даньтяней – ключевом понятии в цигун и боевых искусствах. О «Трёх обогревателях» западная медицина понятия не имеет и никогда о них не подозревала. Не подозревает и сейчас, виртуальность как-никак. На Западе виртуальность признаётся только за компьютерами…

«Наньцзин» («Трактат о трудном») – второй по времени создания древнекитайский медицинский канон после «Хуан Ди Нэйцзин – Су вэнь – Лин шу» («Трактат Жёлтого Императора о внутреннем – Вопросы о простом – Ось духа»).

Время написания «Наньцзин» восходит к эпохам Цинь (III – I в. до н.э. ) и Хань (II в. до н.э. – II в. н.э.) «…мы имеем дело с одним из древнейших сочинений, как минимум, с двухтысячелетней историей» (Д.А. Дубровин «Трудные вопросы классической китайской медицины», с. 63-64).

В восемнадцатой трудности «Наньцзин» (там же, с.109-112) говорится:

«Вопрос: На пульсе выделяются «Три области» и «Девять правителей». Каковы их значения?
Ответ: Три области» – это точки цунь, гуань и чи. «Девять правителей» – это поверхностное, среднее и глубокое месторасположение пульсов в каждой из этих трёх областей. Верхняя область следует Небу… средняя область следует Человеку… нижняя область следует Земле…
Гуа Божэнь (эпоха Юань. 1271 – 1368 годы) комментирует, что место на сосуде руки, в котором исследуется пульс, разделяется на три области – в точках цунь, гуань и чи…
Ян Сюаньцао (даты – с.н.) указывает, что точка цунь-коу относится к Ян, точка гуань занимает среднюю область, а точка чи является центром Инь. В каждой из этих трёх областей имеется по три уровня – верхний, средний и нижний. Трижды три, итого получается «Девять правителей». Поверхностный уровень соответствует Ян. Глубокий уровень соответствует Инь. Средний уровень соответствует ци желудка. Всё, что выше диафрагмы – занимает верхнюю область, следует Небу и соответствует «верхнему обогревателю». Всё, что находится под диафрагмой, занимает среднюю область, следует Человеку и соответствует «среднему обогревателю». Всё, что находится ниже пупка, вплоть до ног – занимает нижнюю область, следует Земле и соответствует «нижнему обогревателю».
Сюй Дачунь (эпоха Цинь. 1644 – 1911 годы) говорит, что когда болезнь и пульс не согласуются, тогда истинная ци просачивается в кровь, однако кровь и сосуды рассогласованы, потому больному предрекают смерть)».

В тридцать первой трудности говорится: «…Три обогревателя представляют собою дорогу для воды и пищи, они являются завершением и началом жизненных сил ци… являются полым органом фу и магистралью движения ци» (с.135).

С тремя даньтянями боевых искусств есть странность, которая мне сейчас непонятна. Она связана с приоритетностью точек внимания и концентрации. Возможно, комментарий Юй Шу к 25-й трудности проливает на это свет:

«Юй Шу (эпоха Сун. 960 – 1279 годы н.э.) указывает, что «Ворота жизненности» /мин-мэнь/ соответствуют первоэлементу Огонь и вместе с «тремя обогревателями» образуют пару из внешнего и внутреннего. Таким образом, пульс слева в точке цунь соответствует Огню, справа в цунь – Металлу. Слева в гуань – Дереву, справа в гуань – Земле. Слева в чи – Воде, а вот справа в точке чи – Огню. Действительно, пульс «управителя сердца» Малой Инь на руке определяют справа в точке чи.
Ян Сюаньцао комментирует, что канал «управителя сердца» на руке – это сосуд, охраняющий сердце, – перикард» (там же, с.125).

Мин-мэнь – колыбель «изначальной ци», »средней ци», родовой ци. Потому и любое движение должно начинаться с «поясничных позвонков», задавая импульс всему телу. Видимо, так!..

В 36-ой трудности говорится: «…Что касается парности почек, то на самом деле почек не две. /Та, что слева/ действительно является почкой, но та, что справа – является «Воротами жизненности» /мин-мэнь/. Что касается «Ворот жизненности», то говорят, что в них располагается Цзин-Шэнь, а также здесь находится источник жизненных сил ци» (там же, с. 143-144).

На приведённом рисунке (с.143) мин-мэнь маркирована гексаграммой 1. Цянь – «Небо. Творчество»; в верхнюю часть рисунка (видимо, на уровень груди) вынесена гексаграмма 59. Хуань – «Рассеяние».

В 39-ой трудности к сказанному есть добавление: «Ворота жизненности» являются местопребыванием сексуальной эссенции Цзин и духа Шэнь… У мужчин здесь накапливается эссенция цзин, у женщин удерживается плацента. Собственная ци /почек/ связана с /левой/ почкой (с.148).

Теперь понятной становится запись в 4-ой трудности (с.76):

«Выдох выходит из сердца и лёгких, вдох входит в почки и печень. Между вдохом и выдохом находится селезёнка, которая получает пищу и воспринимает вкусы. Её пульс находится посередине».

В 66-ой трудности говорится:

«…Вопрос: Какая точка шу является источником для всех 12 каналов?
Ответ: Точка шу органов-хранилищ чжан находится на /канале/ «трёх обогревателей», там, где делает остановку и удерживается его жизненная сила ци… совпадает с точкой-источником юань… Под пупком между двумя почками происходит движение ци. Там находится сокровенная жизненность человека. А корнем и основанием всех 12 каналов называются точки-источники. «Три обогревателя» – это источник жизненных сил, который управляет движением трёх видов ци по каналам и проходит через органы чжан и фу. «Источник» – это ещё и почётный титул «трёх обогревателей».
Японский врач Фицу Манке (эпоха Цинь, 1644 – 1911годы) комментирует: «…то, что тайно осуществляет беззвучное перемещение жизненной ци, именуется «тремя обогревателями». «Две ци и одно», «одна ци и два», «наречённое источником» – это всё почётные титулы «трёх обогревателей». Верхний обогреватель подобен дымке тумана. Средний – пузырям на воде. Нижний обогреватель подобен глубокой скважине. Про них говорят, что они передвигают три ци, и их канал проходит через 5 чжан и 6 фу. Под тремя ци подразумевают родительскую энергию цзин, питающую-ин и защитную-вэй…. Внутри они проходят через чжан и фу, а снаружи – через 4 конечности и через все кости…. Самими «тремя обогревателями» впереди управляют тань-чжун (VC 17), точка сбоку от пупка и точка ниже пупка» (там же, с.193-195).

*

В комментариях к 36-ой трудности есть место, которое мне непонятно. «…Сюй Дачунь (эпоха Цинь, 1644 – 1911)… приводит высказывание из Лин Шу, в котором говорится, что не только правая почка является «Воротами жизненности»… О главных органах чувств утверждается: «Чистые жизненные силы 5 органов-хранилищ чжан и 6 органов-чертогов фу все собираются вверху, в глазах, и там становятся эссенцией цзин». Таким образом, глаза тоже обозначаются как «Ворота жизненности», их тоже пара, подобно почкам» (там же, с.144).

Тёмное место, осмысляется плохо. Но в глубокой медитации я чувствую в глазах распахнутость и необычность состояния. Картинок нет – серая плотная пелена перед глазами, как вчера, или чернота, как сегодня Ю, которую они вбирают, втягивают в себя, вовнутрь…

*

Раз уж зашёл разговор о пульсах: уже в эпоху Восточная Хань (25 – 220 г. н.э.) тогдашняя докторская знаменитость Ли Шичжэнь (150 – 219 годы н.э.) в своём труде «Исследование пульса из Биньху» описал 25(!) «только наиболее распространённых видов пульса» (там же, с. 34-38).

*

Возвращаясь к призыву «Дышите пятками» и 28-ой трудности «Наньцзин» (там же, с. 128, см. также «Ночью… и днём»):

«Ян-цзяо-май начинается в середине пятки (гэнь чжун=шэнь-май=пу-шэнь, V62), следует вдоль внешней поверхности голени и входит в точку фэн-чи (VB20). Инь-цзяо-май тоже начинается в середине пятки, следует вдоль внутренней поверхности голени, достигает глотки, пронизывает и связывается с каналом Чун-май».

***

Отвлечёмся… История c «Рунетом» имела продолжение. Я уже закончил «Ночью… и днём…», когда вместо обещанных «3 часов или 4 дней» 16 октября, ровно через полтора месяца оттуда пришёл ответ. Вот мой отклик на него:

«Здравствуйте, г-жа Олеся. Передайте, пожалуйста, мою благодарность г-ну Н.С. Митрохину за его рекомендацию к моему вступлению в ваш союз СНАИ.
Я прочёл всё, что Вы мне прислали, всё там замечательно, только всё ко мне почти не относится – по той причине хотя бы, что я неплатёжеспособен. Моё время в основном занято работой над текстами, ничто другое меня давно уже не привлекает. На всякий случай посылаю Вам «Эскиз блога» – это моё «собрание сочинений».
Хотите помочь – помогайте. Всё у вас перед глазами. Я думаю, что книги, подобные моим, людям нужны. Заодно и меня порадуете – будет кому доброе слово сказать, надоело ругаться.
Вряд ли Вас устроит мой ответ, но зато всё по-честному. Чем быть «любезным народу» (А.С. Пушкин), я знаю, но вам, наверное, не пригожусь. Ордена-медали мне ни к чему, презентации и вообще известность – тоже. Правда, от Дома отдыха я бы не отказался – с 94-го года нигде не был, только работа, пора бы и передохнуть. По жизни ни в каких «союзах», кроме пионерской-комсомольской обязаловок я сроду не участвовал, в чиновниках тем более никогда не ходил. Вы говорите о «региональных филиалах». На Кубани я не подпишусь ни с кем ни на какой «союз», я о них знаю не по слухам. Может, вы слышали такое слово – «кубаноид»? Это они и есть. Только «до сэбэ» – таков их девиз и образ жизни.
Всё очень просто – каждый тянет свою лямку. Если как должно, по совести, – ему зачтётся, если ловчит – рано или поздно призовут к ответу и накажут. Вообще-то это здорово, конечно, что у независимых авторов – а других авторов в подлинном искусстве не может быть! – появился свой «независимый профсоюз»; жалко только, что и эта «песня» не про меня… Прощаюсь. 23.10.2015 года. С уважением, В.М.Зимин

Есть предчувствие, что на этом мы не только простились, но и распрощались.

***

Всё не выходят из головы «84 000 пор», уже давно, года три или больше (см. эпиграф ). Вчера подумалось: неважно, сколько там нулей, важно 8 и 4, то есть тройка.

            «Три, мельница, три…
            Жизнь с-Троит ся
            С Троицы…»

            Праведы

«Врач из У» знал, что говорил, «84 000 пор» должны объединиться с окружением, только тогда среда может стать общей. Это знаменитое сокровенное «черепашье дыхание». Пользуясь им, йогины способны пробыть под землёй или под водой без доступа воздуха неделями. Без него ничего не выйдет – не задышать свободно. Это буквально – просто дыхание не сможет стать самоестественным. Не знаю, будет ли доступно мне такое.

***

***

Женщины… Матери, подруги, дочери… Половины чьего-то целого… Говорят, лучшие…

*

Дети неожиданно привезли мне в подарок рубаху от моей как бы родственницы. Я испугался. В «лучшие половины» кому бы то ни было она никак не годится, – не злая, но жадная, эгоистичная, сварливая и глупая, а потому всегда «себе на уме»…

Я хорошо понимаю мужиков, которые боятся женщин, я тоже их боюсь. Сам Гаутама Будда их боялся. Жизнь – штука тяжёлая, резкая, безжалостная. Понятно, что по этой причине в нас заложена соответствующая программа и без неё нельзя – биологическому виду иначе не выжить в межвидовом сражении за место под солнцем. Но в нас с пелёнок живёт и всегда теплится надежда на мир и счастье под нашим светилом. А частью этого счастья всегда мерещится, у кого-то даже с детства, нежное существо иного пола. И чем мы только в молодости её ни наделяем. Со временем всё стирается, бледнеет, тает и куда-то пропадает. Так у большинства…

Слово счастьеэто с-частью, в том числе с частью другой твоей половины. С частью того, что принадлежит безраздельно тебе, но и не только тебе – например, с частью твоего Отечества. Когда эта «часть» дополняет до целого, это и есть счастье. Потому что становится цельным, то есть достигшим цели.

В русском языке нет ничего случайного, всё только правда и ясный намёк на глубинный смысл значения любого слова, не всегда и не сразу нам доступный.

*

Была, долго жила в человеке мечта о «Прекрасной Даме»… «Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо, Аи…» (А. Блок)

Эту эпоху назвали романтизмом. Сейчас полмира считает её – эпоху и мечту – романтическими бреднями. В Европе, Штатах мечта почти вымерла, а в нас вот живёт. Живёт в славянах, пусть иначе, но живёт в исламе, который прячет её под паранджой и под хиджабом. Может и правильно. У русских, да и у других по России прежние одежды тоже прятали, и нередко всё ещё прячут, женские прелести в складках материи, хотя и не так радикально, как в исламе. Это народная мудрость, а в ней правда – зачем-то это нужно…

Может ей, Даме, это в первую очередь и нужно – чтобы попридержать инстинкты, умерить похоть. Блуд – грех смертный; ещё полтора-два века назад неверных жён побивали камнями. Стыдливость, строгость, скромность в женщине наши предки лелеяли-воспитывали с младенчества…

Вам не кажется странным, что эта аскетическая норма неизменно присутствовала в большинстве цивилизаций мира? Вы скажете, что это церковная норма, церковь того требовала. Верно, конечно, ну а у церкви она откуда?

В.И. Гуляев «Шумер. Вавилон. Ассирия. 2000 лет истории». М. 2005) приводит наиболее вероятные цифры времени создания Библии: XII – II веков до н.э. В основе Библии лежат мифы, ритуалы и мистерии Древнего Шумера. В связи с шумерами одни загадки – никто не знает ни кто они, ни откуда появились, их язык не имеет аналогов в мире. Сейчас он мёртв, но ведь когда-то, в колыбели цивилизации колыбельные пели на шумерском языке. И на нём изъяснялся сам Гильгамеш…

Писцы, комментаторы, редакторы Библии оставили в ней то, что им рассказали шумеры. И хотя к самим шумерам тоже относится всё тот же сакраментальный вопрос – откуда нормы, откуда эти «10 Заповедей»?! – но к истокам всё же ближе. Следом за шумерами были древние копты-египтяне, потом греки, на востоке – Индия и Китай. К разгадке это не приближает, но факт остаётся фактом – вся высокая древность об этом уже знала…

Дела у религий всего мира плохи. Хуже всех – у англо-саксов, лучше всех – в исламе и буддизме, отчасти в православии. У нас в России – в том православии, что от него оставили нерадивые попы и Екатерина II, на три четверти сократившая число монастырей на Руси своим указом о секуляризации монастырей в 1764 году. Олег Давыдов назвал это «Демонтаж Святой Руси», так оно и было. От общего числа 1244 монашествующих за пределами монастырей оказались 7339. От общего числа 953 монастырей их осталось 225 штатных и около 100 заштатных. Так в XVIII веке закончилось то, что начиналось от Сергия Радонежского и что Олег Давыдов определил как «нечто вроде государства монахов, которое по праву можно назвать Святой Русью». (см. «Дни силы. Годовой круг»)

Хотя к делу не относится, но не могу удержаться, чтобы не процитировать ещё О. Давыдова – его характеристику Тихона Задонского; наша духовная история всё-таки: «Он несомненно был лучшим стилистом екатерининской эпохи. Державин? Можно усомниться» (там же).

Кризис в миропонимании и отказ от религии – явления знаковые. С англо-саксами понятно – правящая закулиса там блюдёт «золотой миллиард», а потому их стадо развернулось и вообще ушло от какой бы то ни было религии. Потребовалось усилить нажим, и они включили в оборот резервы, узаконив и стократ умножив армию бисексуалов, лесбиянок, геев и, по сути, даже педофилов.

Религия… Вера…

«Веруй в Бога и делай что хочешь» – это заповедь древних – первых – христианских общин (см. «Записки… 20. «Веруй в Бога и делай что хочешь»).

В современном мире религия и вера вещи разные и чуть ли не диаметрально противоположные. Я думаю, что человечество до сих пор живо и спасается только одним – верой в Единого. Вера тайно живёт в каждом двуногом существе и может быть абсолютно равнодушной к церковно-синодальным условностям и установлениям. Но живёт! Живёт и не даёт упасть совсем, упасть так, чтоб больше не подняться.

А «Прекрасной Даме», если только она дождалась своего принца, – быть и здравствовать! Это неизбежность!.. Это неизбежность – потому что у Прекрасной Дамы высокое предназначение, именно на ней лежит обязанность охранить тайну рождения, тайну вселения незримо снизошедшего Духа Божьего в элементарном и заурядном сексуальном акте. Только этой искрой Божьей исчерпывается всё, что отличает нас от других плотоядных класса млекопитающих, тем более от остальных мира животных и растений.

Пробирок для человеков Всевышний не признает никогда, не за тем Он нас сюда засылал…

18.11.2015, х-р Покровский
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: