«Алиса» Бертона – недофильм. И в первую очередь из-за слабого сценария.

Добро – не доброе, зло – не злое. А никакое.

«О, потрясающий, честолюбивый, великолепный идиот! Слава тебе! В наше прагматичное время он доказывал, что играть в шахматы можно по правилам карточной игры. Правда, кто-то за спиной должен все-таки предохранять от окончательного разрушения… Рационализм одного финансирует идиотизм другого» (цитирую свой роман «Брачные игры»).

Бертоновская система рассыпается. Он разрушил систему Кэрролла, а свою не смог сделать, потому как ШАХМАТЫ ПО ПРАВИЛАМ КАРТОЧНОЙ ИГРЫ НЕ РАБОТАЮТ. Бертон перехитрил сам себя.

B_2009_06_22_Alice_Burton_01

Собачий монстр Брандашмыг хватает девочку Алису. Добрая Мышь ему вырвала глаз. Алиса вернула глаз Брандашмыгу. Он за это помогает Алисе. Отвозит ее с мечом к Белой Королеве. И монстр остался на половине доброй БК. Ему никто не мстил за предательство.

Злая – Красная Червовая Дама. У нее все в красных сердечках (аллюзии с Тимошенко?) Красные сердечки – зло? Странно. Червовая Дама любит Валета и сомневается в каждом своем шаге. Зато добрая Белая Королева – без сомнений. Когда была в силе злая Червовая Дама – ее сестра Белая Королева – жила во дворце, который весь в сиреневых кустах. Когда власть отошла Королеве – она решила (по доброте?) сослать сестрицу на каторгу.

Шляпник-бунтарь когда пребывал в покоях злой Червовой Дамы – делал что хотел. Свои шляпы опять же. Приговорили его к казни, только за слишком активную «антигосударственную пропаганду»: «Долой Красную Ведьму!»

Запомнилась и микстура доброй Белой Королевы для уменьшения роста Алисы – из гнилых пальцев. Она не Ведьма?

В общем Бертон – все перемешал, добавив готики. Поэтому – все не белые или красные, цветные и т.п., а какие-то – серые. Этот невзрачный цвет доминирует в Стране Чудес. Волшебник Изумрудного Города – это ярко. А Серая Страна Чудес? Но здесь она именно такая: поросшая мхами, лишайниками и грибами. Поэтому когда 3D к самому носу приближает мхи и грибную плесень – противно.

Охотничью собаку – тоже никто не наказал – за перебежку на другую строну. Хотя собака типа рисковала семьей. В общем, зло и добро посерели у Бертона – до неразличимости.

Удачи-находки: их немного.

1.Когда Алиса уменьшалась или увеличивалась – платья оставались прежними. Но Бертон слишком часто эксплуатирует этот ход.

2. Любовь Чеширского кота к шляпе Шляпника. Он больше помогал Шляпнику – из любви к его Супершляпе. Сидел в ней во время казни. И потом все же (со скрипом) вернул. Голос Ширвиндта – очень гармонировал с котом.

И все. А несостыковок – вагон.

aliceburton

Кульминация – сражение Алисы с Бармаглотом. Ясно, что она существо – слабое, но по-женски непредсказуемое и в чем-то ловкое. Но побеждает чудовище вовсе не Алиса, а Меч. Ей так и сказали: «Держи крепче, он все сделает сам». И Бармаглот здоровался с Мечом, игнорируя Алису. Меч он уважал, зная, что битва будет именно с Ним (Феминистки! Ау! Где вы! Самое время протестовать!!!).

И действительно: никакой хитрости Алиса не придумала в битве (столкнуть куда-нибудь, заманить дракона в неудобное место). Но она только подпрыгнула, взхмах Волшебный Мечом – и голова Бармаглота с плеч. Меч победил!

Однако Алиса своего не упустит, ее сила в другом – в предпринимательской оборотистости. В финале картины побеждает бизнес! Алиса убедила папу ее несостоявшегося жениха вложить бабки в торговлю с Китаем. Ура! Осталось только продукт-плейсмент – там присобачить (у нас фирм по торговле с Китаем хоть отбавляй, в Англии – не меньше) .

Бранный день – не День битвы с Бармаглотом, а когда я поглядел эту «Алису» – серую во всех смыслах. Оттого и бранился.

Внешне у Бертона — все круто. Образы проработаны. Но неясности и неточности в правилах игры свели на нет его сильную работу, как художника. Бертон не смог стать творцом — полноценного мира. Мир его «Алисы» — сбоит, проседает, разваливается. На одной шляпе Деппа — не уедешь.

ЗЫ
Еще один крошечный плюсик – взрослую Алису Бертон подобрал похожей на реальный прототип (фото ее полно). Но это сомнительная удача, как для режиссера. Провалы – все нивелируют. Не спасла и джига-дрыга Деппа-Шляпника в стиле Майкла Джексона. Ведь и это, из-за недавней смерти поп-короля, смотрелось как-то грустно.


комментариев 5 на “Шахматы по правилам карточной игры”

  1. on 15 Мар 2010 at 9:57 дп Мария Татаренко

    Пожалуй, с этим можно согласиться. Действительно, на Бартона возлагались надежды чего-то более и сверх, а после просмотра, честно говоря, не давала покоя мысль: «А я ожидал большего…»

    Хотелось чего-то яркого, более насыщенного, какого-то контраста и, наверное, больше сказки.
    Да уж, подмечены точно и плюсы и минусы, но это как-то все немного грустно.

  2. on 18 Мар 2010 at 6:02 пп Ирина Caesar

    Что касается «бизнеса» в конце фильма, так СЛАВА БОГУ! !! Нет наивного идиотского конца «жили долго и счастливо». Хороший пример детям. А то, что вы пишете …уж не зависть ли Бертону, все-таки он ТАМ с «багажом» фильмов и мультиков, а Вы здесь со своей статейкой..

  3. on 19 Мар 2010 at 1:48 дп санче..

    нене.. слава-то, она слава конечно. но Воображариум Гильяма как то более четко выражает свою мысль, нежели Алиса свою.. одинаково ждал этих лент, потому сравниваю свои ощущения

  4. on 25 Мар 2010 at 7:07 пп Andreasss

    А мне и моему сыну очень понравился фильм, нет-критике

  5. on 27 Апр 2010 at 2:29 пп Ма

    Поддерживаю всеми своими конечностями.
    Было бы неплохо просто переложить историю, без всяких там Брамарглотов. Ведь Алиса то что надо, и кошак клевый… а в итоге получилась хрень какая-то.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: