Шри Нисаргадатта Махарадж. Прежде Сознания. Часть 3 | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

Последние беседы с Нисаргадаттой Махараджем. Перевод Михаила Медведева. ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ.

NM1

29 июня 1980

Махарадж: Какие бы идеи вы ни держали насчёт себя, они не могут быть истиной. «Я Есть» является первичной концепцией, и она должна быть удовлетворена посредством позволения ей делать свою обычную работу в мире. Важнейшей вещью является реализация того факта, что она — только концепция.

Посетитель: В мире эта концепция всегда пытается оказаться на вершине. Даже детям мы говорим: «Ты должен быть первым по результатам экзамена». Является ли ошибкой пытаться навязать свою личность другим?

М: То, что действительно является ошибкой, — это считать себя ограниченным этим телом и его формой. То знание, что я пытаюсь здесь передать, предназначено этому знанию «Я Есть» внутри каждого из вас, оно одинаково для всех. Если вы пытаетесь получить это знание, оставаясь при этом индивидуальностью, то вы не получите его никогда.

П: Если «Я Есть» — это концепция, и она исчезает, то как же кто-то сможет распознать, что концепция исчезла?

М: То, что «Я Есть» является концепцией, должно быть распознано, но это актуально лишь до тех пор, пока эта концепция присутствует. Как только она слилась с естественным состоянием, тогда кто или что остаётся, чтобы об этом узнать? Иллюзорная сущность исчезает.

П: Я убеждён, что это «Я Есть» является только концепцией, и что она обязательно уйдёт, но почему же я должен продолжать держаться того, что это понятие ложно?

М: Как и когда пришла сама эта мысль? Разве она сама не пришла как всего лишь некое движение в «Я Есть»? Если бы не было сознания, и той мысли тоже бы не возникло.

Сознание является временным состоянием, которое пришло на тотальное, вневременное, внепространственное и неизменное. Это всего лишь событие, которое случилось и которое скоро уйдёт.

Этот психосоматический комплекс, что был рождён, будет наслаждаться и страдать в течение выделенного ему отрезка времени. Но если я знаю, что я не тот, кто переживает это всё, но я знающий его, тогда какое мне дело?

Это всё предельно ясно. Я лишь наблюдаю как тело, ум и сознание смеются или страдают. В страдании тело может кричать, всё в порядке, пускай себе кричит. Если оно радуется, оно может посмеяться. Я же знаю, что это всё временные явления, и если тело захочет уйти, пусть уходит. Пока я говорю с вами, передаю знание, в то же самое время я испытываю нестерпимую боль, такую, что если бы она стала хоть чуточку сильней, я бы начал ныть. Но пусть она делает, что хочет, мне нет никакого дела до этого. До тех пор, пока вы не узнали, что же такое представляет собой это сознание, вы будете бояться смерти. Однако когда вы действительно поймёте чем является сознание, тогда страху больше нет места, и идея умирания также отпадёт. Это сознание связано временем, но знающий это сознание — вечный, он Абсолют.

1 июля 1980

Махарадж: Как только тело уходит, то знание, которое переживало себя как Христа, Кришну, Будду и т.п., стихает, становится единым целым с тотальностью. Если вы будете ругать их, они не придут не спросят почему вы их ругаете, потому как то знание, которое переживало себя как одного из них, полностью слилось с тотальностью. Подобным образом, сейчас вы можете быть величайшей из личностей, однако когда вы пойдёте спать, вы полностью забудете себя как отдельную сущность.

Не говорите что вы индивидуальность, просто оставайтесь в бытии. Вся проблема только в чувствовании себя отдельной единицей, как только она стихает, тогда есть истинное блаженство.

С появлением «Я Есть» приходит и всё Проявление.

В любом возможном действовании тем, что свидетельствует сцену, является «Я Есть». То, что делает всё это, — это майя, стремления и качества. Это то, что я пытаюсь до вас донести, но вы хотите чего-то другого, чего-то такого, что находится в сфере проявленного, — вы хотите знания.

То знание «Я Есть» — это новоприбывший, это не Реальность.

О Реальном я вам не говорю — слова обесценивают То. Что бы я вам ни говорил — это не истина, поскольку оно вышло из этого «Я Есть». Истина за пределами возможности выражения.

Вы носитесь туда-сюда, накапливая знание для этой индивидуальности. Это складирование знания не поможет вам, поскольку это сон.

Посетитель: Что чувствует Махарадж насчёт всех этих людей, приходящих сюда?

М: Мне всё равно. Вы приходите, слушаете меня и идёте своей дорогой. Если вы хотите это — вы берёте это. Если нет, проваливайте. Пространство в этой комнате ни за, ни против пространства в другой комнате, они одно.

Это подобно текущей реке, если вы хотите использовать её, вы берёте и пьёте из неё, усваиваете её, в противном случаем позволяете ей течь мимо. Я не предъявляю вам счёт, так же как и река ничего не требует за воду. Вы тратите столько денег каждый день, так давайте же, оставьте свои деньги при себе и берите мою воду.

Говоря об этом, я переношу вас к самому источнику родника, откуда струится вода. После эта вода становится рекой, затем морем. Я вновь и вновь направляю вас к источнику. Как только вы оказываетесь у источника, для вас становится очевидно, что нет вообще никакой воды, вода — это новости «Я Есть».

Есть лишь один принцип, это принцип «Я Есть». Поскольку есть вы, есть всё. Держите это близко. Вы услышали об этом, теперь живите соответственно.

П: Моя работа доктора держит меня в постоянной занятости, как же мне сделать то, что говорит Махарадж?

М: Вовлекайтесь в мирскую активность каждый день как вы это делаете, но, перед тем как идти спать ночью, забудьте всё это, и поразмышляйте над тем, что я вам сказал. Возьмите всего одно предложение из сказанного мной и останьтесь с ним, это приведёт вас к вашему источнику.

Некто повстречал человека и тот дал ему выпить зелье, а после сказал: «Я подлил яд в это зелье, и через шесть месяцев ты умрёшь». Тот некто очень испугался, он поверил, что умрёт через шесть месяцев. Позже он встретился с другом и поведал свою историю. Друг сказал: «Не волнуйся, вот, выпей это, и тогда для тебя не будет смерти». Человек обрадовался и выпил.

С приходом первой концепции он был полон страха и был убеждён, что умрёт. А позже друг дал ему другую концепцию, которая отменяла первую. Это одно из качеств жизненного дыхания — принятие концепций, идей, творений, снова и снова. И лишь когда вы ищете собственную Самость, вы начинаете осознавать этот процесс.

Ваше бытие — сам источник всего счастья, будьте там. Если вы вовлечёте себя в поток майи, это будет мучением. Вы пытаетесь извлекать удовольствие из действий майи, это продукт бытия.

Будьте тверды в бытии.

Запомните, разжуйте то, что я вам сказал. Это приведёт вас к вашей тишине и непоколебимости. Утвердитесь в этом знании.

П: Что произойдёт?

М: Вам всё это станет абсолютно ясно, так же ясно, что у вас пять пальцев на руке. Вы наблюдаете так: это тело создано из пяти элементов, и, поскольку это пяти-элементарное тело присутствует, проявляется ваше бытие, ваше сознание.

Ваше существование здесь по причине этого тела пищи и жизненного дыхания. И так вы будете способны наблюдать все эти элементы — тело, ваше дыхание жизни и ваше бытие. Однако вы должны быть закреплены в том знании. Короче говоря, ликвидируйте ориентир тела-ума в качестве вашей сущности. Как только это сделано, вы Ишвара, вы Брахман.

П: Как мне возвыситься на этот уровень?

М: Оставьте всё в покое! Не стоит вопроса о возвышении на высший уровень. Весь вопрос лишь в понимании.

Ишвара — проявление пяти элементов и Вселенной, «Я Есть»-ность. Свидетельствование этого «Я Есть» случается с Абсолютом.

Это абсолютная позиция, сиддха. И на это понимание не должны претендовать вы, кто есть садхака. Садхана означает процесс стабилизации в принципе Ишвары, сознании.

П: Прошлой ночью был опыт очень сильной вибрации в теле, фактически, не было тела, была только вибрация, без формы, очень интенсивная.

М: Чем бы ни была та вибрация, это продукт пяти элементов.

П: Это не вкус «Я Есть-­ности»?

М: Если хотите выразить это так, вы можете это сделать. Есть пять элементов, три гуны, пракрити, пуруша, всего десять. Это выражения вашего бытия.

П: Когда Махарадж говорит нам твёрдо пребывать в сознании не-бытия телом-умом, как это соотносится с этими десятью элементами?

М: Этот разговор — о трансценденции тела­-ума и стабилизации в сознании — для духовного ищущего уровня детсада, это низший уровень. Но теперь я говорю с садхакой, который хочет закрепиться бытии. Тот первый урок окончен.

П: О!

NM2

М: Ваш мир, ваша Вселенная — это выражение вашего бытия. Второй шаг — садхака закрепляется в бытии, принципе Ишвары, Проявлении. Садхака — Проявление.

Теперь, после прослушивания всех этих бесед, он покинет это место и будет говорить людям: «Я повстречал Махараджа, он говорил-говорил и добавил ещё больше путаницы».

П: Учение Махараджа предельно ясно. Лишь одна загвоздка в том, что оно разворачивается так быстро, так ясно, но уж очень стремительно.

М: Это Проявление — само-сияющее, само-сотворённое, но вы всё ещё хотите что-то в нём улучшить, вы ещё не переступили через это.

П: Так это то, о чём я говорю. Сознание осознаёт своё бытие всем­-что-есть и то, что оно является Ишварой, а затем из-за укоренившейся привычки быть в состоянии тела-ума внезапно, спонтанно приходит желание модифицировать и налаживать, и в тот же момент появляется нечто другое, которое говорит: «Ты не можешь ничего наладить, оно есть как оно есть». Вот что происходило для меня.

М: Заметьте, что вы никак не вовлечены во всё это.

П: Вот почему мне так полезно находиться здесь.

М: Абсолют стоит особняком. В состоянии сна «Я Есть» уходит в забвение, он забывает себя. Эта «Я Есть»-ность подвержена состояниям бодрствования и глубокого сна, но Абсолют превосходит также и это. Вы не схватите сейчас что именно это значит, однако когда вы закрепитесь в бытии и превзойдёте его, вы поймёте каким именно образом вы за пределами глубокого сна и бодрствования, поскольку они есть лишь характеристики бытия.

П: Тот Абсолют, осознаёт ли Он что происходит, когда «Я Есть» уходит в сон?

М: «Я Есть» — это своего рода инструмент, с помощью «Я Есть» Он лишь наблюдает. Вы держите при себе некие концепции, когда говорите со мной. Если вы слышите нечто, что соответствует вашим представлениям, вы счастливы и называете это знанием. Но я взрываю всё это целиком. Я хочу подорвать все ваши концепции и закрепить вас в не-концептуальном состоянии.

Ваше бытие есть тончайшее, но в то же время оно имеет грубые качества, которые сокрыты в нём. Возьмите пример семени баньянового дерева: оно очень мало, очень тонко, но весь грубый материал уже находится там, внутри. Ваше существование есть тончайшее, и всё же оно содержит всю Вселенную. Это непрерывный процесс: семя содержит и проявляет всё, повтор, повтор, повтор.

Так называемый духовный ищущий хочет Брахман, но каким образом? Брахман должен проявиться для него таким, как он закажет. Вы хотите воссоздать Брахман согласно вашей концепции.

П: И это лишь отдаляет нас от истины.

М: Всё есть истина — Абсолют. Брахман сотворяется из вашего бытия. Весь этот Брахман — иллюзия, невежество. Ваше бытие — лишь невежество с Абсолютной точки зрения.

Когда вы следуете духовному пути понимания Самости, все ваши желания просто отпадают, включая также и первичное желание быть. Когда вы некоторое время побудете неподвижным в бытии, это желание также отпадёт, и вы в Абсолюте.

П: Это то, что происходило сегодня, и есть некая печаль в этой реализации, и, в тоже время, великое понимание Абсолюта.

М: Лишь только это сознание непрерывно повторяет себя, отступая ненадолго из Абсолюта, в вас самих же не происходит никакого движения вовсе.

Когда вы закрепляетесь в сознании, вы понимаете природу сознания. Это сознание исчезает, сознательность утрачивается, но с вами, Абсолютом, ничего не происходит. Это движение смерти, но вам-то что до этого? Дыхание жизни покидает тело, «Я Есть» стихает, но это «Я Есть» направляется к Абсолюту. Это есть величайший момент, величайший момент бессмертия.

«Я Есть»-ность была здесь, движение было здесь, и я наблюдал это, и вот это исчезает. Невежественный будет очень напуган в момент смерти, он будет бороться изо всех сил, но для джняни это счастливейший момент.

6 июля 1980

Махарадж: Что бы ни происходило в мире, это всегда основывается на жизненной силе (прам-шакти), однако Атман, свидетель, совершенно независим. Ни какое действие не может быть приписано Атману.

Итак, до тех пор, пока вы не поняли прам-шакти, дыхание жизни, чей язык есть четыре йогических типа речи, которые проистекают через дыхание жизни, — до тех пор, пока вы не распознали эту прам шакти, что бы ни говорил вам ум, вам придётся принять это как неоспоримые факты. Эти концепции, которые даёт вам ум, будут для вас решающими.

Посетитель: Что это за четыре типа речи?

М: Эти четверо: Пара (сознание-источник), Пашьянти (истечение мыслей), Мадхьяма (формирование мыслей в слова) и Вайкхари (непосредственно слышимая речь). Обычный невежественный человек не осознаёт стадии Пара и Пашьянти, которые запускают весь этот процесс, они слишком тонки. Он начинает свою работу с Мадхьямой, которая также ассоциируется с умом, и затем выходит как слова (Вайкхари).

Ум извергает слова и мысли, и через них мы ошибочно принимаем идеи «я» и «моё» за себя, в то время как что бы ни происходило, это происходит независимо от свидетеля и целиком основывается

лишь на жизненной силе. Это сознание ошибочно принимает себя за тело с помощью слов и мыслей. Оно считает себя виноватым в чём-то, или же считает, что получило некую заслугу посредством какого-либо действия, в то время как всё происходит исключительно через жизненную силу.

Тот, кто распознаёт это жизненное дыхание, эту силу жизни, остаётся за пределами всех ментальных концепций. Тот, кто ещё не понял, является рабом своих мыслей.

П: Если использовать мантру достаточно долго, не растворится ли и она тоже?

М: Оба — и мантра, и вера в мантру, растворятся. В мантре есть некоторая цель. В Индии мантра очень эффективна. От концентрации на мантре форма, находящаяся за мантрой, проявится из эфира (пространства), однако всё это связано временем. Человек развил всевозможные средства для самосохранения, для сохранения своего сознания.

Я более никак не озабочен этим и не хочу продолжения ни тела, ни дыхания жизни.

Эта связка из трёх состояний и трёх аттрибутов (состояний бодрствования, сна и сознания «Я Есть» и трёх гун: раджаса, тамаса и саттвы) была рождена, и что бы не происходило затем, это происходит с этой связкой, в то время как я вовсе не принимаю в этом участия и никак не озабочен этим.

Вот почему я абсолютно бесстрашен, без какой-либо реакции на эту болезнь, которая бы стала травмой для остальных.

Я узнал, что я не являюсь тем, что было рождено, но всё же есть частичка привязанности к тому, с чем я был отождествлён так долго, — по причине восьмидесяти четырёх лет отношений есть немножко привязанности. Скажем, я повстречал кого-то из своей родной деревни, кого я знал долгое время, он пришёл и ушёл, я пожелал ему счастливого пути, и осталось немного привязанности, поскольку я знал его так долго.

Сознание, которое родилось, считает, что оно есть тело, и работает через три гуны, однако я не имею ничего общего с этим, весь этот процесс целиком иллюзорен.

П: Не будет никакого продолжения памяти после смерти?

М: Только когда есть сахар, будет и сладость. Если нет тела, как тогда могут быть воспоминания? Само бытие уходит.

П: Как же некто поймёт то, что осталось?

М: В этой комнате сейчас двадцать человек, и когда все двадцать выйдут, тогда то, что остаётся после их ухода, останется там.

Но тот, кто вышел, никогда не сможет понять то, что осталось там. Таким же образом, в том Парабрахмане, который пребывает без качеств, без отождествления и без обусловленностей, кто будет там, чтобы спрашивать?

Это должно быть понято, однако понято не кем-то: переживание и переживающий должны быть одним, вы должны стать самим опытом. Каков этот Парабрахман, на что он похож?

Ответ такой: а каков Бомбей? Не приводите географию или атмосферу Бомбея, дайте мне горсточку, образец Бомбея. Что есть Бомбей? Невозможно сказать. Таков и Парабрахман. Нет ни передачи, ни принятия Парабрахмана, вы можете лишь быть Тем.

П: Мы хотим то состояние, которым наслаждается Махарадж.

М: Вечная Истина здесь, но для свидетеля пользы от неё нет.

Бросайте это ученичество во имя религии или духовности, или чему вы там хотите научиться. Делайте только одну вещь. Это «Я Есть» или сознание — самый божественный принцип, который только возможен. Оно здесь до тех пор, пока есть дыхание жизни, и в настоящий момент это ваша природа. Поклоняйтесь только ему. Это «Я Есть» подобно сладости сахара, пребывайте в сладости своего бытия, и лишь тогда вы достигните и обретёте вечный покой.

П: Я чувствую, что в присутствии Махараджа жизненная энергия в моём теле поляризуется и усиливается.

М: В практике медитации жизненная сила очищается, а когда она очистится, то воссияет свет Самости. Но работающий принцип — это жизненная сила. Когда эта очищенная сила жизни сливается со светом Атмана (Самости), тогда концепция, ум, воображение, — всё это уходит прочь. Сила жизни есть действующий принцип, а то, что даёт разумность человеку — это сознание.

П: Это то, что обозначает традиция Шивы и Шакти?

М: Шива обозначает сознание, а шакти — жизненную силу.

Люди носятся с различными данными ими именами и забывают сам принцип.

Просто посидите в созерцании и позвольте сознанию раскрыть себя.

П: Это сознание начинает получать лучшее чувствование себя, энергия тела усиливается и поляризуется, похоже, что это часть процесса очищения.

М: Когда это сознание и сила жизни (прам-шакти) сливаются в одно, они, как правило, идут к Брахма-рандре и становятся устойчивыми там, и тогда все мысли стихают. Это начало самадхи, затем человек возвращается, и жизненная сила начинает свои обычные дела.

NM3

9 июля 1980

Махарадж: Поймите, что это вовсе не так, что якобы индивид имеет сознание. В действительности это само сознание принимает бесчисленные формы. То, что родилось, или то, что умрёт, всё это есть чистое воображение. Это дитя бесплодной женщины.

В отсутствие базовой концепции «Я Есть» нет ни мысли, ни сознания.

Посетитель: Махарадж говорил, что если закрепиться в сознании, в бытии, то автоматически произойдёт так, что сознание будет превзойдено. Это правда? Ничего больше делать не нужно?

М: Предположим, я сидел здесь и вот пришли вы. Я узнал, что вы пришли, свидетельствование этого случилось само по себе.

Разве что-то должно было быть сделано для этого? Нет. Это вот так, так просто. Вы должны понять.

Так же как незрелый манго становится зрелым, это просто случается. Многие люди удовлетворяются в состоянии сознания.

П: Я не буду удовлетворён до тех пор, пока я не окажусь в состоянии Махараджа.

М: Чем бы вы ни считали самого себя в настоящий момент, если вы избавитесь от этого, тогда то, чем вы в действительности являетесь, проявит себя спонтанно. Пребывайте в словах Гуру.

П: Когда вы читаете учения Махараджа, вы очень хотите оказаться в его компании. Есть в этом всём что-то очень оживляющее. Является ли это существенным или важным?

М: Это очень благоприятно — избавиться ото всех своих сомнений. Вот почему вопросы и ответы так важны. Здесь то место, где вы избавляетесь ото всех концепций. Деревья, растущие рядом с сандаловым деревом, тоже будут пахнуть сандалом, просто по причине близости с ним.

Что есть Самость? Если хотите развить эту тему, то весь мир является её проявлением. В то же время оно очень крохотное — это бытие-семя — оно подобно атому, булавочной головке «Я Есть»-ности.

Это сам источник любви. И таков его потенциал: придав любовь всему миру, он всё же остаётся в том семени «Я Есть», остаток от всего этого изобилия — это «Я Есть». Эта булавочная головка или касание «Я Есть» является квинтэссенцией всех сущностей.

Необходимо иметь твёрдую и устойчивую веру в слова Гуру. Здесь я не имитирую и не повторяю то, что делают другие мудрецы.

Не пропагандирую никакую религию. Я не отстаиваю никакой позиции, даже той, что я мужчина или женщина. В тот момент, когда вы принимаете какую-либо позицию, вам придётся заботиться о ней, следуя определённым дисциплинам, относящимся к ней.

Я же пребываю лишь в Истинной Самости.

Я не верю в то, что некто существовал до меня. Когда моё бытие проявилось, тогда проявилось и всё остальное. До моего бытия не было ничего. В своём оригинальном состоянии я без единого пятнышка, ничем не прикрытый.

Параматман — ядро Самости, высшее Я. Его сущность не запятнана ничем, он тоньше, чем само пространство.

Почему вы умираете? Поймите тот первый момент, когда вы осознали, что вы есть. Посредством чего это произошло? Как?

Как только вы это поймёте, сразу же вы — высший из богов, точка, из которой возникло всё. Источник и конец — это одна и та же точка. Как только вы поймёте эту точку, вы освобождаетесь от неё.

Никто не пытается понять это происшествие — эту «Я Есть»-ность. Я, Абсолют, не являюсь этой «Я Есть»-ностью.

В медитации ваше бытие должно слиться с самим собой в недвойственном состоянии. Оставайтесь неподвижным.

Не пытайтесь выкарабкаться из зыбучих песков ваших концепций, так вы только увязните в них ещё больше. Оставайтесь тихим. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: