Записки неофита о Тай Цзи. 15. Зазор | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

            В сознании как бы сокрыто ещё сознание. Это сознание
            в сознании подобно мысли, предваряющей все
            слова и образы.

            Гуань-цзы.

            Все методы медитации предназначены для раскрытия познающего.
            Ошо

            Великий Путь всегда пребывает между присутствием
            и отсутствием.

            Из «старинных трактатов»

            Промежуток – это музыка всех истин.
            Чжоу Гунчэнь. Начало XX в.

«Промежуток», «зазор», «разрыв» – обозначение одного и того же понятия, важнейшего во внутренней работе. Только там дверь в Космос и свидание с ним.

«Вот почему нужен разрыв: чтобы старое исчезло и вошло новое. В них нет никакой непрерывности… Это разрыв…» (Ошо, т.1, с 17)

«Мысли исчезают, появляются зазоры. Безмолвие! Вы касаетесь своей собственной глубины… Когда вы обрели такую радость, которая не уходит, – обстоятельства меняются, а радость не уходит». (Ошо, там же, т.III, с.221, 223)

Мне самому почти нечего сказать по этому поводу. Феномены, которые со мной случались, я описал в прежних своих текстах. Первый ощутимый прорыв был на физическом плане (см.1. «Прикосновение»), но чаще присутствие зазора и связанных с этим явлений ощущалось всё же на плане ментальном (см. 7-10, 12, 16). Остаётся безоговорочно довериться учителям и ждать прогресса в собственных усилиях. Ниже я даю сводку в цитатах из нескольких источников: Ошо «Избранные беседы», т.I, III; В.В. Малявин «Сумерки Дао» и «Боевые искусства».

* * *

«Если вы наблюдаете дыхание, входящее внутрь и выходящее наружу – это глубочайшая из всех мантр… Наблюдайте, как входит дыхание, не думайте об этом. Видьте, чувствуйте это. Устремитесь вместе с ним. Вот дыхание на мгновение остановилось. Останьтесь на это мгновение в молчании: ничто не движется. Недвижность. В этом состоянии недвижности вы ближе к Богу, чем когда бы то ни было… Затем дыхание начинает выходить. Выходит. И снова, выйдя всё наружу, на единое мгновение дыхание останавливается. Наблюдайте. В этой остановке вы опять ближе всего к Богу. (Ошо, т.1,с.49-50 )

«Если вы хотите войти в своё существо, вы должны отделить себя и от ума, и от тела – от обоих! Они не могут проникнуть в явления высшего порядка… низший мир нужно оставить… там нет объяснения высшему, потому что там нет места понятиям, которые вы собираетесь объяснять… Но интеллект может почувствовать этот разрыв, он может познать этот промежуток, почувствовать, что есть нечто, что «вне меня»… Не стой в стороне. Невозможно ничего объяснить изнутри наружу, так что войди. Стань тем, кто внутри… Интеллект может пытаться понять, но он обречён на неудачу. Высшее нельзя свести к низшему» (Ошо, т.III, с.141-142)

«Прежде, чем дыхание повернёт внутрь или наружу, есть такой момент, когда вы не дышите. В этот момент ЭТО может случиться, потому что, когда вы не дышите, вы не в мире… когда вы не дышите, вы мертвы, вы всё ещё есть, но вы мертвы… Исходящее дыхание равносильно смерти, входящее дыхание равносильно жизни.. Поэтому с каждым дыханием вы умираете и рождаетесь вновь. Этот зазор между двумя дыханиями чрезвычайно мал, однако острое наблюдение и внимание сделают вас способными чувствовать его». (Там же, с.276)

«Однажды вы начнёте чувствовать свой центр, непосредственно рядом с пупком. Его можно почувствовать только если ваше внимание постоянно движется рядом с вашим дыханием… Если вы сможете достичь самого центра, на краткий миг дыхание прекращается, наступает промежуток. Дыхание входит и выходит: между ними есть промежуток. Он и есть ваш центр». (Там же, с.175).

«Продолжайте созерцать, и вы почувствуете, что дыхания нет. Тогда созерцайте это «недыхание». Не старайтесь дышать, просто созерцайте эту бездыханность… Если вы в полном молчании, вам достаточно очень небольшого количества воздуха. Как раз столько, чтобы оставаться живым». (Там же, с.180).

Эти остановки в разрывах-зазорах связаны с непроизвольной задержкой дыхания. Лет 8-10 назад мне попала в руки книга «Тайны Тибета» (Минск, изд. «Барвест».1999). Там, при описании тренировки «дыхания кувшин» я прочёл (с.235): «Умение задерживать дыхание без напряжения в течение 2-х минут – минимальное требование для практикующего. Задержка продолжительностью в 4 минуты считается средним показателем, а 6 и более минут – выполнением высшего требования».

Уже тогда я заметил, что при долгом стоянии в У Цзи дыхание замедляется и, кажется, даже вовсе пропадает. Через некоторое время я попробовал оценить эту задержку в способе обращённого дыхания животом, стандартном в даосских практиках. Задержка в 2 минуты далась с лёгкостью. Больше не засекал, «спортивный интерес» тут пропадает, он мешает, выглядит глупостью, но мне казалось тогда, что могу и 5, и 10, и 15 минут.

«Шива сказал: «С неуловимым дыханием, в середине лба, когда это достигает сердца в момент сна, управляй сновидениями и самой смертью».

«… Вы должны стать способными чувствовать прану в дыхании, эту его неуловимую часть, невидимую его часть. Вы начинаете это ощущать, когда ваше дыхание находится между бровей… (тогда) вы получаете всё без труда. Если ваше дыхание сосредоточено на зазоре, вы тоже начинаете это ощущать, но с меньшей лёгкостью. Если вы осознаёте центр рядом с пупком, центр, куда приходит ваше дыхание, которого она касается и выходит наружу, то ощущение праны тоже приходит, но не так быстро. Когда вы сконцентрированы на третьем глазе, то осознавать эту невидимую часть дыхания проще всего… Эту методику нужно практиковать только когда вы засыпаете, только в это и ни в какое другое время… Перед тем, как вы перестанете осознавать, осознайте дыхание и его невидимую часть прану и почувствуйте, как она приходит к сердцу». (Там же, с.278-279)

«Великий непроезжий путь всегда пребывает между присутствием и отсутствием. Только там отверстие, которое ведёт в зияющую Пустоту, беременную семенами «тьмы вещей».

«Ум верит в одно, а жизнь верит в два» (Ошо, т.III, с.253), так уж она устроена. Единственный способ уйти от двойственности – скользнуть в это отверстие и влиться в «Единотелесность Дао». Стать одним из семян и не возвращаться больше на нашу Землю, столь же прекрасную, сколь многогрешную. А если и вернуться, то только гостем, как этот «снег – семя пяти видов хлебов»

3.06. 2015. х. Покровский

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: