Тилопа

Дордже Чанг, Тилопа, Наропа, Марпа, Миларепа, Гампопа, Пагмодругпа и Победитель Дрикунгпа, Кармапа и все ламы Кагью, да пребудет ваше благословение!

Что такое Махамудра?

Махамудра — это система медитации, которая пришла сначала из Индии в Тибет, а затем (в наше время) стала распространяться по всему миру.

Система Медитации Махамудры базируется на предположении о том, что изначально пробужденная основа уже есть в человеке, но остается незамеченной из-за накопленных кармических склонностей. Для того чтобы очистить тенденции, мешающие Пробуждению, существуют специальные методы, которые позволяют пройти через уровни ума, распознать его изначально чистую природу и пребывать в ней.

Виды Махамудры

На заре традиции Мастер приводил ученика к зрелости с помощью песен пробуждения, которые называются «доха». В песне давались непосредственные прямые указания на то, каким образом наблюдать за умом. Это Махамудра традиции сущности.

Махамудру можно применять в рамках тантрических садхан, для того чтобы лучше укорениться в медитативных переживаниях. Это Махамудра Традиции Тантры.

Исследуя буддийскую философию и применяя аналитическую медитацию, тоже можно подойти к переживанию Махамудры. Это Махамудра традиции Сутры.

Часто Махамудра Тантры, Сущности и Сутры идут вместе, поддерживая друг друга и не будучи чем-то обособленным.

Четыре Йоги Махамудры и вклад Гампопы

Тибетский мастер Гампопа объединил подходы традиции Сутры и Сущности, разделив подход Махамудры на четыре йоги (одноточечность, простота, единый вкус, немедитация более). Первые из которых включали в себя традиционные практики Шаматхи (пребывания ума на объекте) и Випашьяны (непосредственного интуитивного проникновения в суть вещей). Оставшиеся две йоги представляют собой особые практики системы Махамудры.

9 стадий шаматхи. Шахматха предваряет Махамудру.

Более ранние мастера редко уделяли внимание разделению учения на этапы, делая упор на достижении учениками спонтанного Пробуждения с помощью дох — песен Махамудры. Иногда спонтанную Песню Пробуждения записывал кто-то из учеников. Такая записанная песня называется “коренной текст”.

Также бывают комментарии к коренным текстам, которые описывают происходящие процессы развернуто.

В чем сложность понимания традиционных текстов по Махамудре?

Когда мы берем любой научный текст, то неминуемо сталкиваемся с тем, что можно определить как «порог вхождения». Под «порогом вхождения» я подразумеваю необходимый для понимания текста базис знаний, а также владение специфической для данной научной области терминологией. Иначе говоря, порог вхождения в текст – это тот минимум знаний, который позволит читающему понять, о чем идет речь.

Тексты, посвященные Махамудре, используют метафорическую терминологию, значения которой были понятны, как правило, только узкому кругу посвященных. При этом предполагалось, что практикующий (читающий текст) обладает определенным опытом именно в медитации и если использует текст, то как подсказку и некое мерило цели, то есть может проверить, движется ли он в правильном направлении.

Тексты делятся как на совсем простые, так и на расширенные версии учебников по медитации. Но, в общем и целом, они (как правило) содержат информацию о воззрении, поведении и о том, что западная традиция изучения созерцательных практик трактует как «карты пути».

«Карта пути» — это описание этапов, которые проходит практикующий в своей практике перед тем, как он достигнет переживания Пробуждения и научится в нем пребывать.

«Карты пути» также позволяют отследить свой прогресс. При этом пользоваться ими нужно крайне умело.

Прогресс на пути в Махамудре. Позиция ума и позиция ментальных событий

Дэниел Браун в своей диссертации «Указывая великий путь» (переведена на русский) указывает на то, что в практике Махамудры происходят изменения, которые можно оценить с точки зрения двух позиций.

Первая позиция – это позиция ума. Само качество осознания может быть ясным или неясным, внимательным или не внимательным. Изменения в качестве непосредственного сознавания и есть то, что Браун называет позицией ума.

Вторая позиция – позиция ментальных событий. Мысли, чувства, эмоции, тактильные ощущения – это феномены, возникающие в нашем восприятии. Они могут быть интенсивными или нет, мы можем к ним цепляться или не цепляться. Изменения в качестве, количестве и способе восприятия феноменов в сознании и есть то, что Браун называет позицией ментальных событий.

Задача Учителя понять, что происходит в уме ученика с точки зрения позиции ума и с точки зрения ментальных событий. На основе этого знания ученику даются точечные инструкции по практике медитации. Это еще одна особенность традиции Махамудры — Учитель обязан знать ученика. Иначе процесс обучения не происходит, что бы ни думал об этом ученик.

Обучение Махамудре строится в обоюдных личных отношениях и только в них.

Есть традиции созерцания, в которых мы идем через непосредственное улучшение способности ума к пребыванию на объекте. В случае же Махамудры не так важно то, сколько ум может пребывать на объекте, как то, какой уровень ума задействован в созерцании. То есть последующие инструкции даются после того, как Мастер понимает, что ученик готов созерцать с более глубоких уровней ума.

Великие Смены Перспективы Наблюдения Махамудры

От пребывания на дыхании к осознаванию осознавания.

Установив минимальный базис в практике концентрации на дыхании (и других объектах), практикующий приходит к тому, что оказывается способен заметить само качество осознавания. И это первая смена перспективы, которая позволяет заметить феномены ума и стать от них менее зависимым.

От осознания осознавания к недвойственности.

При правильном подходе базис осознавания позволяет перейти к такому качеству восприятия, при котором субъект, объект и действие видятся нераздельными и в потоке ума возникает способность иногда спонтанно, а иногда специально прибегать к подобного рода осознаванию. Возникает ощущение, что ум (сознание) медитирует сам собою. И задача практикующего на этом этапе просто позволять медитации происходить.

Недвойственность не является конечной целью медитации. Ведь это недвойственность отдельной личности. Это глубокий уровень ума, но не самый глубокий.

Со-возникновение и Пробуждение

Установив должный базис в недвойственности, ученик получает инструкции относительно того, каким образом ум и ментальные феномены одномоменто со-возникают, являясь при этом нераздельными, а также указующие инструкции о том, как смотреть на то, что НЕ исчезает и НЕ проявляется.

Если на прошлых этапах практикующий замечал, что отвлекся, а затем возвращался к медитации, то на этом он замечает, что медитирует, и тут же прекращает. В этом смысле Пробуждение – самая простая, но самая парадоксальная смена перспективы наблюдения.

Если распознан этот уровень, то это именно то, что в Будда-Дхарме трактуется как Пробуждение.

Пробуждение – не конец пути. Оно имеет свою глубину. Если ученик умеет пребывать таким образом, то его задачей становится сделать это пребывание нескончаемым, пронизывающим каждый слой его существования: сон, секс, еду. Как правило, для этого используются методы Буддийской Тантры.

Посвящается моим учителям, главным образом Игорю Лопатину, который на протяжении многих лет демонстрирует исключительные Сочувствие и Мудрость.

Пусть этот текст принесет пользу всем существам и приведет их к Пробуждению! Пусть превосходная драгоценная бодхичитта появится там, где еще не возникла. А там, где она появилась, пусть не убудет, но растет все больше и больше!
Сарва Мангалам!


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: