Скука – источник зла или вдохновения? | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

Уолтер Ричард Сиккерт. Скука. Набросок, около 1914 г.

Один из творцов немецкой классической философии – Георг Гегель так определил своё понимание философии: «Философия, как и религия, имеет своим предметом истину, в высшем значении слова, в том, что Бог есть истина и единственная истина». За прошедшие 200 лет наука достигла головокружительных успехов, стала идолом «просвещённого» человечества. А научная философия в лице норвежца Ларса Свендсена решила разобраться со скукой, которую датский философ Сёрен Кьеркегор, следуя традиции христианской церкви, считал источником всякого зла.

Ларс Свендсен на основе проведённого исследования феномена скуки сделал вывод, что она является важным аспектом жизни западного общества (1). Забавна история создания этого философского эссе – автор написал его во время творческой паузы, «мечтая о полном ничегонеделаньи». Однако это оказалось для философа «абсолютно невыполнимым занятием» и в результате появилась своеобразная хрестоматия скуки. Интересно, что исследование скуки стало для Свендсена начальным импульсом дальнейшего творчества: в последующие 12 лет были опубликованы на 22-х языках мира его книги по философии моды, страха, зла, свободы и одиночества.

Исследуя скуку как философскую проблему, Ларс Свендсен отметил, что это типичный феномен новейшего времени, который во многом способствует различным проявлениям зла и имеет серьёзные социальные последствия. Ещё отцы христианской церкви рассматривали скуку как мать всех пороков. Однако изучение феноменологии скуки на основе трудов Мартина Хайдеггера приводит Свендсена к выводу, что для одного из крупнейших философов 20-го века скука – привилегированное фундаментальное настроение, потому что она наводит на размышления о проблематике бытия и времени. «В состоянии скуки, как считает Мартин Хайдеггер, мы способны постичь время и смысл бытия» (1). Хайдеггер полагал, что «настроение – основополагающий способ увидеть самих себя изнутри».

Из рассмотрения взглядов различных авторов – философов и писателей западного мира, Свендсен делает вывод, что скука как основной феномен новейшего времени получила широкое распространение именно тогда, когда распадаются традиционные смыслообразующие структуры. «В новейшее время субъект высвобождается из рамок традиций и вынужден искать новый смысл». На взгляд выдающегося учёного и мыслителя Василия Налимова уровень скуки является одним из серьёзнейших показателей состояния культуры (2).

По иронии судьбы, именно в благополучной Норвегии – образцовой стране ценностей западной цивилизации, через 6 лет после опубликования книги Свендсена – 22июля 2011г. произошла жуткая трагедия. Норвежец Андерс Брейвик взорвал в центре Осло микроавтобус с взрывчаткой, а затем устроил расстрел своих молодых соотечественников на маленьком острове, после чего сдался полиции; всего он убил 77 человек. Неужели скука стала причиной этого злодеяния бизнесмена с высшим образованием? Как известно, перед терактом Брейвик выложил в интернете видеоролик с тезисами своего манифеста (1518 страниц), в котором он призывал европейцев к христианским и рыцарским ценностям. Андерс Брейвик был признан вменяемым, а по словам соседей это был «спокойный, уравновешенный и вежливый, хотя и замкнутый человек». В своей речи на суде он заявил, что акция, которую он совершил, «является превентивным ударом для защиты коренных народов Норвегии, для защиты нашей культуры…Гражданская война против мультикультурализма только начинается». В настоящее время многие культурологи и социологи считают, что политика мультикультурализма в Европе провалилась.

Можно ли считать скуку важным феноменом восточной традиции, например даосизма, где практика недеяния как созерцательная пассивность на первый взгляд соответствует скуке? Основная устремлённость буддизма – выход из страдания, что естественно должно сопровождаться отказом от привязанностей. Является ли скука и отсутствие страдания схожими состояниями сознания? Василий Налимов отметил, что в двух наиболее глубоко разработанных религиях мира – буддизме и христианстве, раскрылись два антиномичных и дополняющих друг друга пути – «уход от страдания через внутреннее просветление и активная встреча с ним для преодоления его через любовь» (3). Антиномичность этих путей обусловлена, по-видимому тем, что на Западе культура мышления развивалась преимущественно в монадной категории сознания, а на Востоке – в пластической (виброполевой), там с помощью медитации стремились «услышать Голос безмолвия». Исследуя религию в свете доктрины о двух модификациях Реальности, Владимир Шмаков подчеркнул, что «если в монадности религиозный опыт человека состоит в эволютивном устремлении к бесконечно далёкому Трансцендентному Богу, то в пластичности Бог открывается в самой душе человека, целостно исполняет её и живёт в ней». Поэтому в пластической стихии религиозный опыт в себе абсолютно тождественен для всех времён и народов, здесь все исторические религии абсолютно тождественны (4).

Один из основателей трансперсональной психологии Станислав Гроф по результатам своих 40-летних исследований сознания человека был убеждён, что никакое внешнее вмешательство не имеет шансов создать лучший мир, если только оно не связано с глубоким преображением сознания. «При самом тщательном рассмотрении нынешний глобальный кризис в своей основе является духовно-психическим, ибо он отражает уровень эволюции человеческого вида. Именно поэтому трудно представить, чтобы он мог быть разрешён без коренного внутреннего преображения человечества в широком масштабе и его восхождения на более высокий уровень эмоциональной зрелости и духовного осознавания» (5). Гроф полагал, что духовные устремления являются более фундаментальными и непреодолимыми, чем сексуальное влечение, и если они не удовлетворяются, это может привести к серьёзным психическим расстройствам.

На основе упомянутой выше доктрины о двух модификациях Реальности, Владимир Шмаков изложил своё понимание природы настроения таким образом. Область проявлений настроения не ограничивается только категорией мистики, т.е. областью эмоций. Аналогично эмоциям имеются настроения в категориях разума и воли. Наше настроение изменяется по особым законам, независимо от монадной деятельности сознания. Каждый человек по своему опыту знает, что состояние настроения есть самое существенное условие любых достижений как в восприятии, так и в творчестве. «Настроение есть эмпирическое обнаружение вида и тональностей слиянности актуального сознания с пластическим потоком» (4). Отсюда следует, как отметил Шмаков, что наука о настроениях есть первооснова психологии и истинного посвятительного пути. «Овладение своими настроениями есть регулирование своей слиянности с пластической стихией. Овладение настроениями других людей есть дар управления их жизнью через творческое приобщение к тем или иным вибрациям вселенского пластического потока».

С древних времен известно о воздействии различных символов на настроение. Владимир Шмаков раскрыл антиномичную природу символа: с одной стороны он образован из элементов феноменального мира, а с другой – он причастен к ноуменальному. Символ как бы даёт точку опоры идеальному в области феноменального и тем самым раскрывает свободу видеть идеальное и к нему стремиться. «Символ есть брешь в оковах тварности, через которую тварь получает возможность соприкасаться с вечным и необусловленным» (6).

Обстоятельное исследование мифологии позволило Джозефу Кэмпбеллу сделать ряд важных выводов относительно роли символов в жизни людей (7). Он считал, что посредством мифологических образов сознание вступает в контакт с бессознательным, где эти образы обитают. С исчезновением символов мы утратили средство коммуникации между бодрствующим сознанием и глубинными уровнями духовной жизни. Очевидно, что создание символа возможно только через интуитивное озарение, «подключение» к эгрегору народа. Возможно это удалось замечательному русскому художнику Константину Васильеву в картине «Человек с филином».

Что касается переживания состояния скуки, то из личного опыта могу сообщить, что в силу ряда обстоятельств, в сентябре 2018 года я оказался в состоянии скуки, уныния и т.д. Различные попытки преодолеть это состояние к успеху не приводили. Только в ноябре 2019 после знакомства с космологической парадигмой Ориса (8), в которой детально изложена энергоинформационная структура и динамика эволюции самосознания, ко мне вернулся интерес к жизни во всей её полноте.

Тексты Владимира Ерёмина на блог-книге «ОСЬМИНОГ»
https://www.peremeny.ru/books/osminog/author/ervl
_______________________________________________

Литература

1. Свендсен Л. Философия скуки. М., 2010.
2. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. М., 1995.
3. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
4. Шмаков В. Основы пневматологии. Киев, 1994.
5. Гроф С. Холотропное сознание. М., 2002.
6. Шмаков В. Закон синархии. Киев, 1994.
7. Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству. М., 2006.
8. Орис. Ииссиидиология. Т.2 -3. Крым, 2013 – 2014.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: