Автор: Эдит Подховник, преподаватель русского языка в Грацком университете прикладных наук (Австрия), доцент кафедр международного менеджмента, журналистики и PR, доктор диалектологии (диалекты английского языка). Публикации в европейских научных изданиях. В России публикуется в журнале «Контрабанда» с обзорами культурной жизни в Австрии и статьями по межкультурной коммуникации.

Если вы спросите, как выглядит типичный русский для австрийцев… Нет-нет, вы не получите: «водка, матрёшка, балалайка», наверняка вы получите описание казака: народная одежда, народные песни, народные танцы, рискованные трюки на конях и т.д. Для австрийцев казаки неотличимы от русских, но насколько это верно?

Историей казаков я заинтересовалась, когда прочла в «Русском журнале» диалог писателя Александра Карасёва и литературного критика Кирилла Анкудинова о том, народ ли казаки или только социальный слой общества.

Кирилл Анкудинов не прав: каталонцы и шотландцы считают себя представителя особых народов. Каталонцы имеют свою автономию, а шотландцы вообще не англичане. Я вижу, что Анкудинов не прав, утверждая, что можно говорить о какой-то общности людей, как о народе, только тогда, когда эта общность имеет свой собственный язык, и поэтому казаки – не народ. Это ошибочный аргумент. У нас с немцами один язык, но мы разные народы. У каждого из нас своя собственная культура. А у казаков тоже своя собственная культура.

Я нашла закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»1, о котором говорит Александр Карасёв. По этому закону казаки официально считаются в России этнической группой, пострадавшей и реабилитированной. А если так, то странно, почему многие в России (как и в Австрии) не знают, что казаки – это народ.

Пока остаётся фактом: для австрийцев образ типичного русского – образ казака. Причина этого мне видится в том, что у нас в немецкоговорящем мире выступают казачьи хоры. Один из таких хоров «Bolschoi Don Kosaken» уже тридцать лет располагается в Вене.

В «Bolschoi Don Kosaken» только оперные певцы и поют они очень хорошо. Хотя имя хора включает слово «казак», они поют не только казачьи песни, но и русские, украинские народные песни, а также цыганские романсы. В репертуаре хора есть русская песня «Калинка», которая у нас считается самой типичной русской песней.

Так как хор включает в свою программу песни разных народов, это не сюрприз, что культуры этих, на самом деле разных, народов видятся австрийцами одной русской культурой.

Их костюмы казачьи, по крайней мере, в представлении австрийцев: длинные ярко-цветные рубашки, синие штаны с красными лампасами, сапоги и даже сабли. Картина, завершённая балалайками.

Я не знаю, насколько отражает название хора реальность. Неизвестно, сколько членов хора на самом деле казаки. Но для австрийской публики эта разница между русскими и казаками не важна. Важно только, что песни хорошо звучат, что песни включают типичную для русских меланхолию и уныние, и что танцы полны эффектов.

Так как меня очень заинтересовала история казаков, я посмотрела фильм Герасимова «Тихий Дон» (мне сказали, что нужно смотреть фильм только этого режиссёра). Хотя можно купить диски этого фильма на немецком языке, наш зритель предпочитает смотреть о русской революции американский фильм «Доктор Живаго», точнее, зрители интересуются историей любви в этом фильме.

«Тихий Дон» даёт представление о жизни казаков, о том, что случилось с ними во время Гражданской войны. Австрийский зритель сочувствовал бы казакам. Наша пропаганда рассказывала нам об опасности большевизма, о красном терроре, поэтому австриец хорошо понимает, что происходит на экране. Все сюжеты фильма нашли бы в нём живой отклик. Первая мировая война касалась австрийцев в той же мере, что и русских, а в фильме показан бой казаков с австрийцами.

Полевые работы казачьих крестьян напомнили мне о том, что я делала в Тироле на ферме, когда мне было пятнадцать лет. Я делала то же самое, мы использовали тот же самый метод, работали с лошадьми. Ферма, где я была, располагалась в горах, поэтому машинами там работать невозможно. Иногда фермерам приходится косить без обуви, это зависит от состояния луга. Я работала граблями, не очень хорошо умею косить, но умею доить корову. Мне очень нравилась эта работа.

Ферма в Тироле, на которой я работала

Мы ели точно такой же хлеб, как казаки в фильме, и так же, как они, его резали. Мы ели хлеб с ветчиной. Тогда я даже хотела стать фермером. Крестьянская жизнь трудна, но это хорошая здоровая жизнь.

Жизнь казаков не очень отличалась от жизни австрийских крестьян. Молодые мужчины служат в армии. Жизнь женщины трудна. Женщины полностью зависят от мужчин, им надо делать то, что мужчины им говорят. Им надо ждать мужчин со службы.

Обычные проблемы между людьми и ежедневные заботы. Любовь, страсть, страх. Разница состоит только в том, как казаки принимают гостей – льётся много водки, и в том, что казачьи мужчины хорошо служат в армии, как будто война в их крови. Служить в армии и получить чин офицера – большая честь для самих мужчин и их семьей.

Австрийская армия была не так хороша, у Габсбургов всегда было много детей, и через свадьбы они получали другие страны. Отсюда лозунг: «Tu felix Austria, nube» («Ты, счастливая Австрия, женись!»). Конечно, они и воевали, но если была возможность, старались использовать политические средства. По крайне мере, мы так учили.

Связаны с «Тихим Доном» и дискуссии об авторстве книги. Эти дискуссии известны и в Австрии.

Несмотря на то, что фильм «Тихий Дон» о казаках, австрийский зритель думал бы, что фильм о русских. Австриец автоматически предполагает, что всё на русском языке и вообще всё в России – русское. А это странно, потому что австрийцы хорошо знают, что один язык ещё не означает, что его носители – представители одного и того же народа.

____________

1. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» № 1107-1 от 26 апреля 1991г.; http://www.legis.ru/misc/doc/33/: Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно — этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально — государственных образований, перекраиванием национально — территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.


комментариев 5 на “Образ типичного русского в представлении австрийцев”

  1. on 24 Янв 2012 at 1:09 пп Brodnik

    Эдит, благодарю вас за замечательную статью. С ней стоит ознакомиться и многим русским. Сам я — потомок донских казаков, дед родом со станицы Усть — Медведицкой, фамилия моя мелькает и в упомянутом вами «Тихом Доне»
    Примечательно, что прочитал статью именно сегодня — 24 января, именно 24 января 1919 года начался геноцид коммунистической власти против казачества.

  2. on 13 Мар 2012 at 3:10 пп Edith

    Спасибо) Я рада, что Вам поравилась моя статья.

  3. on 24 Дек 2012 at 10:55 пп Листрата

    Но… мой дед был женат на сестре Шолохова. Семья деда моего дела была как бы ахитектурная артель, они поставили церковь в станице Еланская, и что-то доделывая на колокольне дед деда упал с нее, так его жена и дети, отец деда) остались там, перестав передвигаться, так как потеряли главного архитектора их семейной фирмы и стали казаками. Отец деда женился на полукровке — полурусской — полу как тогда говорили бусурманке. Отец ее отца имел завод, под Москвой, послал сына на закупки какого-то сырья в Астрахань — Каспийское море, — тот вернулся с черноволосой девушкой, ее крестили, им справили свадьбу в усадьбе под Звенигородом, а на следующий день, отец мужа матери деда дал ему деньги и попросил уехать, чтобы род таким браком не позорить. Они долго искали землю где осесть и осели на Дону. Много там было таких. Это действительно социальная формация, причем очень разного происхождения. Среди запорожских, например казаков, прижился младший сын очень крупного немецкого барона, к примеру, (так как наследство тогда переходило только старшему сыну. Нет, это действительно не отдельная национальность, там кстати намешено много национальностей. Например из войн с Турцией у казаков была мода привозить себе жен турчанок. Я сейчас не помню, чьи воспоминания читала 19 века, но помню картинку описаную — сидит турчанка на заваленке, курит трубку, а муж ей клфе в турке несет. Да… воинственные казаки слушались и боялись своих жен. Они мало чем отличаются от русских, по-одиночке совсем ничем, к тому же большинство из них уже давно не живет в местах казачества, единственное их отличие — это громче всех гордятся, своим происхождением, (им в Росси в принципе гордятся все)действительно поют в приципе теже песни, что и русские, но тоже — громче всех.Просто они и есть русские, но если другие русские призыв в армию воспринимали как беду, то для этих, подогретых леогендами, пропагандой, это было вступление в большую жизнь. Мой дед (в последствии врач, невропатолог, невероятный гуманист) вспоминал, что он уже в 3 года умел сидеть верхом, в 5 — его учили правильно рубать шашкой, в 10 подарили собственного жеребенка. А вообще небольшая группка людей,сделав из своего происхождения некий культ, и бескеонечное этно-шоу уже противна и тем русским у кого нет в крови предка казака (что среди простого населения,даже на севере большая редкость) и тем, у кого все предки казаки, но есть чем заняться более серьезным в этой жизни, чем гордиться своими кеазачьими корнями. Таких современных казаков называют — ряженые. Ладно эти ряженые бы пели свои песни, в своих костюмах, они иногда вмешиваются в установление порядка — когда этим летом из-за в принципе лени мэра у нас затопили город Крымс вместе со спящими жителями и еще несколько деревень, мы собирали оставшимся гуманитарную помощь, туда с ней приехали волонтеры лечить детей, очищать дома — мэру это все не нравилось, слишком много свободно мыслящих людей приехало — он пригласил казаков. Ну и результат — эти дядьки ходили по лагерю волонтеров с плетками и чуть что не нравилось стегали волонтеров по спирне. Девушку, помню было сообщение, врача хлестнули, за то что курила, кого-то за то что права качал. Если они вам нравятся — назовите их отдельным народом, потребуйте для них свободы, заберите себе в Австрию, у нас и без ряженых много агрессивных сумасшедших.

  4. on 24 Дек 2012 at 10:56 пп Листрата

    извините за опечатки, не все клавиши что-то ладно работают))

  5. on 20 Июн 2015 at 7:04 пп Рус

    Что за глупость пишут эти эдиты и листраты?
    Как это казаки и нерусские?
    Как это?
    Кто кого откуда привозил (турчанок, например?).
    То, что у Мелеховых были дальние родственники из турок, так это было исключение. В романе это показано. Они (Мелеховы) и отличались от всех, их «турками» называли.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: