Ночь светлая. Небо расчерчено серебристыми облаками. Человек в красной косоворотке трубит в рог. На голове у него волчья шкура. За ним стоят радостные люди в ярких славянских одеждах с пушистыми венками на головах. В руках у них факелы. Громко, хором, что есть силы они повторяют: «Всебог есть! Перун есть! Купала есть! Слава Всебогу! Перуну! Купале! Сварожечу!» Затем они начинают петь красивыми глубокими голосами. Идут к капищу. Рефрен «Слава Купале!» отражается от леса и эхом возвращается к четырехликому Перуну в центре капища.

Община называется этнокультурный центр «Колосвет». Находится в труднодоступной деревне в Можайской области. Последние несколько километров до неё можно пройти только пешком через поле и лес. Десяток домов, коровы, пасека, огород, два трактора. Язычники живут здесь уже 32 года.

«Мы начинали с того, что изучали светлую сторону древних магий. И определили, что самая светлая сторона – славянская», – говорит Олег Еремеев – один из старших в общине. Центр деревни — огромное капище с деревянным Перуном. Капище очерчивают специально вкопанные на некотором удалении друг от друга камни. С четырёх сторон врыты деревянные волки с оскаленными пастями. За ним окруженное берёзками – святилище Мокоши – богини. Богиня наряжена в красный сарафан. Ещё одно культовое сооружение — расставленные спиралью деревянные столбики с хрустальными шариками на них и железными змейками. Это называется Сварожья Кола. Место силы. Круги «отражают движение солнца, шарики аккумулируют энергию звезд и солнца». Это по словам Олега «отражает прецедент живого взаимодействия человека и вселенной».

В деревне отмечается 4 основных праздника. Весеннее и Осеннее равноденствие, Зимнее и Летнее Солнцестояние. Славянское язычество – дело очень тёмное и запутанное. Мало какие документы сохранились, и в рядах учёных историков нет полного согласия. Это даёт необозримый простор для фантазии неоязычникам. Все свои обряды и религиозную базу община почерпнула из самых разных источников. Члены общины даже ездили в некоторые этнографические поездки. Стержнем компиляции стало «разумное адекватное восприятие, адекватный взгляд», по словам Олега. То есть если представить, как это могло бы происходить у древних славян, получится вот так. «Существует множество берестяных грамот, которым 4-6 тысяч лет!» – сообщает местный житель. «На самом деле официальная история – это социальный заказ, – считает Олег, – для нынешнего народонаселения. Это современная мифология. Потому что все, что мы читаем в институтах – это научно-популярная литература».

Ещё одна важная фигура в общине – Кот-Баюн. Егоров Владимир. Поэт и композитор – автор большинства песен, которые члены общины исполняют во время обрядов. Их они называют рунами.

Процессия с факелами приближается к Перуну. В ней не меньше ста человек. Около Перуна горит большой костёр и 4 маленьких вокруг. Перуну приносят требу — жертву — – хлеб, молоко, творог, зерно. Все продолжают петь. Бесконечным громовым раскатом повторяется «Всем за всё, Всё есть всё!» В конце-концов хор переходит на медитативное «Слава Купале, Слава!». Каждый мужчина и присутствующие мальчики подходят и ударяют большим молотом по наковальне врытой в землю перед Перуном. При этом громко выкрикивают «Слава Купале!». Юноша спрашивает у тёмного неба и серебряных облаков: «Дозволь, Сварожич Семаргл, клыком твоим быть». И, приговаривая «всем за все каждому своё», размахнувшись кидает огромное копьё в землю.

В день, который сейчас называется днём Ивана Купалы, практически во всей Европе отмечали день летнего солнцестояния. В России он был совмещён с днём Иоанна Крестителя и передвинут на две недели вперёд — на 7 июля. На Украине и в Белоруссии Крестителя называли Купалой, так как он крестил, купал людей в воде. В XVII веке летописец, описывая языческий обряд, по ошибке принял Купалу за языческого святого. Так в славянском пантеоне неожиданно появляется новый святой – Купала. Этой версии придерживаются учёные.

Родноверы ведут очень бурную общественную жизнь. На праздники к ним приезжают автобусы туристов — 100-300 человек. («ФСБ с большим удовольствием в течение нескольких лет приезжали на наши праздники целыми автобусами. Культурный центр Лубянки нам памятный календарь подарил даже».) В деревне построен трёхэтажный Дом Ремёсел. Желающие будут обучаться ткацкому мастерству, гончарному и в перспективе кузнечному делу. Здесь можно провести выходные. В Крыму они организуют международные слёты хранителей родной культуры. Обрядовый хор, созданный здесь, выступает по городам и весям. Поразительным образом им даже удалось спеть в Севастополе на флагмане черноморского флота ракетном крейсере «Москва». Не только спеть, но и исполнить обряд Световида. «Мы отковали меч на корабле и отковали сам корабль как плавучую наковальню державы, – рассказывает Олег Еремеев, – Стучали молотом по палубе и молотом по мечу. На всю бухту орали «слава Световиду». На кораблях все стояли — смотрели — что происходит. Мы подарили в музей корабля — молот — «ведай, воюй, владей совестью, силой, славой». Кот-Баюн в книге отзывов нарисовал руну. После этого родноверы выступили и совершили обряд во славу предков на 35-ой батарее в Севастополе. Специально для обряда было приведена рота морпехов. «Мы действовали, как должны были действовать волхвы, благословляя на большие войны и походы. Мы провели простой обряд — призыв Перуна и славление предков».

Мы подходим к капищу Мокоши. Женщины отделяются от мужчин. Рядом с Мокошью на огне стоит котёл. Девушки в сарафанах держат в руках берёзовые веточки, танцуют и поют с ними. «Пора чародейство творить, воду заговаривать. – добрым голосом говорит одна – Встаём вокруг огня. Пошире круг. Прославим берегинь, русалок, которые украшают нашу жизнь, украшают поля, леса цветами да травами. Слава Мокоши и поклон». Девушки душевно и нежно поют. Каждая по очереди водит над кипящей водой таинственным горшочком. Все выстраиваются хороводом вокруг Мокоши. «Сворожим воды жизни – на радость, на счастье, на здоровье, на любовь, на славу Родины». Кот-Баюн ударяет в бубен. Девушки утицами плавно движутся в хороводе не переставая петь.

Община медленно вписывается в государственные структуры. При КПРФ существует движение «Русский Лад». В нём они возглавляют Центр возрождения русского самосознания и народной культуры. Читают лекции на темы «Годичный круг солнечных праздников», «Мировоззрение древних славян». В этой организации они также сопредседатели Центра защиты семьи и детства. Вместе с Юрием Куклачёвым они создали организацию «Бабушкина школа». Одно из положений её звучит так: «С детства ребёнку нужно понять своё предназначение, развивать «рефлекс цели» и идти к ней только добрым путём». Существуют учебники. «Бабушкина школа» приняла участие в программе «Добрый мир». По словам членов общины, «в её рамках было обучено более 70 сотрудников главного управления МВД города Москвы». Кроме того, родноверы выиграли два гранта от правительства Москвы. Это была «Программа по профилактике наркозависимости посредством приобщения молодежи к нашей культуре, к нашей традиции, – говорит КотБаюн. – Проект был связан с популяризацией народного творчества как основы здоровья нации. Учёные открыли, что ритм мерцательного эпителия коррелирует с магнитным полем Земли. Это все выражается в традиции. Приобщение к традиции даёт человеку мощную защиту от деструктивных влияний». Вместе с общественной организацией Лигой Здоровья Нации, которую поддерживает Единая Россия, родноверы проводят бесчисленные акции. В том числе они участвовали и были одним из организаторов в грандиозном Марафоне Здоровья 29 июня на ВВЦ.

На поляне зажигается огромный костёр и вокруг него 12 маленьких. Родноверы водят главный хоровод ночи. Солнцеворот. Юноши и девушки образуют большой крест. И как только зажигается костёр, девушки, распустив длинные рукава, танцуют вокруг него с берёзовыми ветками. Кот-Баюн бьёт в бубен. Все берутся за руки и огромной змейкой пускаются в стремительный хоровод вокруг костра. Потом начинаются, наконец, прыжки через костёр. Нужно резво обежать все 12 и перепрыгнуть через них. Потом с криком «Ешь со мной» в костёр бросаются кусочки чёрного хлеба намазанного маслом и солью. Так угощают предков.

Главное достижение «Колосвета» – это день Русского Языка. Его организовывала Госдума, а конкретно КПРФ и «Русский Лад». Родноверы вошли в инициативную организаторскую группу при Госдуме. 6 июня 2012 года в шкурах и косоворотках с мечами и топорами они вышли к памятнику Пушкина. Исполнили свои песни, а также свежесочинённый Котом-Баюном и Олегом Еремеевым гимн «Русского лада». Под зычные крики «Роду, Родине Слава! Славься Русская земля!» они прошли от Пушкинский площади к саду Эрмитаж. За ними шли депутаты, объясняя ОМОНу, что топоры в центре Москвы — это реквизит. В этом году родноверы организовывали День Русского Языка в Театре Российской Армии.

Небо светлеет. Все цепью с факелами идут к реке. Олег в волчьей шкуре идёт впереди. Он бьёт в барабан. «Русь!» – кричит он. «Русь! – отвечает ему стройный хор. Лес дрожит. Если оглянуться назад — видно реку факельных огней, над которой вибрирует, гудит повторяется крик «Русь!» И хоровой отзыв — «Русь!» Около реки зажигается ещё один костёр. Мужчины, раздевшись по пояс, приседают, кладут руки друг другу на плечи и прыгают вокруг костра. Потом поджигают колесо и сталкивают его в реку. «Огонь вошёл в воды жизни и осветил их», – говорит человек в волчьей шкуре. Костёр высокий, жаркий. Но некоторые прыгают через него с криком: «Слава родине! Слава земле русской! Слава славянам! Слава войнам русским!»

— Зюганов нам медаль дал, извините, это есть в Интернете, – говорит Кот-Баюн. – Я и Олег, мы получили медаль Гагарина из рук Зюганова.

Небо светлеет, поют птицы. Кое-кто рвётся купаться. Роса вроде бы должна стать целебной.

— Но почему? – не выдерживаю я. – Почему Гагарина? За что? Что это вообще такое?

— Памятная медаль, за деятельность. Был день космонавтики, 60 лет.

Солнце встаёт. Ромашки качают головами и раскрываются навстречу солнцу. В поле стоят и смеются русалочьим смехом девушки-подростки. Они в джинсах и волосы их не собраны в косы. Целый класс добровольно пришёл сюда на свой выпускной смотреть праздник. Подростки все как один трезвы и свежи. Непонятно, возрождается ли их русское самосознание. Но глаза их ясны. И возможно, где-то здесь среди всей этой астральной шелухи есть здоровые зёрна… Они, по крайней мере, рассказывают детям, что гордиться своими корнями – это весело.


комментариев 9 на “Язычники и государство”

  1. on 14 Июл 2013 at 4:59 дп Kokorin Dmitry

    …и вот только не скажите, гражданка-авторица, что и християнство мастерилось НЕ так же точнёхонько!!! …ну, может, покруче — там худож.творческие + админ.- ресурсы были задействованы помощнее — имперского уровня, межнациональные + разноконфессиональные…

    а родноверы только в начале в самом — «строители нашей истинной веры» (Хр./Кр.) несколько веков труждались не покладаючи рук+мозгофф…

  2. on 14 Июл 2013 at 1:46 пп admin

    Kokorin Dmitry, я смотрю, вы вопреки всему продолжаете читать Перемены, хотя говорили, что ничего такого, достойного денежных пожертвований, не видите у нас. :)

  3. on 29 Июл 2013 at 1:48 дп Людмила Терещенко

    Наташенька, ты молодец. Хорошо, по доброму написано. Интересно читать и фото снято красочно.

  4. on 24 Авг 2013 at 2:48 пп Михаил Ефимов

    Добрый день!
    Да, статья доброжелательная, но есть три дополнения в адрес автора.
    1. Наше древнее слово Макошь пишется через А.
    Макошь — Мать Ковша (Бол.Медведица); она же — мать богинь Доли и Недоли.
    2.Коробит употребление приставки БЕС-. Кстати, в таком тексте употребление слова неБО несколько неуместно, ибо не — это отрицание. Не Бо — это место где нет ничего Божественного. Например, 7 неБО!
    В отличии от слова не-беса = нет беса!
    3. И, пожалуй, самое главное. Пишущей в СМИ интеллигенции давно пора уяснить, что русский человек сам себе язычником быть не может!
    По определению! Ибо языцы — это народы.
    Все языцы, говорящие на непонятном славянам языке для нас будут язычники. Но сами внутри своего народа мы ими не являемся!
    Язычниками мы будем для греко-римлян, х’эллинов, семитских племён Кавказа и прочих. Они же для нас и нем-ци = НЕМые ЦИ; говорящие на своей тарабарщине. Их и селили всегда отдельно — в Немецкой слободе. Где эти добрые люди возводили свои кирхи, синагоги иудо-христианского толка и прочее.
    И язычниками мы действительно для них — чужеземцев были всегда. Но не для своих — русских!

  5. on 19 Сен 2013 at 8:18 пп Михаил

    Здорово, благодарю. Очень красивый праздник, сильные и привлекательные образы. Занимательное мифотворчество в котором присутствует множество исконных (аутентичных) элементов и форм. Знаком с этими людьми, кроме «выдумок» у них есть и весьма интересные источники, вероятно не дошедшие до академических кругов.

  6. on 27 Окт 2013 at 10:26 дп Анна

    Даже и не знаю с чего начать. Поехали на праздник Макоши. Приехали сами по указанному друзьями адресу.
    1. Естественно нас не ждали. (и только после обещания выплатить по 1500 руб с носа согласились «оставить» — т.е. мне и моему попутчику нашлось место за столом и было позволено участвовать во всех остальных частях праздника)
    2. Там всё конечно организовано, но я видела и лучшие варианты, скорее это всё просто театральное представление. Очень скомканное из-за ограниченности по времени.
    3. Вот что мне действительно пришлось по душе — Дом Мастеров. Красиво, мощно, дом дышит, и душа в нем тоже дышит. Но за то ограниченное время и в таком количестве людей, что либо попробовать сделать или чему либо научиться невозможно.
    4. Итогово могу сказать только одно, наверное им надо быть организованнее и на сайте как-то изначально указывать и цены и возможности гостевых приемов. Что бы не приходилось отсекать «халявщиков» стоя на крыльце собственного дома.
    С Любовью и пожеланиями роста и развития к общине!

  7. on 27 Окт 2013 at 3:41 пп Михаил Ефимов

    Анна, я тоже бывал на различных Православных праздниках, и прекрасно понимаю ваши чувства и эмоции.
    Тут ведь что самое важное: главный стержень любого такого праздника — это обряды Правь славления.
    — Прославление Богов и Предков наших — наполнение энергией нашего самого древнего на этой Земле эгрегора очень важно.
    — Недаром говорилось: СЛАВЛЮ ян и СЛАВЛЮ инь, потому что СЛАВ:ЯН:ИНЪ.
    Общая трапеза после праздника — это отдельный разговор, достаточно тонкий из-за разных нюансов, но организаторы действительно могли бы быть повнимательней.
    P.S. А вот непосредственно политикой забивается тот информационный канал, который отвечает за родовую память, которую детям старались развить к достижению ими 7 пядей во лбу (124 см).

  8. on 16 мая 2014 at 11:59 дп Михаил

    Откровенное беснование.

  9. on 01 Фев 2015 at 12:03 дп Вера

    Доктор! Сергей! Отзовитесь, если Вы в общине!

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: