Рамеш Балсекар

Одна из учениц Рамеша Балсекара, Лиза Кернз (которая сейчас тоже известна в качестве учителя адвайты) не так давно сказала: «Мой учитель Рамеш обладал очень сильным интеллектом». Возможно, это утверждение можно принять за отправную точку в попытке охарактеризовать специфику Рамеша Балсекара как гуру. Концептуальная дверь, через которую он выводит искателей Истины к Истине, на уровне ума выглядит очень логичной и обоснованной. Никакой мистики, метафизики и абстрактной философии. А только очевидная логика. Которая, однако, непременно должна перейти для ученика в личный опыт, иначе (будучи принятой только интеллектуально) так и останется еще одной концепцией на поверхности ума. Речь идет о концепции предопределенности всего, что происходит, и прямо вытекающего из этой концепции постулата о том, что в реальности не существует делателя, то есть некоего отдельного индивидуума, который что-то решал бы и совершал в соответствие с этими решениями какие-либо действия.

Рамеш Балсекар (1917 — 2009) был переводчиком и учеником Шри Нисаргадатты Махараджа (см. первый выпуск «Указателей Истины»). Он получил блестящее образование (Лондонская школа Экономики), в 1940 году устроился на работу в Банк Индии как простой служащий и постепенно сделал там карьеру (последние 10 лет перед выходом на пенсию работал директором Банка Индии в Бомбее). После выхода на пенсию в 1977 году стал посещать сатсанги Шри Нисаргадатты Махараджа и переводить их для посетителей с Запада на английский. Впрочем, адвайтой он увлекался еще с детства, особенно почитая Раману Махарши. Во время одного из сатсангов Нисаргадатты Рамеш отчетливо осознал, что перестал переводить, но что перевод происходит сам по себе. Слова перевода спонтанно вылетали из него, едва Махарадж заканчивал предложение… С 1982 года Рамеш Балсекар, следуя настоятельному указанию учителя, сам стал проводить беседы.

Учение Рамеша по форме (но не по сути) довольно сильно отличалось от того, как учил Нисаргадатта. Камнем преткновения, мешающим человеку быть счастливым, Рамеш называл именно «чувство личного делания», то есть существование внедренного в детстве ошибочного убеждения, что человек имеет выбор поступить так или иначе, свободную волю. И несет ответственность за последствия своих действий. Да, у вас есть свободный выбор, говорил Рамеш, но вы не свободны выбирать последствия, а значит ваш выбор – фикция. Выбирали ли вы своих родителей? Выбирали ли вы, в каком окружении будете расти и какую обусловленность получите? А ведь все происходящее с человеком предопределено именно этими двумя факторами: генами и его текущей обусловленностью.

Для того чтобы убедиться (не только интеллектуально, но и всем существом) в том, что жизнь просто происходит (как единый безличностный поток), а не происходит в соответствие с теми или иными решениями и поступками индивидуума, он предлагал посетителям как можно чаще проводить исследование: выбрать какой-нибудь эпизод, в котором, как вы абсолютно уверены, вы приняли решение и все произошло так, как произошло, именно в соответствие с этим решением. А затем во всех деталях анализировать этот эпизод, смотреть, откуда пришло это решение, в действительности ли на него ничего не оказывало никакого влияния, и оно было в чистом виде вашим?

ЦИТАТЫ

Сознание создало этот спектакль. Сознание написало сценарий. Сознание играет роли всех персонажей. И Сознание же наблюдает за этой пьесой. Это шоу Одного Актера.

*

Все изменения, которые необходимы, — происходят. То, что происходит, должно произойти. Единственное, что нужно «сделать», — прекратить сомневаться. Это истинная вера.

*

Ничего не происходит напрасно — всё является подготовкой к следующей сцене.

*

Ощущение себя живым и присутствующим является таким опьяняющим, что человек оказывается зачарованным проявленным миром и настолько вовлекается в него, что ему уже не до выяснения того, существует ли он на самом деле или просто является галлюцинацией, сновидением, миражом.

*

…Просто Сознание отождествило себя. И Сознание проживает «жизнь» через этот организм тела-ума. Вы не знаете, как длинна эта жизнь. Вы не знаете, чего оно достигнет. Все, что я говорю, это: зачем беспокоиться? Зачем беспокоиться? Лишь наблюдайте все, что происходит.
Вы беспокоитесь, потому что вы думаете, что эти действия ваши. Рассматривайте их как действия Сознания или Бога, или Тотальности и так далее. И эти действия с необходимостью ограничены естественными характеристиками данного организма. И когда вы видите безличностность этого процесса, индивидуальное «я» должно отступить. Вы не отталкиваете его, вы не можете бороться со своим эго. Но это понимание отодвигает эго на второй план.

*

Жизнь во временной последовательности, с её страданиями и потерями, раскаяниями и сожалениями, в сочетании с надеждами и страхами, становится невероятным грузом страдания, которое мы принимаем как «нормальное» состояние только потому, что сжились со своей ложной привычкой считать себя отдельной телесной сущностью. Полный отказ от этого бремени даёт абсолютную свободу.

*

Для человеческого существа, считающего себя отдельной сущностью, испытывающей постоянную озадаченность, Сознание должно создавать новые загадки. Всё происходящее – это то, чем Сознание развлекает само себя.

*

«Убей эго, борись с эго» — полнейшая чепуха. Что такое эго?? Это индивидуальное выражение безличностного Сознания. Безличностное Сознание создало эго, которое затем начинает обращаться к своему источнику. Зачем бороться с эго? Просто наблюдайте его выходки. Когда эго делает нечто, тот же самый ум-эго говорит: «Этого делать нельзя».
Как только вы поймете, что не нужно бороться с эго, нужно только наблюдать за ним в качестве свидетеля — эго перестает быть препятствием, врагом. Эго — это всего лишь фикция. Зачем воевать с фикцией?

*

Люди воображают, что они должны каким-то образом измениться, превратив себя из несовершенных человеческих существ в совершенные, известные как «мудрецы». Абсурдность этого заключается в том, что тот, кто размышляет таким образом, сам является фикцией. Окончательная истина заключается в том окончательном понимании, в котором нет того, кто бы достиг понимания этой окончательной истины. Освобождение это лишь избавление от идеи того, что есть некто, кто нуждается в освобождении

*

Эго ищет свободу от страданий. Но обретает эту свободу только тогда, когда ему удается полностью принять то, что его страдания проистекают исключительно из его чувства личного делания.

*

У меня нет больше ненависти к себе, что бы я ни сделал. У меня больше нет ненависти к другому, за то, что как я думал, сделал он. Я искренне прихожу к выводу, что для того чтобы быть счастливым, нужно только одно. Полностью принять тот факт, что ничто не может произойти, если на это нет воли Бога или космического закона.

*

Ничто не происходит, если это не является волей бога.

Рамеш в пору своей работы директором Банка

*

Вся наша жизнь подобна фильму записанному на кинопленке, которая уже готова к просмотру и лежит намотанной в бобине. Мы просто выступаем ролями в этом уже готовом кино. Все, что должно произойти, уже произошло. Оно уже там, в этой бобине, записано на этой пленке. Мы не можем этого никак изменить. Оно уже есть.

*

Вы никоим образом не можете контролировать последствия своих действий. Жизнь представляет собой безличностный поток, и вы не можете управлять ни своей жизнью, ни чьей-либо еще.

*

— Когда человек начинает все сильнее ощущать разотождествление, это подобно чувству поражения?

— Не поражения. Это ощущение приятия, ощущение огромной свободы. Можете представить? Вы думаете, что несете все это бремя и всю эту ответственность. Затем вы начинаете понимать, что те же самые действия будут продолжать происходить, будучи основанными на реакциях этого организма тела-ума. Те же действия будут продолжаться. Как бы вы не боролись с тем, что должно произойти, это все равно произойдет. Когда вы достигаете глубокого понимания этого, вы обретаете чувство громадной свободы. «Все что должно произойти, произойдет, зачем же тогда волноваться? Все, что я могу делать, это продолжать делать то, что я делал». Вы продолжаете действовать с чувством ответственности, с чувством сострадания – если это ваша природа – но при этом вы знаете, что вы не имеете контроля над последствиями своих действий. Основное, что надо понять и принять – это то, что что бы вы ни делали, последствия не находятся в ваших руках.

*

Bопрос:  В организме тела-ума, в котором случилось просветление, есть осознанное восприятие того, что он является инструментом. Ощущение своей воли утрачено.

Рамеш: Это верно… Просветление означает, что нет «меня», обладающего ощущением личного делания. «Я» ничего не может делать. Все, что происходит – это Воля Бога.
 …делайте то, что хотите, в соответствии с нормами социальной справедливости, нравственности и ответственности, так будто у вас есть свободная воля — глубоко внутри зная, что свободной воли у вас нет. Тогда происходит вот что: на вас не висит груз принятых решений. Глубоко внутри вы знаете, что у вас нет контроля. Ничто не может произойти, если на то не будет Воли Бога. Так что, при таком понимании происходит следующее: вы принимаете решения, вы действуете так, будто эти действия совершаете вы, но груза ответственности, включая возможные вину или сожаления, не остается. Понятно?

*

По сути, все, чего хочет от жизни средний человек, сводится к единственной вещи: счастью. В поисках его он день за днём идет по жизни в твёрдой уверенности, что как-нибудь, когда-нибудь вещи и обстоятельства его мира принесут ему полное удовлетворение. Однако наступает момент, когда человек безмерно устает, физически и психологически, от этого постоянного поиска, так как понимает, что он никогда не закончиться. Он совершает потрясающее открытие, что любое удовольствие содержит в себе корень боли и страдания. На этой стадии поиск может продолжиться, лишь обратившись вовнутрь, в направлении счастья, которое не зависит от внешних вещей.

*

Если видеть ложное как ложное, то всё оставшееся будет истинным.
Отсутствующее сейчас появится, когда исчезнет то, что сейчас присутствует.
Отрицание – единственная разгадка поиска высшей истины, здесь нечего усложнять.

*

Жизнь может быть воистину простой, если не бороться с ней.

Нисаргадатта Махарадж (слева) и Рамеш Балсекар

*

Когда есть истинное понимание, есть и безусловное, радостное принятие того факта, что жизнь и существование — не пруд со стоячей водой, а текущая вода, которую нельзя удержать в ведре.

*

То, что вы думаете, что имеете выбор как отдельный индивидуум делать то, что вам хочется, — это само по себе и есть майа или Божественный гипноз.
…дети [наблюдающие за куклами на ярмарке ] «загипнотизированы» думать [интерпретация размышляющего ума], что куклы – реально существующие создания. Понимаете? Именно так Божественный гипноз гипнотизирует нас думать, что все объекты, которые мы видим в проявленном мире, все человеческие существа, реально существуют.

*

Тот, кто увидел свою истинную природу, больше не рассматривает жизнь как полную угроз и несчастья, как это делает большинство людей. Его ранее ошибочное ощущение личного волеизъявления исчезло в такой свободе и радости, что жизнь теперь являет собой лишь забавный спектакль, или сновидение, в котором он на самом деле не принимает никакого участия.

*

Мудрый человек лишен эго, хотя и может показаться, что это не так. Его пустой, или постящийся ум, ни делает ничего, ни не делает ничего. Он вне волеизъявления. Он ни то, ни это. Он все и ничто.

*

— Что вы имеете в виду, когда говорите, что все происходит сейчас?

— Я даю метафору с картиной длиной в милю и высотой с десятиэтажный дом. Посредством ограниченного физического зрения, которым вы обладаете, как бы далеко вы ни отошли, вы все равно сможете видеть лишь определенный участок за один раз. Поэтому вы осматриваете картину участок за участком, и вам потребуется какое-то время, чтобы добраться до конца. Но картина была целиком все это время.
То, что было, есть. Что есть – есть. И то, что будет, также уже есть, сейчас. Но человеческий ум не способен познать это кроме как через интуитивное озарение, не через рассуждение. На самом деле, только когда отступает рассуждение, прорывается это интуитивное озарение.

*

Вопрос «Как прожить свою жизнь?» с самого начала поставлен неверно. Как кажущаяся сущность, человек не проживает свою жизнь, но сам ПРОЖИВАЕТСЯ, подобно марионетке на веревочках. Все его попытки «жить своей жизнью» — не более чем реакции на импульсы, порожденные психофизическими условиями, над которыми он не властен. Все его акты якобы свободной воли — всего лишь фантазии искусственно сконструированного «я», которое верит, что управляет своей жизнью по собственной «свободной воле».

*

Когда ты действительно постигаешь, что эта жизнь и ее проживание — абсурдны, ты присоединяешься к танцу. Ты принимаешь участие в этом абсурде. Организм тела-ума продолжает жить в этом мире, но без какого бы то ни было чувства личного делания.

*

Наши жизни в действительности проживаются за нас, а не нами, как мы, похоже, считаем. Все наши переживания, если их тщательно проанализировать, ясно показали бы, что волеизъявление на самом деле не является существенным фактором в нашей жизни. Лишь самая крошечная часть нашего тотального физического и ментального функционирования подчинена волеизъявлению – даже на первый взгляд. Вы проявляли какое-либо волеизъявление, когда вас зачинали? А когда зачатый материал рос в утробе матери? Как долго вы можете прожить без сна, без еды или воды? Как долго вы продержитесь без выделительных действий тела? Как вы дышите и перевариваете пищу? У вас есть абсолютная уверенность в том, что вы будете продолжать жить по своему собственному волеизъявлению даже в течение ближайших пяти минут?

*

Вот что происходит. Ум создает проблему и хочет найти решение. В большинстве случаев проблемы не нуждаются в разрешении, они нуждаются в растворении. Проблемы должны растворяться, а не решаться, поскольку решения нет. Единственный способ, посредством которого проблемы растворяются, это их наблюдение по мере их возникновения. Нет вовлечения в них. Когда же ум вовлекается, тогда проблема становится проблемой. В ином случае это просто мысль. И если эта мысль просто наблюдается, она исчезает.

*

Когда есть понимание настоящего момента как чудесного вечного момента, не связанного со временем, тогда появляется неудержимая радость от наслаждения тем, что приносит настоящий момент.

*

У меня для вас одна хорошая новость и одна плохая. Вы не можете ни на что влиять — это плохая новость. Но не забывайте и хорошую: если вы действительно всем сердцем примете идею о том, что все события происходят вне вашей воли, что жизнь неподконтрольна вашему «я», тогда исчезнут чувство вины, гордыня, зависть и ненависть.

*

Источником Сознания является Сознание. Сознание – это всё, что есть.

*

Каждый индивидуальный организм тела-ума является запрограммированным инструментом, созданным Богом. Каждое человеческое существо – это уникально запрограммированный инструмент. Нет двух схожих индивидуумов. У Бога есть миллиарды организмов тела-ума, через которые он производит результат тем способом , каким он хочет произвести его. Он заставляет вас видеть, или слышать, или касаться чего-то, а мозг реагирует и выдает результат. Любое событие –это результат, который выбрал Бог. На самом деле любое действие, которое происходит, является действием Бога.

*

Вселенная движется своим весёлым, мистическим, магическим путем – пока ты не начинаешь смотреть на неё. И, смотря на неё, ты создаёшь проблемы. Функционирование вселенной свободно от каких-либо проблем.

*

Мы чувствуем, будто можем проявлять свою волю, однако глубоко внутри мы знаем, что существует порядок бесконечно более могущественный, который, похоже, и определяет всю нашу жизнь.

*

То, что мчится мимо нас с головокружительной скоростью, не есть настоящее. Настоящий момент воистину вечен. Горизонтальное течение времени создаётся нашим несовершенным восприятием. Последовательность и длительность во времени является следствием однодорожечной вербализации нашего расщеплённого ума, который вместо того, чтобы схватывать внешний мир одномоментно, даёт ему искажённое толкование, выхватывая части и кусочки и называя их вещами и событиями.

*

Интеллектуальное понимание основано на причине и следствии, относящихся ко времени. Интуитивное понимание безвременно, в нем причина и следствие есть одно целое.

Ramesh

*

Медитация и все подобные методы и усилия представляют собой лишь отвлечения от простого пребывания в естественном состоянии, являющемся нашим неограниченным, истинным бытием.
Все, что необходимо для того, чтобы просветление произошло — это ясное понимание, что это абсолютно другое измерение, полностью отличное от простого интеллектуального понимания, это измерение БЫТИЯ, к которому ни какая жесткая дисциплина, ни какие-либо установленные практики не имеют отношения.
Ищущие продолжают подвергать себя всевозможным пыткам самоистязания, не осознавая, что такая «духовная практика» является лишь усилением самого эго,
препятствующего переживанию их естественного, свободного состояния.

*

С самого начала ничего не существовало. В действительности никогда не было никакого начала, как и нет никакого конца. Вселенная – это сновидение. Так же, как и тот, кто должен понять это! Вера в себя, на самом деле, является единственным препятствием к пробуждению от заблуждения.
Земля представляет собой лишь бесконечно малую часть огромной иллюзии вселенной, не говоря уже о человеке. За отождествление с таким крошечным феноменом, как организм тела-ума через ощущение себя исполнителем, вы поплатились своим отождествлением с бесконечной Тотальностью.

*

Рамеш: Судьба – это всегда судьба организма тела-ума. Честно говоря, эго не существует. У эго нет судьбы.
Вопрос: Организм тела-ума существует?
Р: Организм тела-ума существует как часть проявленного.
В.: Что такое эго?
Р: Эго – это Божественный гипноз, эго, считающее себя отдельным. Божественный гипноз создает отделение, и это отдельность есть эго, т.е. идентификация с организмом тела-ума как с отдельным индивидуумом. Так что, когда эго устранено, гипноз – устранен. Кто может устранить гипноз? Только та Сила, которая создала гипноз, может устранить его.
…Все что происходит в жизни, происходит с организмом тела-ума – это не происходит с эго. А эго, из-за гипноза, думает «Это происходит со мной».
 
… Думающий ум и эго – это одно и то же.
            В случае обычного человека есть работающий ум и думающий ум. В случае мудреца – есть только работающий ум.
 
*

Без осознания своего истинного «Я» никакая добродетель не может быть истинной. Лишь когда ты достигаешь глубочайшей убежденности, что одна и та же жизнь течет через все сущее, и что ты и ЕСТЬ эта жизнь, ты можешь начать любить естественно и спонтанно.

*

Единственное истинное понимание заключается в том, что ничего не существует, что нет даже того, кто понимает.
Концепции в лучшем случае могут служить для отрицания друг друга, подобно тому как одним шипом можно удалить другой. Когда же шип удален, надо выбросить оба. Только в глубоком безмолвии мы действительно оставляем концепции позади. Слова и языки имеют дело только с концепциями и потому не могут приблизить к Реальности.

*

Не делайте ошибки, чтобы я не говорил – что бы не говорил любой мудрец в любое время, что бы любое писание любой религии не говорило бы когда-либо – является концепцией. Концепция – это нечто, что некоторые люди могут принять, а некоторые люди принять не могут. Так что ответ таков: что бы я не говорил – это не является знанием, не является истинной, это концепция, созданная умом.

ССЫЛКИ и ВИДЕО

Документальный фильм-сатсанг «Космический закон», с переводом на русский:

Книга Рамеша Балсекара «Сознание говорит»

Книга Рамеша Балсекара «Сознание пишет»

Книга Рамеша «Так уж случилось, что…»

Книга Рамеша «Переживание учения на опыте»

Группа «Рамеш Балсекар» в Вконтакте


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: