Досточтимая. Часть 5 | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ

Робина Куртин: «Я всю жизнь занималась пропагандой»

Буддизм «для чайников», или Коробка с мыслями

Девять лет спустя после первой встречи с д. Робиной (2012) я собрала в виде тезисов – или избранных (на собственное, разумеется, усмотрение) свободных аксиом, условный термин мой, – некие прописные истины, ею озвученные.

Они могут показаться кое-кому вполне очевидными, и потому не заслуживающими внимания, ну а кое для кого окажутся весьма полезны: в том числе для разномастных любопытствующих – для всех тех, кому есть хоть сколько-то дела до собственной башки, и в ком теплится особая дерзость для первого (сто второго, две тысячи десятого, etc.) шага – шага, разумеется, в сторону ОТ.

Долго подступалась я к сборке тезисов д. Робины, но либо время не приходило, либо постоянно что-то мешало. Мешало и не приходило, разумеется, и в 2021-м, и тут уж про «ворованный воздух» не вспомнить просто смешно – я бы назвала его даже уворованным, настолько «не должен был» автор этих строк заниматься здесь и сейчас разбором буддийского мини-архива.

Материал этот к тому, что называется у райтеров творчеством, отношения, на первый взгляд, не имеет, – но лишь на первый. Словечко «творчество», затёртое ряжеными в писателей графоманами и ангажированными «авторами литпроцессии», имеет в данном случае прямое право на существование. Со-творение (данного мне в ощущениях) текста происходило не только с помощью постукивания подушечками пальцев по клавиатуре ноутбука.

Было кое-что ещё.

Большинство лекций харизматичной буддийской ораторши, на которых мне посчастливилось побывать в реальности или online, частично законспектированы: профпривычка. Заметки, которые последуют далее, не претендуют на идеальную копию слов «звёздной монахини». Её речь прошла как через мозгорубку восприятия автора этих строк, так и через фильтры переводов c английского.

Тем не менее тезисы сохранили предельно точный смысл и мощную энергию блистательной Робины Куртин, а древняя техника по очистке менталки от шлаков (назовём это так, беспредельно упростив) работает по сей день, методично избавляя от сумасшествия тысячи «венцов творения», с трудом понимающих, для чего же опять и снова «наступило завтра».

Спойлер: если новенький решил разобраться с чёртовым умишкой, ему сюда. Для начала – ликбез, далее – к видеолекциям, семинарам, книгам и пр.

Своеобразная терапия тезисами, возможно, поможет и страдающим в айфоны скептикам энд циникам, воображающим, будто шансов у двуногих нет: привет от ослика Иа.

«Ум – просто коробка с мыслями, – разжёвывает в тысячный раз Робина Куртин: её терпения хватает и на адских “чайников”, хотя она явно не из “терпил”. – Решайте, что в неё класть».

Наталья Рубанова, апрель-2021

***

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

«Мастерская разума» досточтимой Робины Куртин1
Запись и редактирование тезисов: Наталья Рубанова

Контроль ума

«Буддизм – это способ описания мира. Как и коммунизм, например, или как ещё что-то. Способ описания, как всё устроено. И с точки зрения природы ума, воззрения Будды радикально отличаются от привычных. Ум – синоним термина сознание; в уме заложена возможность познания».

«Техника медитации осознанности или медитации сосредоточения – невероятные психотехники, позволяющие открыть доступ к более высоким уровням нашего ума. Будда заимствовал эти методы у индуистов, они существовали задолго до него. Чрезвычайно важно открыть себе доступ к тонким уровням ума! Итак, один из первых пунктов: великий потенциал нашего ума надо развить. Мы наделены умом. И можем управлять своим умом».

«Когда я была католичкой, я знала – меня сотворил Бог. Тело от отца с матерью, а некая душа вошла со спермой и яйцеклеткой – вот тогда-то и зародилась Робина. Но Будда с этим не согласен, это главное отличие буддийской метафизики, психологии, практики и буддийского образа жизни [от всего остального]. Наш ум не является производной мозга – и он не подарен нам родителями или Творцом. Пока мы принимаем слова Будды за рабочую гипотезу, главное в которой [вот что]: последовательность моментов ума, его непрерывность являются своими собственными у каждого человека. Можно [с помощью особых техник] проследить непрерывность моментов ума, уходящих в прошлое всё дальше и дальше, до безначальных времён».

«Мой собственный ум – следствие моего же ума. Содержимое моего ума не происходит от кого-то ещё. Оно не от родителей. Итак, [ещё раз]: мы можем проследить эту непрерывность на многие жизни назад! Ум, который не происходит ни от кого иного, – основная идея буддизма, как и мотив быть своим собственным психотерапевтом».

«У нас есть чувственное сознание и умственное – там [в голове] наши чувства, мысли, эмоции: именно там источник счастья и страданий».

«Посмотрите, как мы реагируем на наши переживания?.. В людях глубоко сидит склонность обвинять. Но мы можем изменить содержание своего ума, можем заглянуть в свой ум, рассмотреть природу счастья и сострадания – и контролировать эти состояния… Да, мы [часто] не способны изменить ситуацию, но если вы мужественны, вы способны изменить свою реакцию на неё [вместо того, чтобы всё проклинать, в том числе себя]. Мы виним внешнее в своих страданиях, забывая контролировать внутреннее: собственные реакции».

«Мы можем разделить содержимое своего умственного сознания на три части. Первая: благие (уместные) – их функция в том, чтобы вызывать у нас счастье, удовлетворение. Тело и речь – слуги нашего ума. Вторая часть: неблагие, невротические, непродуктивные [мысли]. Это источник нашей собственной боли. То, что мы [порой] испытываем – это уже кошмар, переживания разрывают нам сердце. Третья часть: нейтральные состояния ума. Например, сосредоточение. Осознанность. Лама Сопа Ринпоче говорил: “Даже ворам нужна осознанность!” Главное – для чего она нужна. Осознанность – ваш собственный психотерапевт. Это состояние ума, по природе своей не добродетельное и не недобродетельное, оно играет важную роль в нашей жизни… Какова же практическая значимость этих слов? Все эти термины описывают то, как мы можем развивать свой ум. Буддийские монахи в деталях изучают это. “Сям чэн” – “умом обладающий” – в переводе с тибетского “живое существо”».

«Конечно, нас интересуют неблагие состояния ума [чтобы работать с ними]. А добродетельные состояния ума – это сердце нашего ума! Благие качества ума мы можем развить до совершенного состояния… Итак, различные состояния ума – гнев, любовь и так далее: мы думаем с позиций материализма, что они равнозначны, но это слишком смелое предположение. Говоря, будто ревность естественна, мы подписываемся в том, что не ревновать “неестественно”. Но недобродетельное не является сутью нашего ума. А если недобродетельные состояния ума не являются сутью нашего ума, значит, от них можно избавиться. Избавиться от депрессии, гнева, агрессии, зависти… Наличие неблагого в уме нас и беспокоит, именно оно – источник нашего страдания и именно оно причиняет зло другим».

«Для того чтобы стать своим собственным психотерапевтом, надо понять, на каком этапе мы находимся сейчас. Надо отделить здоровые клетки от нездоровых. Есть техники для контроля над реакциями: первое – это навыки сосредоточения ума; второе – наблюдение за своим умом; третье – изменение своих состояний [ума]. Поначалу мы бы предпочли этим не заниматься, ведь всё в нас кричит: виноват-то не я, а он… Но это не так».

«По поводу “иллюзии” и “омрачения”. По сути, находясь в иллюзии, вы, будучи омрачённым, выпадаете из реальности. Чем больше у вас привязанностей – деньги, секс, алкоголь: много всего! – и чем больше в вас неблагого, тем дальше вы от реальности. Гнев – это преувеличение “реальности”. А привязанность подобна инстинкту. Но чем больше получаешь, тем больше жаждешь… Вот он, кусок пирога. И ещё, ещё один. И вот уже перебор. Ещё кусок, и вас стошнит! Что же в остатке? Набитый живот и чувство вины. Но завтра мы опять хотим есть [и это тупик]».

«Желание, страсть, цепляние как бы естественны для этого мира… И вот вы достигаете желаемого, но ненадолго. Селяви! Глубокая неудовлетворённость разбивает нас вечером, и поэтому мы идём спать. Всё это Будда называл сансарой. И всё это коренится в нашем отношении к жизни, засевшем на предубеждении, что “мы не виноваты” и “мы не просили, чтоб нас рожали”. Будда говорит: всё это – состояния ума. Но это мой ум, и я могу с помощью определённых техник поставить его на нужное мне место. Могу глубже понять, как функционируют мои чувства и изменить их».

«Будда говорил, что любовь – это состояние ума, которое радуется счастью другого. Говорил, что наша любовь загрязнена привязанностью. Если мы посмотрим на качество привязанности (а она основана на тревоге и страхе), то увидим – нам кажется, если “заполучить” какого-то человека, мы будем счастливы. Но это не так. Одно из качеств привязанности – слепота. Вы видите человека, к которому привязаны, не таким, каков он есть, а таким, каким хотите его видеть… Мать чувствует к ребёнку и любовь и привязанность. Наша задача – различать неблагие и благие состояния ума. Благие – это щедрость, радость, прощение: они не завязаны на неврозе. Чем больше мы их взращиваем, тем меньше у нас страха».

«Итак, избавиться от привязанностей. Представьте, что мы на занятии по ботанике. Я учу вас буддийской ботанике – учу различать целебные травы и сорняки… Будда предложил уникальную модель ума. Цель – ослабить неблагие состояния и взрастить благие. Это первый шаг – изучить ум. Вторая задача – развить некий уровень концентрации, который позволит нам посмотреть в наш ум. Точность, ясность и уровень анализа – вот что мы должны “приложить” к самим себе».

«Что такое состояние хорошей практики? Первое: техника сосредоточения ума – надо понять, зачем это нужно. И продвигаться в работе ума. Но развивать осознанность недостаточно. Второе: уметь обращать ум вовнутрь, а не вовне – для этого нужна невероятная умственная энергия. Третье: буддийский подход к ботанике. Буддийская ботаника позволяет нам распознать состояние ума, которое в нас присутствует. Осознать, в каком эмоциональном супе мы плаваем каждый день. По сути, вы работаете с собой как когнитивный терапевт1». ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
____________________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1. [В квадратных скобках] даны мои пояснения к словам д. Робины. – Н.Р.
2. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает выявлять и изменять вредные привычки, связанные с мышлением, поведением, отношениями с другими людьми, то есть заменять их на более полезные. КПТ, как пишут в разных источниках, неплохо работает при лечении тревоги и депрессии.


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: