Иуда Искариот, бросающий сребреники. П.Васильев. 1858 г.

            О находке надлежит немедленно сообщить…
            Словарь нумизмата.

Смертная стихия денег

В кругу человеческих прав и возможностей нет большей силы. Деньги бесстрастно идут через все руки, но оседают только в некоторых. Деньги дают свободу, но ставят в зависимость от себя самих. Люди самозабвенно отдаются деньгам. Болеют деньгами.

Деньги — соблазн, которым проверяется достоинство. Любовь к деньгам — земная страсть, неистовая и разрушительная, ведь предмет страсти не объект, ощущение или процесс, а ничто. Люди умирают, а деньги остаются. Память о тридцати сребрениках хранится в истории как память об историческом герое. Зло правдоподобнее любви. Зло объяснимо, а любовь нет. Зло измеримо, а любовь нет. За зло можно расплатиться, а за любовь нет. Образ убийцы ярче и убедительнее образа жертвы.

Иуда Искариот ведал общими расходами общины учеников Христа, нося с собой «денежный ящик» для подаяний (Ин. 12, 6); этот род служения часто ассоциируется с корыстным характером его устремлений (евангельский текст прямо обвиняет Иуду Искариота в недобросовестном исполнении обязанностей казначея). Далее евангельское повествование сообщает, что Иуда Искариот пошёл к «первосвященникам» и предложил свои услуги: «что вы дадите мне, и я вам предам его?» (Мф. 26, 15; ср. Мк. 14, 10; Лк. 22, 4). Назначенная цена — тридцать сребреников (ср. Зах. 11, 12-13). «Кого я целую, тот и есть, возьмите его» (Мф. 26, 48 и др.).

Но почему именно тридцать? Много это или мало? Мало. Назначенная цена удовлетворила предателя, и это прямо указывает на его неверие в божественность учителя. Иуда Искариот продал не Бога, а простого человека. Узнав об осуждении Христа судом синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда в раскаянии возвратил деньги своим нанимателям со словами: «согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27, 4). Не в силах исчерпать иным действием своё непоправимое зло, он в отчаянии удавился (Мф. 27, 5). Однако самоубийство как жест раскаяния — очень высокая цена за преступление. Предательство простого человека было оценено в тридцать серебреников, но за предательство Бога пришлось доплатить собственную жизнь.

История денег началась с того, что египетский фараон Менес I в 3400 г. до н. э. повелел клеймить слитки золота своей титулатурой. Круглую форму деньги получили в V в. до н. э., так было удобнее чеканить маленькие золотые слитки. А название «монета» получили чеканные деньги Древнего Рима, потому что монетный двор располагался в храме Юноны-Монеты. Постепенно, как самая практичная, утвердилась круглая монета с двусторонней чеканкой. Все монеты — деньги, но не все деньги — монеты. Тридцать сребреников Иуды были монетами.

Деньги умеют терпеливо ждать, чтобы однажды вернуться в кругооборот жизни и смерти. Единичная находка — официальное название находки одной или нескольких монет. Делать исторические выводы, исходя из одной монеты, нельзя. Но в жизни каждого человека есть хотя бы одна единичная находка, к которой привязана памятная цепочка событий.

По пустыне Mepвa шли четверо путешественников, пристально вглядываясь в горячую землю, чтобы случайно не наступить на змею или скорпиона. Даже усталость не могла ослабить их внимание. Синева неба концентрировалась в зените, где пылало бесцветное солнце. По горизонту тянулись рваные цепи распавшихся пограничных укреплений некогда богатого города, уже почти стёртого временем. Грандиозные остовы ребристых кешков царили над пустыней, подобно скелетам доисторических чудовищ. Силуэтом высился мавзолей Султана Санджара, как единственный достоверный знак ушедшей цивилизации. Свесив бессильные руки, опустив головы, обмотанные белыми платками, четверо одолевали чересполосицу барханов. Взойдя на очередной гребень, первый из путешественников увидел на песке чёрный кружок и поднял его. Покрытая арабской вязью монета была горяча и легка, истончённая отслаивающейся медной окисью.

Мусульманский дирхем X—XI вв. — серебряная монета весом около 4 г. из серебра плохого качества, поэтому плохой сохранности. Налёт с зеленоватым оттенком показывает, что сплав содержит большое количество меди.

Серебряный дирхем

Фальшивомонетчики появились вместе с появлением монет. Во всех общественных формациях право чеканки охранялось государством. Законы Солона (640—560 гг. до н. э.) и римских императоров жестоко карали изготовление фальшивых денег.

Фальшивомонетчик подвергался смертной казни, а в монетах проделывалось отверстие. Однако опытные гравёры заделывали отверстия и затушевывали до полного сглаживания. В Средние века в обращении находилось множество фальшивых монет, которые разрезали и разламывали, чтобы сделать недействительными.

В немецкой духовной поэме XIV в. приводится диалог, показывающий, как иудейский первосвященник Каиафа выплачивает Иуде тридцать серебреников:

И у д а. Этот пфенниг — красного цвета.
К а и а ф а. За него ты получишь и хлеб и мясо.
И у д а. Этот пфенниг не годится.
К а и а ф а. А ты посмотри, какой у него звон.
И у д а. Этот обрезан.
К а и а ф а. Вот тебе другой.
И у д а. Этот с дырой.
К а и а ф а. Возьми другой.
И у д а. На этом фальшивое клеймо.
К а и а ф а. Если этот тебе не нравится, дам тебе другой.
И у д а. Этот — чёрного цвета.
К а и а ф а. Возьми другой и успокойся.
И у д а. Этот оловянный.
К а и а ф а. Ты решил нас измучить1.

В VIII—XI вв. пфеннигом назывался средневековый денарий (лат. denarius — десятерик), который, в свою очередь, брал начало от римского денария — тяжёлой главной серебряной монеты Рима, самой распространённой в Древнем мире. Она имела вес 4,55-3,9 гр. и чеканилась, начиная приблизительно с 210 г. до н. э. Её фракциями были викториат (3/4 Д), квинарий (1/2 Д) и сестерций (1/4 Д).

Тридцать сребреников выступили на историческую арену, когда Римской империей правил император Тиберий (14-37 гг. н. э.), с недоверием и осторожностью относившийся к иудейской вере и обрядам. Известен сестерций Тиберия, чеканенный в 20-е годы н. э., на оборотной стороне которого изображены два перекрещивающихся рога изобилия, откуда выступают бюсты внуков Тиберия — близнецов Тиберия Гемела и Германика. Римские монеты с таким изображением могли встретиться в Иерусалиме, когда там проповедовал Иисус. Однако в этот период преимущественно имели хождение монеты, на которых был выбит профиль и все титулы императора Тиберия. В таблицах нумизматического словаря значится: Сестерций, Тиберий, латунь, около 10 г. н. э. (подделка). Среди ныне известных древних монет могут оказаться и те самые, прошедшие через руки Иуды.

Монеты рассказывают о своём времени зачастую красноречивее и достовернее прочих источников. Неразгаданная история монеты, серебряной, золотой, медной, значительно превосходит ценность металла, из которого она выполнена.

Умерла одинокая тетушка, оставив завещание трём племянникам — детям трёх её сестёр. Наследники поделили, имущество и разъехались, разобрав на память странные, давно утратившие своё значение вещи: брату досталась гранёная хрустальная ваза, одной сестре малиновая плюшевая скатерть с золотыми кистями, другой большая кукла в газовом платье. Поделили и содержимое полотняного мешочка, который оставила тётушке её мать, как единственной дочери, не вышедшей замуж. Сёстры взяли по кольцу, а брат новые, без единой царапины николаевские 10 рублей. Монета весело отражала солнечный свет. Царь был бесстрастен.

Николаевские 10 рублей 1899 года: масса монеты 8,6 г, диаметр 22,5 мм, — отчеканена тиражом 27,6 млн.

Николаевские 10 рублей 1899 г.

Что же это были за деньги: тридцать сребреников? Как они выглядели, что из себя представляли? Став именем нарицательным, они как бы переместились из исторической среды в сказочную. Но это были вполне реальные деньги. Иуда заключил сделку с первосвященниками Иерусалимского Храма. Деньги были выданы ему из храмовой кассы. Это не могли быть римские деньги, так как они не принимались в Храме в качестве подношения Господу, считаясь не просто светскими, но и языческими, и потому для религиозных целей их следовало обменивать на деньги Храма2.

В сделке между Иудой и представителями синедриона могли участвовать только «чистые» деньги — монеты античной Иудеи. То есть зловещие тридцать серебреников представляли собой тридцать иудейских серебряных шекелей. Шекель (от семитского saqal — взвешивать). На лицевой стороне шекеля изображена чаша и цветок ааронова посоха, по кругу дана легенда на арамейском языке. Вес монеты измерялся одним шекелем: Ш.1, это был античный семитический разновес в 1/60 мины, отличавшийся по форме от лёгкой и двойной мины. Мина, в свою очередь, счётно-весовая единица стран Древнего Востока, под влиянием которой возникла греческая весовая и денежно-весовая единица (название происходит от ассиро-вавилонского «мина» — считать). В Греции существовал ряд локальных мин, но наиболее распространённой была аттическая, которая со времени реформ Солона (594 г. до н. э.) равнялась 436,6 г. Следовательно, серебряный шекель, весом 1/60 мины, равнялся 7,27 гр. А тридцать серебреников весили 218,1 гр.

Иудейский серебр. шекель

Средневековый автор, описывая торг Иуды и Каиафы и называя тридцать серебреников пфеннигами, ошибочно имел в виду денарии, римские монеты, хотя в его время уже было известно, что Иуда получил от Каиафы не денарии, а шекели. Выполнялись подражания. Подражание иудейскому серебряному шекелю периода античности называется Гёрлицкий шекель, он впервые отчеканен в XVI в. и выпускался вплоть до нового времени. Обычно чеканился из низкопробного сплава. Изображённая на лицевой стороне шекеля чаша превращена в кадильню, цветок ааронова посоха в лавровую ветвь, круговая легенда выполнена современным европейским шрифтом. Гёрлицкие шекели продавались в Гёрлице вблизи воздвигнутого там в 1481—1489 годы подражания гробу Господню в Иерусалиме, в них видели тридцать серебреников Иуды. Паломники разбирали их на сувениры.

Как сила деньги всегда выступают во множественном числе и только в таком виде представляют собой непобедимую армию. Если рассматривать одну монету, то она обладает совсем другим характером. Чем дальше монета от возможности идти в оборот, тем больше возрастает её историческая значимость, символическая ценность, ювелирная индивидуальность. Найденная монета становится вехой на жизненном пути. Её значение как талисмана выступает на первый план, оттесняя все прочие. Это одна из немногих лирических нот в характере денег.

Цвела сирень. Девушка с парнем вышли на середину распаханного Бородинского поля и только тогда почувствовали себя в одиночестве. Всё отступило до горизонта, остался лишь тёплый ветер. Осмотревшись, они выбрали себе в качестве ориентира далёкий обелиск с орлом наверху, и направились к нему, топча свежую пашню. Девушка заметила, как что-то сверкнуло под ногами. Среди комьев земли лежал серебряный полтинник 1921 года, потускневший, с чернотой, забившейся, в углубления рельефа. Влюблённые с радостным удивлением рассматривали находку, невольно озираясь по сторонам, будто искали, кто потерял? Но слишком далеко было всё, что могло обронить монету.

В 1924 году произошла первая советская денежная реформа, был выпущен Декрет «О чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты советского образца». В обращении появились полновесные серебряные рубли и полтинники с датами «1921», «1922» и «1924» а также «1925» весом 9 граммов.

Полтинник 1921

Тридцать сребреников, выступив множественным числом, сыграли свою роль. История предательства выверена по счёту и весу. Иуда Искариот покончил с собой, а тридцать сребреников остались. Но представляя собой олицетворённую цену крови, они создали новую казуистическую проблему: деньги были выданы Иуде из храмовой кассы, но теперь не могли быть в неё возвращены по причине лежащей на них скверны. Для решения этой проблемы и, как намекает евангельский текст, во исполнение пророчеств (Иер. 32, 9 и Зах. 11, 12) их выплатили весной 33 г. н. э. за земельный участок некоего горшечника, на котором устроили кладбище для иноземцев (Мф. 27, 6-7). Есть версия, что Иуда был первым, похороненным на этом кладбище.

Деньги, выплаченные Иуде за предательство, назывались в разное время и в разных странах денариями, шекелями, пфеннигами. В России, при переводе Евангелия на старославянский язык, вместо исторического названия иудейской серебряной монеты было использовано в качестве аналога славянское слово «серебреник». Отчего и возникла недобрая связь между деньгами Иуды и первой на Руси серебряной монетой, которая и называлась «сребреник» или «серебреник». Серебреники чеканились в X—XI вв. из серебра арабских монет в Киеве Владимиром Святославовичем (978—1015 гг.) и Святополком (ок. 1015 г.), и в Новгороде Ярославом Мудрым (до 1015 г.). Кроме того, известны серебреники тмутараканского князя Олега-Михайлы (ок. 1070 г.).

Семья с маленькими детьми сняла на лето садовый домик у предприимчивого хозяина, который жил в большом бревенчатом доме с матерью, ветхой старушкой. Она всегда сидела на крыльце и тихо плакала. Снятый домик был слабый, покосившийся и еле держал на себе новую шиферную крышу. В комнатке только и помещались две кровати и коляска. Потому что большую часть комнаты занимал старинный шкаф, обрамлённый резным карнизом. Во время уборки тряпка потащила внутри карниза какую-то металлическую бляху, которая оказалась неровной тёмной монетой с полустёртой надписью «денга 1754» и двуглавым орлом па обороте. Находка была много старше шкафа, не говоря уже о дачной времянке, куда он был сослан по старости.

В начале XVIII в. в России началась массовая фабрикация фальшивой монеты. В этой связи был начат выпуск монет нового типа. Основную массу сырья для чеканки составили монеты прежних выпусков, изъятые из обращения. На копейках 20-рублевой стопы стали чеканить денги. Перечеканка началась в 1730 г. и в основном была закончена к 1735 г. Однако по мере поступления старых кружков на монетные дворы часть монет ещё чеканилась вплоть до 1754 г. Денга, найденная на шкафу, — елизаветинская денга весом 7,39 гр., — могла получиться, если под перечеканку попадали медные копейки 1704—1718 гг. без предварительного гурчения3. В последующие годы, чтобы предупредить злонамеренное обрезывание ценного металла при обращении, ребро монеты оформлялось, то есть монета получала гурт.

Денга 1754 г.

В городе Юрьевце ударил ноябрьский мороз. Ослепительное солнце, голубое небо и бескрайний синий разлив, ещё живой, но уже схваченный белым прибрежным льдом. Приехавший на экскурсию немолодой человек поднимался на холм, чтобы оттуда взглянуть на заиндевелый город с церквями и домиками, на Волгу. Он шёл осторожно, внимательно глядя под ноги. И заметил какой-то маленький круглый предмет на тропе. Может, пуговица? Человек пнул её рифлёной подошвой ботинка. Безуспешно. Это удивило. Ударил сильнее. Никакого эффекта. Маленький круглый предмет будто вмёрз в землю. Человек всё же выбил его, поднял и поднёс к глазам. На ладони лежала чёрная монетка. Четверть копейки 1909 года. И тут ему вспомнилось, как он раньше бывал в Юрьевце. Ещё школьником. Всем классом ехали на практику, ночь гуляли по улочкам городка, вдоль этих церквей и домиков, поднимались на холм. А ведь маленькая чёрная монетка уже тогда полвека лежала здесь, вдавленная в землю. Да ещё прошло полвека. Монетка упрямо ждала его, пока он не вернулся на берега юности и не вернул упущенное.

Четверть копейки — самая маленькая старинная медная монета Русского государства. В XV в. она называлась «полушка», означая ничтожную стоимость — стоимость половины уха пушного зверя, так как по мнению Даля, мех пушных зверей — соболя или куницы — долгое время на Руси выполнял в товарных расчетах функции денег наравне с драгоценными металлами. При Николае II монеты полкопейки и четверть копейки выпускались на Санкт-Петербургском монетном дворе и в Бирмингеме. Так как население было неграмотным, номиналов, обозначавшихся цифрами, не было. Вместо этого были изображения. На копейке (самой крупной монете) — всадник с копьём, на деньге (полкопейки) — всадник с саблей, на полушке (четверть копейки) — двуглавый орёл или вензель императора. На монету в 1/4 копейки можно было купить примерно 100 грамм соли при цене 29 копеек за пуд (16,380 кг).

Четверть копейки 1909

Древнерусское слово «денга», от которого произошло сегодняшнее слово «деньги», — восточного происхождения. В Индии серебряная монета называлась танка, в Греции данака, у татар — тенга. Но хотя название русской серебряной монеты, какой она чеканилась с конца XIV в., пришло с Востока, сама монета в отношении веса и способа изготовления ничего общего не имеет с восточными монетами. Так же и серебреники древней Руси ничего общего не имеют с шекелями античной Иудеи.

Деньги шальные, бешенные, сумасшедшие, грязные, чистые, большие, мелкие… Деньги сваливаются на голову и тают. Мы вдыхаем воздух и выдыхаем его, а деньги текут сквозь наши пальцы. Мы движемся в бесконечном кругообращении этой петли Мёбиуса и с навязчивой периодичностью встречаем на пути рубежное место грубой склейки. Место, где сыграли свою роль печально знаменитые тридцать… шекелей.

Примечания

1 Федоров-Давыдов Г.А.; Монеты рассказывают. — М.: Педагогика, 1981.
2 Берджес Энтони. Человек из Назарета. — М.: Текст, 2000.
3 Корецкий В., Львов М. Прогнозы монетных находок (русские медные монеты XVIII в.) из журнала, раздел «Нумизматика».


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: