От редакции: этот автор никак не связан с постоянным автором Перемен, Олегом Давыдовым (Места силы, Шаманские экскурсы, Дни силы).

24 ноября 1632 года родился Бенедикт Спиноза.

Философствует ли наше время? – ответ, к сожалению, очевиден. Между тем насущный интерес философа наших дней состоит не в преодолении всякой метафизики, что оказывается возможным лишь с помощью метафизических же средств и приводит не к «преодолению», а к очередной инометафизике. Действительный интерес для современной «постметафизческой» мысли состоит в том, чтобы понять, чем были великие метафизические системы, и как они могут заставить нас переосмыслить наши современные интеллектуальные привычки. То есть реальная задача состоит не в том, чтобы выйти за пределы так называемой «метафизики», (ибо мы осведомлены, что конструирование подобных генеалогий ведет к опасным упрощениям), но в том, чтобы проникнуть в предельную глубину метафизики, чтобы увидеть, чем она бросает вызов нам.

Великий поток мысли, разбуженный Декартом, слился на нидерландской земле с еврейской наукой, – и воплощением этого события стал Барух Спиноза.

Вместе с тем оригинальность его мысли сопротивляется любым генеалогиям, чаще всего, естественно, возводящим её к картезианству мальбраншевского толка. Школьное клеймо «пантеизм», применяемое к спинозовской философии, имеет настолько размытый смысл, что получает способность адекватно приблизиться к сути этой системы лишь при существенном дополнении – пантеизм математический. Евклидовский метод геометрического доказательства привлечён Спинозой для достижения небывалых целей. Уже Декарт исходил из той идеи, что философские положения необходимо трактовать математически, но именно Спиноза воплощает её с невиданным изяществом.

Так же дело обстоит и с учением о единстве субстанции – монизмом, который нашему мышлению, взращенному в атмосфере материалистической метафизики (мире Платонова, а не Платона), являющейся одной из форм монизма, кажется интуитивно понятным. Спинозовское чистое мышление не является всеобщим Платона, но есть единство, не стерильное, а сущностно связное со многим и манифестирующееся в нём.

Имманентизм – ещё один аккорд в барочной полифонии спинозовской мысли, совмещающей несовместимое, творящей с помощью строго геометрического метода. В постницшеанском мире «без трансценденции» экспрессионизм бытия становится единственной онтологией. Вместе с тем Deus sive natura, в таком случае, всякая индивидуальность есть манифестация (модус) бесконечной субстанции – Бога. Развёртывание одного во многом, перелив буйства жизни через край, свёртывание многого в одно, в котором Бог – это всеобъемлющая и единая сложность сущего. Мир раскрывается как бесконечный танец фантасмагорий, складываний, развёртываний и свёртываний, а в конечном итоге – событий. Захватывающая барочная мысль, так контрастирующая с тяжеловесными тевтонскими дефиницями, как подметил С. Франк, сходными с пушками из крупповской стали, приковывает умный взор и приглашает к сомыслию.

Парадоксальность это философской оптики в том, что весь строй спинозовской мысли с его тяжеловесностью, основательностью геометрического метода и рациональности служит лишь средством мистического познания Бога. Особенность этой философии и её актуальность для сегодняшнего дня в том, что она подчиняет рациональное мистическому, пытается удовлетворить религиозный голод при помощи строгого мышления и отчётливой ясности. Амбивалентность этой интенции ставит Спинозу выше и неясной метафорической расплывчатости обыкновенной мистики, и того непонимания экзистенциальных проблем, которыми часто грешит рационализм.

Строгая последовательность мышления и чистота убеждений создают тот неповторимый синтез, обеспечивают к этой величественной философии перманентный интерес потомков. Однако неразрешимые противоречия, сопровождающие любое мышление на пределе, эталоном которого выступает мысль Спинозы, всегда будут нарушать спокойствие, периодически опускающееся на мир философии.

Непростая, почти трагическая судьба Спинозы не может восприниматься в отрыве от его интеллектуальной трансформации. Отвергнутый собственным народом, объявленный еретиком, большую часть жизни проживший в полном одиночестве, бездомный скиталец, умерший от туберкулеза. Никогда ещё отчуждение от мира не было столь простым и искренним, как у Спинозы. Он дал пример независимости мысли от жизненных перипетий, словно на деле осуществив основной картезианский онтологический постулат о параллельности бытия души от тела.

Парадокс классического философского текста состоит в том, что, требуя волевого удержания собственной мысли посреди мыслей автора, вопреки расхожему мнению о неизбежности подчинения собственной мысли более сильной и вооруженной изощрённым языком мысли автора, происходит освобождение собственного мышления и его расширение. Это та ситуация, которую Спиноза в одноимённом трактате описывает как очищение интеллекта.

Прижизненное забвение Спинозы с лихвой восполнилось вниманием к его трудам со стороны крупнейших фигур европейской интеллектуальной истории, начавшегося примерно через век после смерти и не прекращающегося по сей день. Так, Жиль Делез – тот, имением которого с большой вероятностью назовут эпоху, в которой нам выпало жить, отвечая на вопрос о том, кого из философов прошлого он почитал, неизменно называл Спинозу. И дело не в прямых влияниях, которые так часто и ловко конструирует телеологический разум историков и иных онтических герменевтов, но в неизменном присутствии мысли Спинозы в нашу эпоху и даже становлении мировой ситуации рубежа тысячелетий в лоне духа его философии. Может быть, начало всякого философствования – это стать спинозистом.

Впрочем, отвага мыслить вопреки всему во все эпохи требует одного, как писал об этом сам Философ: познания истины, Субстанции; – и зависит лишь от того, «если бы я смог серьёзно решиться мыслить» (modo possem serio deliberare).

г. Хабаровск


комментариев 5 на “Жемчужина неправильной формы, или Очищение интеллекта”

  1. on 26 Ноя 2012 at 1:12 пп Виктор

    Отличный текст! Такие мыслители, как Спиноза — вне времени

  2. on 04 Дек 2012 at 12:02 дп Vselennaya

    Наследие великих людей!!!

  3. on 16 Янв 2015 at 10:28 пп Гусейн Гурбанов, Баку, Азербайджан

    Для того, чтобы представить ИЗНАЧАЛЬНОЕ БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (изн. БП-о) разновидно ЭЛЕМЕНТНО (Эл-тно) завершённым НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО (НИД-о) постулировать присутствие в нём двух Эл-тов с ПРОСТО и СЛОЖНО/ замкнуто системно проявляемыми СУЩНОСТЯМИ (Сщ-ями), а для представления изн. БП-а разнородно Эл-тно завершённым НИД-о постулировать присутствие в нём ещё одного Эл-та – Всевышнего и Всемогущего Бога – имеющего незамкнуто системно проявляемую Сщ-ь. Нетрудно предположить то, что уже при НИД-ном минимальном прирашении НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (неМ-ой Сс-ей) Сщ-и Бога – Духа Божьего – НИД-о минимально нисходяще направленно постоянно развёртываемой от М-ой Сс-ей Сщ-и Бога происходит преодоление противопроявляемости Его Сщ-и вследствие распада Сщ-ей ПРОСТО и СЛОЖНО ввиду блокирования исхождения восходяще направленно постоянно развёртываемых неМ-ых Сс-их их Сщ-ей. На основе М-ых Сс-их от бывших ПРОСТО и СЛОЖНО Богом развёртываются Сщ-но противопроявляемые (Адаму изначально противостоят ангелы в числе которых ещё не проявившийся сатана) Эл-ты производного БП-а. /остальное изложено в завершающем варианте «Кратчайшей философии бытия»/
    Завершая начинания Зенона на примере парадоксов разносторонне показавшего абсурдность применения МЕТОДА ЗАВУАЛИРОВАННОГО ОТРИЦАНИЯ (МЗО) к сфере чувственно постигаемого, основанного на отождествлении с математической точкой Сс-их этой сферы, Леметр санкционировал законность применение МЗО к сфере умопостигаемого! Баланс в постижении обоих сфер нарушенный констатациями элейца «восстановился» благодаря предположениям бельгийского священника-физика… Не разобравшись с сутью апорий трудно противостоять научной интерпретации космологического вопроса!
    Зенон раскрыл картину дискредитации как фиксируемого в ОТНОШЕНИЯХ (Отн-ях) с Сс-ими сферы ЧУВСТВЕННО ПОСТИГАЕМОГО объективного /Отн-ях №2/, так и самих Отн-й №2 с их представляющим пространственно-временным континуумом, что, однако, не могло удержать тех, кто легко оперирует зафиксированным в Отн-ях №2 от попыток:
    1. дискредитации Отн-й с Сс-ими сферы УМОПОСТИГАЕМОГО объективного /Отн-й №1/ и их представляющего БП-а понятиями «изотропная однородность», «сингулярность» не отвечающим требованиям принципа качественно и количественно Эл-тной НИД-ости для представления изн.БП-а – так полагается базис для космологии.
    2. экстраполяции фиксируемого в Отн-ях №2 на Отн-я №1 – так посредством понятий ложных для Отн-й №1, но верных для Отн-й №2 развёртывается надстройка космологии. Неудивительно, что доказательной базой для такой «науки» должен был стать канувший в бесперспективность БАК (большой андроидный коллайдер).

  4. on 02 Мар 2015 at 10:00 пп Гусейн Гурбанов, Баку, Азербайджан

    Резюме статьи «О Боге-Творце, Зеноне и космологических заблуждениях»:
    1. При РАЗВЁРТЫВАНИИ (разВ-нии) протяжения Духа Божьего за уровень изначального разВ-ния происходит сВ-ние максимально разнородной с Божьей Сщ-ью минимально численно Эл-тной однородности (оРд-и №1) и Бог на основе ставших неактивными М-ых Сс-их от оРд-и №1 разВ-ет минимально разнородную с Его Сщ-ью максимально численно Эл-тную однородность (оРд-ь №2), процесс сВ-ния которой начнётся в известный Богу момент времени (являющуюся моментом достижения цели рВ-ния оРд-и №2) начавшуюся с момента завершения разВ-ния оРд-и №2 . С возвратом протяжения Духа к уровню изначального разВ-ния вновь разВ-ется оРд-ь №1 – потенциал Бога для осуществления превращений оРд-и №1 в оРд-ь №2 и оРд-и №2 в оРд-ь №1 беспределен! «Большой Взрыв» это один из череды атеистических абсурдов!
    2. Существование Бога не доказуемо научно, т.е. проявления Божьей Сщ-и не фиксируемы в Отн-ях №2!

  5. on 24 Ноя 2016 at 4:56 пп Сергей Чистяков

    Барух Спиноза проклят всеми! https://www.youtube.com/watch?v=O_3MbT_wV5w

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: