Лекарство от плотоядности. Рецензия на книгу Фоер Дж. С. «Мясо. Eating animals» | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

«Берясь за вилку, мы уже совершаем акт по организации своего бытия» – с этим выска­зыванием американского писателя Джонатана Сафрана Фоера хочется согласиться на все сто. Особенно после выхода его книги «Мясо. Eating animals», которую не стоит читать во время еды.

Определить жанр новой книги романиста Дж. С. Фоера нелегко. Автор рассуждает об амери­канском стиле потребления, черпая материал из истории собственной семьи и еврейских традиций. Пишет об экономических, научных и экологических проблемах мясной промышленности развитых стран, обращаясь к личному опыту людей, причаст­ных к разведению, приготовлению и поеданию животных. Книга «Мясо. Eating animals» эмоциональна и неудобоварима, вызывает чувство вины и страх. Фоер не просто апеллирует к разуму («Эта книга – продукт огром­ного числа исследований, она строго объективна, как и должна быть любая честная работа журналиста») и эмоциям читателя («Что означает последний крик курицы? Боль? А что означает боль?»). Он бьет чуть выше пояса – прямо в желудок, вызы­вая отвращение к любой пище животного происхождения.

Фоер – вегетарианец со стажем. Собственный путь к растительной еде он подробно описывает в начале книги. Посещение промышленных ферм и скотобоен, изучение документации и соответствующей литературы окончательно убедили автора в том, что удовольствие от поедания мяса несоразмерно страда­ниям миллионов животных и рыб, оканчивающих свои несчастные жизни на наших тарелках. «Я чувствую стыд за их гибель, которую моя культура оправдывает столь неубедительным аргументом, как вкус консервированного тунца…» – оперируя категорией стыда, вслед за Ф. Кафкой, Фоер выдвигает этический контраргумент против поедания животных ради удовольствия.

Но стыд – явление второстепенное и далеко не обязательное. Большинство людей едят животных без всяких сантиментов и душевных терзаний. Причин тому несколько: незнание или нежелание знать о том, как производят мясо, и стиль потребления, характерный для современной западной культуры. Первую причину автор устраняет, описывая в деталях мучения животных, выращиваемых на промышленных фермах и забиваемых на скотобойнях. На людей впечатлительных этот прием подействует наверняка. Вторая причина лежит в области политики и больших денег. Мясные корпорации производят не только еду, но и воспроизводят определенный стиль потребления. Фермеры сидят в дорогих офисах и разрабатывают маркетинговые стратегии, жертвуя принципами гуманного обращения с животными ради экономической выгоды. На борьбу с последними Фоер призывает нас, предлагая начать с самих себя и отказаться от продукции, поставляемой на прилавки с промышленных ферм.

Тем, кому благополучие животных не кажется достаточным основанием для пересмотра кулинарных предпочтений, писатель предлагает задуматься о роли промышленного фермерства в ухудшении экологии и распространении вирусных инфекций на Земле. Как правило, с этой стороной дела мало кто знаком, за исключением узкого круга специалистов. Для обывателя сельское хозяйство по-прежнему ассоциируется с ковбойскими прериями, запахом свежего молока и стадами счастливых овец, пасущихся на зеленом лугу. Вообще само понятие «промышленное сельское хозяйство», пишет автор, трудно опреде­лить, но легко идентифицировать. Лично для себя писатель идентифицирует его словом «bullshit». И это вовсе не ругательство. Благодаря промышленному сельскому хозяйству мы скоро потонем в экскрементах. Вопрос переработки навоза и отходов, поступающих в огромных количествах с ферм, оказывается, до сих пор не решен. Впрочем, как и масса других экологических последствий развития промышленного фермерства.

Отношение писателя к современному сельскому хозяйству и ностальгия по старым добрым семейным фермам понятна. Ведь для Фоера кусок мяса – не просто еда, это часть живого существа. Отбивная, яичница с беконом, свиные сардельки в глазах автора приобретают черты разумного животного. Описывая собственные кулинарные пристрастия, писатель буквально говорит о своих взаимоотношениях с мясом. Следуя принципу «ешь, но заботься», Фоер действительно превращает акт потребления пищи в выражение личной позиции. Многие ли способы на такое за обеденным столом?

ФоерДж. С. Мясо. Eating animals. – М.: Эксмо, 2012. – 448 с.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: