Риши. Три сатсанга. Сатсанг #2: Ошибок нет. Ч. 2 | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ПУБЛИКАЦИИ — ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЭТОГО САТСАНГА — ЗДЕСЬ

Риши: Хорошо. Кто хотел бы чем-нибудь поделиться? Или прояснить что-то?

Посетитель: Намастэ. Я сейчас учусь водить скутер, и иногда мне немного страшно выезжать на дорогу. Появляется мысль: может случиться авария и тогда я получу ранения или что-то еще хуже произойдет. Ты говоришь: оставайся в настоящем моменте и не теряйся в мыслях. Такой же подход сохраняется даже если что-то случится – травма, смерть? Подход остается: «Это в порядке, если это случилось, потому что оно должно было случиться»?

Риши:: Не то чтобы «это в порядке». Это скорее – какой выбор у тебя есть. Понимаешь ли, суета в уме не начнет контролировать дорожное движение и не предотвратит то, что происходит. И более того, она может стать причиной аварии, потому что твое внимание не присутствует полностью. Когда ты водишь в Индии (это особенно для тех, кто не здесь), это требует совсем иного набора навыков, чем тот, к которому мы привыкли. Потому что на Западе эти вещи гораздо более упорядочены. (По крайней мере, на дороге. Может быть, в других областях это не обязательно так.) Там большинство людей стоят там, где они, как предполагается, будут стоять, там нет коров, которые всегда имеют преимущество на дороге, там нет собак, которые постоянно бегают по проезжей части, там нет обезьян, которые падают с деревьев… Так что в Индии это действительно требует ясности ума. Так что я предложил бы тебе вот что: если ты готов куда-то выехать на скутере, и ты видишь, что в уме присутствует это беспокойство, просто посиди минутку на скутере и подыши, и не пускайся в путь на минуту, просто на минуту. И особенно: не спеши. Так чтобы ты понял, что ты Здесь, ты Сейчас. И тогда ты можешь выехать в этот хаотичный поток, где машины едут в обоих направлениях сразу по обеим сторонам дороги, люди внезапно пересекают дорогу налево и направо, но у тебя открывается шестое чувство по этому поводу, и ты начинаешь понимать, что под этим есть некий общий поток, и чем меньше присутствует «я», и чем больше Здесь Сейчас присутствует, тем больше этот поток становится танцем на дороге. И даже это (и я могу быть примером*) не может уберечь тебя от того, чтобы не получить непредвиденные последствия того, что ты сел на этот байк. Я научился очень многому благодаря моей аварии в этом году… [*Риши за несколько месяцев до этого сатсанга попал в аварию на скутере в связи с тем, что на него внезапно прыгнула с дерева одна из обезьян, дравшихся в деревьях над дорогой. – Ред.]

Все это снова возвращает к тому, чтобы доверять жизни. Попасть в аварию, испытывать физическую боль – это не такое уж большое дело; если это происходит – это происходит. Боль – это боль. Позвольте мне сказать это, просто чтобы довести до вашего сведения: если вы попали в такого рода аварию, в какую попал я, – боль есть боль, но страдания – дело добровольное. На страдания вы сами подписываетесь. Боль приходит, потому что у нас есть тела, а страдание происходит в уме, и вы должны сами согласиться на них. И это то, чего мы на самом деле боимся. У нас у всех сильные тела, в той или иной степени, и тело само исцеляет себя, когда происходит несчастный случай. Чего мы боимся, так это ментального страдания. Но интересная вещь, связанная с болью и страданием, заключается в том, что у нас нет контроля над болью, а страдание – это единственная вещь, над которой у нас есть контроль. Так что вещь, которой мы больше всего боимся, это та самая вещь, на которую как раз мы можем повлиять. Вот почему мы практикуем. Вот почему мы хотим научиться быть Здесь, Сейчас. Так чтобы мы были Здесь Сейчас и тогда, когда мы на скутере, и тем самым минимизировали вероятность того, что случится столкновение. Но также и для того, чтобы если и когда это столкновение произойдет, мы минимизировали страдание, с ним связанное. А это происходит от ментальной стабильности. От способности принять, получить, танцевать с тем, что есть здесь, без того, чтобы страдать по этому поводу. Без того, чтобы обвинять себя, без того, чтобы сожалеть, без мысли о том, что мы допустили ошибку, — как видите, все это связано одно с другим.

Так вот, о чем мы на самом деле говорим, так это об укоренении себя в способе бытия в мире, в котором вы свободны от страдания. И один из способов быть свободным от страданий – это посредством знания, что то, что будет, то и будет, что придет, то придет, что уйдет, то уйдет. По отношению к телу, по отношению к уму. Но где мы можем тренировать себя, так это в этом моменте распознавания, что страдание – это выбор. Боль – это неизбежная часть того, что мы имеем тело. Как сказал Будда, родиться, состариться, болеть и умереть – это жизнь, а страдание – это опция. И что мы делаем тут, так это тренируем себя не следовать за умом, у которого есть склонность идти в страдание. «Бедный я, я хотел бы, чтобы это не случилось, я должен был сделать что-то по-другому, я совершил ошибку» — вот этот ум и есть то, о чем мы тут говорим. И мы тренируем себя отворачиваться от него с помощью вопроса «Кто Я?» и через распознавание, что все хорошо. Все всегда хорошо.

И мы продолжаем двигаться в этом направлении, пока не осознаем, что мы всегда были свободны. Что это значит? Это значит – свободны от этой ментальной склонности страдать, свободны от мысли о том, что у нас есть какой-то контроль, что мы можем манипулировать своими умами, своими телами и миром – для избегания нежелательных последствий проживания жизни.

Мы приходим в Здесь Сейчас и осознаем, что в этот момент мы свободны. И это позволяет нам выйти за пределы тела, выйти за пределы ума, это глубокое распознавание – «я свободен». «Что бы ни происходило в теле, что бы ни происходило в уме, что бы ни происходило в мире, это сама жизнь, и какое это отношение имеет ко мне? Я свободен!» Продолжайте тренироваться.

И также вы можете начать доверять себе. Просто в связи со скутером я могу сказать из собственного опыта, что иногда вы просто должны распознать, что прямо сейчас – не подходящий момент что-то делать. И если у вас действительно сильное сопротивление в такой-то момент садиться на скутер и ехать – подождите 10 минут. Вы не знаете, чего вы избежите, не садясь на скутер в тот момент, когда вы взбудоражены. Не знаете. Мы можем сказать, что вы садитесь на скутер со словами: «О, я должен ехать! Я должен ехать! Мне нужно ехать в ашрам, нужно ехать на Веды, нужно ехать на этот сатсанг». И вы заставите себя – лишь для того, чтобы обнаружить, что с дерева падают обезьяны на вашем пути в ашрам. И вместо ашрама – вы в больнице. Ваши планы не имеют никакого смысла для самой жизни. Вам нужно понять это.

Живите без страха, нет никакого «я», которое может быть поранено или умереть. Живите без страха, но также слушайте свое сердце, и когда ваше сердце говорит: «Стоп», не пренебрегайте этим, говоря: «Нет! Я не остановлюсь, я контролирую ситуацию! Я еду туда, я делаю это, я еду туда!» Нет, это приведет вас к страданию.

И это никогда не про то, что мы делаем или не делаем физически с телом, но это часто про то, что мы заставляем себя делать с умом, когда мы могли бы просто расслабиться. Что мы выбрали делать в то время, когда наше сердце, или наша интуиция говорила нам «пожалуйста, подожди», а мы не послушали, потому что надо было соблюдать некий график. Да, нам надо иногда это делать, но часто мы можем дать своему сердцу преимущество сомнений и просто сказать: «Я сделаю это позже. Я сделаю это завтра». Всегда будьте очень добры с собой.

Хари Ом Тат Сат
ТРЕТИЙ САТСАНГ — ЗДЕСЬ

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: