Муджи. Просторнее неба, величественней пустоты | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

На днях в российских книжных магазинах появилась новая книга Муджи, одного из самых влиятельных духовных учителей нашего времени.

Книга «Просторнее неба, величественней пустоты» с подзаголовком «Кто ты на самом деле» переведена на русский язык главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым по заказу издательства «АСТ». Она будет интересна и полезна как тем, кто уже достаточно хорошо знаком с сатсангом, так и тем, кто совершенно ничего об этом знает, но хотел бы быстро погрузиться в тему, чтобы составить себе о ней представление или же получить направление и инструменты для осознания своей истинной природы.

Также в этой книге Муджи легко и доступно говорит о моментах повседневной жизни, как отношения, быт, семья, деньги, секс и т.п., и об их восприятии в состоянии пробудившегося сознания. Публикуемые фрагменты дают лишь самое общее представление о том, что это за текст, книга рекомендуется к прочтению полностью. По оптимальной цене сейчас ее можно заказать, например, на Озоне.

«Я — это тело» — всего лишь мысль

Наш обычный жизненный опыт не позволяет нам сказать: «Я — это сознание!» Вместо этого мы говорим: «Я — тело, обладающее сознанием». Но давайте внимательнее посмотрим на эту идею. Тело не утверждает: «Я осознаю тебя». Тело ничего такого не говорит. Оно, конечно, издает разного рода звуки, но я не думаю, что оно могло бы написать книгу или сделать какие-либо громкие заявления. В этом смысле тело совершенно невинно. Скорее уж, это ты говоришь: «Я осознаю свое тело».

Мы живем во временных телах. Начиная с рождения этого тела, каждый из нас подобен горящей свече, которая была зажжена и горит на протяжении нашей жизни. И в какой-то момент это «пламя» тела погаснет. Но ты по своей сути не тело, ты не органы чувств, не ум. Потому что есть что-то такое, что может наблюдать их работу и получать отчет о результатах этой работы.

Предположим, ты припарковал свой автомобиль на улице и кто-то говорит: «Там стоит голубой автомобиль с зажженными фарами». И ты говоришь: «О, это мой». Ты не говоришь: «Это я». Сходным образом мы можем сказать: «Это мое тело — это не я, потому что я могу воспринимать его. Я смотрю на свою руку. Моя рука не смотрит на меня». То есть моя рука — это не я.

«Мое зрение раньше было хорошим, я мог различить цифры на номере автомобиля с очень большого расстояния, а теперь я не вижу даже тебя».

Мое зрение, не я.

«Я всегда верил в такие-то и такие-то идеи, но теперь я оставил все эти убеждения».

Мои убеждения, не я.

«Моя память раньше была очень хорошей, но теперь мне трудно припомнить даже то, что произошло всего пару дней назад».

Моя память, не я.

Отношения разрушились: «Моя жизнь кончена; нет жены, нет жизни».

Моя жизнь, не я.

Итак, если ты отсеешь все эти вещи, которые, как ты говоришь, принадлежат тебе, но тобой не являются, то увидишь, что все они — вторичны по отношению к тебе. Истинный Ты — первичен.

То, кто мы есть на самом деле, — это сознание. Тело же — некий инструмент, с помощью которого сознание проходит через разнообразные опыты. Проявившись в форме человека, сознание имеет все предпосылки к тому, чтобы осознать собственный источник и таким образом прийти к непосредственному открытию Истины.

В настоящее время в тебе очень громко вибрирует убеждение: «Я — тело». Чтобы обнаружить источник своего Бытия, мы должны выяснить, кто или что такое это «я». Действительно ли это тело? Само по себе ощущение «я есть это тело» — просто мысль. Оно может ощущаться как очень глубоко укоренившееся убеждение, но эта глубина еще не делает его реальным.

Я, конечно, не жду от тебя, что ты вот так сразу пойдешь за пределы отождествления с телом. Нет, пока что оставь в покое размышления о том, тело ты или не тело. Просто приди к пониманию, что есть нечто, осознающее тело и все другие объекты, возникающие в поле восприятия. Это осознанность, в которой, как мы видим, воспринимаются и тело, и данные, исходящие от органов чувств. Она осознает и все объекты, и ощущение расстояния, высоты, веса; она осознает такие чувства, как «я» и «другой». Все «отчитывается» перед этим первичным внутренним воспринимающим принципом, не так ли? Но сама осознанность не находится внутри этого пузыря переживаний. Она и есть твое собственное неизмеримое Естество.

Смотри, подтверждай это для себя и будь един с этим осознающим Естеством.

Вслед за мыслью «Я — тело» появляется мысль «Я тот, кто совершает действия». Эта идея гласит: «Если я тот, кто совершает действия, значит, я несу ответственность за результаты этих действий. И я буду страдать от этих действий или наслаждаться ими». Это кажется очевидным, и на человеческом уровне очень легко принять такого рода логику. В итоге мы судим о людях на основании концепции, что они — те, кто совершают действия и думают мысли.

Но если ты пойдешь немного глубже в своем самосозерцании, то увидишь, что это не совсем так, будто мы — независимые сущности, действительно управляющие своей жизнью. Жизненная сила, движущая Вселенной, так или иначе играет в каждом теле и инициирует их движения и мысли, ощущения и кажущиеся решения. Всё это происходит в присутствии свидетельствующего сознания, о котором нельзя сказать, что само оно «происходит».

Отождествленность с телом — это состояние, которое сознанию требуется на какое-то время для того, чтобы оно могло проживать опыты. Но постепенно милость побуждает сознание выйти за пределы таких сильных самоограничений и приводит его домой, к его изначальной природе.

Если продолжить смотреть внутрь таким образом, то можно начать видеть это всё яснее и яснее. Начавшись с попытки увидеть, действительно ли ты личностная структура со всей ее обусловленностью и характерными чертами, самоисследование становится зеркалом, в котором отражается то, что пребывает за пределами времени.

УКАЗАТЕЛИ ДЛЯ САМОИССЛЕДОВАНИЯ

Оставайся как «Я есть»

Нам всем хорошо знакомо чувство бытия. Не прибегая ни к каким практикам, мы спонтанно называем себя «Я». И каждый из нас может утверждать о себе: «Я есть, я существую».

Слово «есть» указывает на «бытие», «существование». Чувство существования естественно присутствует в нас и ощущается нами как нечто совершенно органичное. Оно — начало всякого восприятия. В состоянии бодрствования оно функционирует в качестве не прилагающего никаких усилий свидетеля, наблюдателя всего, что возникает. Это ощущение «Я есть, я существую» — то естественное, не приобретенное знание, которое позволяет нам осознавать, что мы существуем.

Но кто этот «Я», который есть, что это за «Я», которое существует? Давайте посмотрим. Практика самоисследования — мощное средство, с помощью которого можно перестать отождествляться с телом и всецело прийти к непоколебимому и постоянному спокойствию.

Начни с чувства «Я есть». Для этого не требуется время, потому что это чувство уже естественно присутствует здесь, еще до того, как возникает какая-либо мысль. И оно не находится от тебя ни на каком расстоянии, так что не придется никуда идти, чтобы его обнаружить.

Не ищи «Я есть» — ты и есть это «Я есть»! Оно естественно присутствует здесь как сознание. Просто будь само-сознающим.

Не позволяй этому естественному ощущению присутствия смешиваться ни с какими другими концепциями, мыслями или намерениями. «Я хочу достичь того-то и того-то, я надеюсь, что это исследование сработает» или «Я хочу стать просветленным», — всё это должно быть оставлено в стороне. Оставайся с вибрацией присутствия — не просто со словами «я есть», но с этим интуитивным субъективным ощущением бытия — «Я есть. Я есть здесь». И это всё.

Ум, вероятно, вкрадчиво подметит: «Хорошо, но я ничего не чувствую; это не срабатывает», и начнет хитро разыгрывать обычный отвлекающий личностный шум, чтобы увести твое внимание. Но ты просто оставайся с ощущением бытия — «Я существую». Если внимание начинает уплывать, не волнуйся. Просто верни его обратно к этому простому «Я есть».

Практикуй это периодически, каждый раз посвящая этому пять-семь минут. Ты можешь делать это с открытыми или с закрытыми глазами — неважно. Вначале, наверное, будет проще делать это, оставаясь наедине с собой. Постарайся найти такое место и время, чтобы тебя никто не побеспокоил (хотя это и необязательно). Помни: где бы ты ни был, чувство присутствия тоже должно быть там. Оно здесь совершенно без каких-либо усилий. Тот факт, что ты знаешь, что жив и не спишь, говорит о том, что ощущение «Я есть» (оно же — чувство присутствия) уже здесь.

Просто сфокусируйся на том, на что указывает это упражнение. Оставайся с естественным ощущением «Я есть», с чувством бытия. Поначалу ты можешь почувствовать некоторую усталость, такую, будто предпринимаешь огромные усилия, чтобы удержать ощущение «Я есть» от смешивания с другими мыслями. Другие мысли приходят и хотят поиграть… Но не вовлекайся в них. Просто будь с чувством «Я».

Постепенно, с некоторой практикой, ты увидишь, что чувство «Я есть» остается само по себе, без искажений, и ты начнешь чувствовать ощущение пространственности и покоя. Появится естественное желание оставаться в этом состоянии как можно дольше, но начни просто с пяти-семи минут такого самонаблюдения.

Плоды самоисследования

Если ты отдаешься самоисследованию всем сердцем и умом, сила отождествления с телом и социальной обусловленностью значительно ослабевает. Идея о том, что такое «я», начинает претерпевать изменения. Ты переключаешься с бытия, обусловленного идеями вроде «Я есть тело, я — такая-то личность, я — сын своих родителей, я мать своих детей», к свидетельствующему бытию, которое просто есть — без системы убеждений или верований. К тому бытию, которое равнозначно самой способности просто наблюдать. И приходишь к пониманию, что ты — сама радость, и что всё, что ты делаешь, возникает из этой радости, из этой пространственности, света и любви. По мере того как ощущение, что ты личность, тает, ты начинаешь переживать жизнь более панорамно. Сначала жизнь, которую ты видишь через фильтр личностного ума, может казаться реальной — ты принимаешь себя за некое индивидуальное «я», которое принимает решения и проживает свою жизнь. Потом ты начинаешь воспринимать всё это как игру, которая каким-то образом просто разворачивается сама по себе, без усилий. И вот наступает момент, когда ты видишь, что всё это — просто некая Есть-ность.

Эти наблюдения нужны не для того, чтобы затуманить твой ум какой-то мистикой, а чтобы привести его к совершенной простоте бытия. Сейчас я описываю всё это таким образом, однако в своей повседневной жизни я обо всех этих вещах совсем не думаю. Я не ложусь спать с мыслью: «Да, я не ум, я чистое сознание!» Но я чувствую необходимость говорить об этом, пока все эти вещи остаются неясными для тех, кто ищет живую Истину.

Мы думаем, что очень важно говорить и вести себя определенным образом. Но это не так! В моей жизни предостаточно места и для того, чтобы посмотреть телевизор, и чтобы послушать немного рэгги, и чтобы выпить прохладительный напиток. Почему нет? Разве может быть что-то такое, что заставит меня перестать быть собой? Нет никакой нужды в том, чтобы быть каким-то особенно религиозным. Я даже не должен быть «духовным». Нет вообще ничего, что я должен был бы делать и кем я должен был бы быть. Я не должен быть даже самим собой. Для меня это и есть свобода — за пределами даже концепции о свободе. Я — неизменное истинное Я.

Как проста жизнь, если убеждения и отождествление не заполняют ум! Сфера ума в ее естественности — это нечто волшебное, но когда в уме случается отождествление, масса энергии уходит на то, чтобы проявить приземленное и ограниченное личностное существование. Однако за пределами такого окультуренного ума есть более высокие и тонкие способы видения: это то пространство, где живет пробужденный. Здесь всё превращается в радость, свет и покой. Я не должен жить свою жизнь, у меня даже нет жизни, которую я должен был бы жить. Я и есть жизнь.

Наступит момент, когда ты осознаешь, что твое тело никогда не накладывало никаких ограничений на то, кто ты есть. На то, что есть. Все эти ограничения — воображаемы. Всё — даже кажущаяся дисгармония или сложности — это величественное, волшебное сознание. Всё — волшебно и в то же время каким-то образом представляется обыкновенным. Но освобожденный пребывает за пределами этого поля двойственности как ничем не затрагиваемый свидетель — непреходящая осознанность.

<…>

Растворись в Бесконечном

Многие живут, исходя из убеждения, будто они — сумма их мыслей. Это не так. Ты — сознание, то пространство, в котором проявляются и воспринимаются мысли. Безупречная необъятность. Но это не что-то такое, что можно усвоить в процессе обучения. Это нужно осознать и раствориться в этом, остаться как само Это. Парадоксально, но хотя именно самоисследование делает возможным это осознавание и понимание в сердце, сама природа твоего Естества остается при этом вне качеств и за пределами исследования.

Уму страшна идея растворения в Бесконечном, потому что в настоящее время он функционирует в качестве некоего скомпилированного личностного «я», поддерживаемого концепциями и чувствами внутри физического тела. Возникает страх, что растворение — это распад твоей личностной структуры и формы. Но уже сам этот страх распада означает, что нереальное — исчезает. Это знак, что распознавание истинного безграничного Себя уже начало разворачиваться в тебе.

По отношению к этому интуитивному распознаванию неизменной осознанности ум играет как некая завеса, как туман неведения и гордыни. Он всегда хочет всё просчитать, всегда пытается сориентироваться — вместо того чтобы просто течь как сама жизнь. И до тех пор, пока ты таким образом продолжаешь пытаться сориентироваться, почти вслепую, тебя будет сопровождать острый душок беспокойства. И ты будешь упускать очевидное совершенство существования.

Можешь ли ты просто смотреть, не вынося оценок? Можешь ли ты просто воспринимать нейтрально? Когда ты видишь вещи с такой нейтральностью, ты видишь их такими, какие они есть. У тебя больше нет нужды что-либо оценивать, потому что ты смотришь из Истины. Часто мы смотрим на жизнь реактивно, то есть реагируем и создаем свою собственную историю по поводу происходящего. Но возможно ли просто смотреть, не формируя предвзятых суждений и предпочтений?

На самом деле, это очень утомительно — воспринимать мир в режиме реакций и суждений, в котором функционирует большинство людей. Они истощают самих себя, веря, будто живут жизнь, вместо того чтобы увидеть, что они и есть сама жизнь.
В пространстве внеличностного панорамного восприятия нет оценок и нет личностных реакций, потому что там нет эго, остается только ви?дение. Это состояние гораздо менее утомительное — ты можешь обнаружить, например, что тебе уже не требуется спать так долго, как прежде. Но ум возражает: «Нет, нет! Как это — меньше спать? Это ты прямо сейчас нагоняешь на меня сон! Это так называемое состояние беспристрастности — сама вялость. Жизнь должна быть страстной!»

Пребывая в энергетическом поле сатсанга, ты можешь ощутить даже в своем теле вкус того, что происходит, когда ты больше не служишь уму. Как легко и естественно течет жизнь! Как расширяются наши горизонты, когда ты больше не скован и не тревожен. Когда тебя нет в личностном смысле, как светло, как свободно и прекрасно твое существо! И это действительно очень просто. Тебя трудно чем-либо побеспокоить, никаких привычных или продолжительных осуждений, страхов или тревог. Ты живешь в милости. Жизнь исполнена покоя и разворачивается в состоянии сияющего присутствия. Такое состояние Бытия проистекает из тишины истинного Я.

Истина — это не какое-то создание. Просто, устраняя ложное, мы начинаем видеть истинное, поэтому нельзя сказать, что мы создаем Истину. Мы лишь устраняем то, что мешало нам ее распознать.

Ты, сознание, обладаешь способностью созерцать высшую реальность. Когда ты видишь эту реальность, ты понимаешь, что твои действия — это действия Вселенной, которая функционирует через ум, подобно тому как за движением каждой волны стоит весь океан в его целостности и тотальности. Каждая волна исходит из океана и является его движением. Но ты океан, а не волна!

Все движения, все действия — лишь волны, возникающие из твоего океанического Бытия. Это ты видишь их, а не они тебя. У них нет собственного существования, отдельного от тебя, воспринимающего волны ума. Признай это и будь един с этим знанием, наблюдая, как волны света поднимаются из твоего океанического Естества.

Ум превращает осознание Истины в какую-то битву за то, чтобы «оказаться там», но ведь речь не идет о том, чтобы где-то оказаться или чем-то стать.

Ты уже и есть эта невыразимая Истина. Тебе просто нужно распознать и подтвердить, утвердить свою истинную позицию — позицию наблюдающего источника, пустоты, из которой возникают все явления.

Пустота — это всего лишь еще одно слово для указания на то, кто ты. Ты всю жизнь провел в попытках стать лучшим «кем-то», кем ты только можешь стать, но теперь ты открываешь для себя, что на самом деле ты не кто-то. И это самое важное и глубокое открытие, которое может совершить человек, и в этом открытии сияют истинная свобода, истинная радость и истинный покой.

Невозможно определить того, кто познал себя как осознанность, которая никогда не рождалась. Эта осознанность проста, уникальна, оригинальна, и всё же она за пределами уникальности и оригинальности; это чистое Само-сознавание, в истинном смысле этого слова. Этот наблюдающий источник, который есть до возникновения ума, это и есть истинный мудрец в тебе. Если тебя сопровождает и ведет этот мудрец, это то путешествие, из которого ты уже никогда не сможешь вернуться. Как насчет того, чтобы завершить это путешествие? Что если ты просто продолжишь погружаться в эту мудрость и откровение, в то время как ты в виде личностной структуры сходишь на нет, свободно падая в состояние блаженной пустоты? Какой вред это может причинить тебе? Что ты потеряешь? Ты можешь потерять всё что угодно, но ты никогда не можешь потерять осознанность, которая и есть ты. Сознание Бытия, Себя-как-осознанность — вот что мы любим на самом деле. Эта осознанность есть высшее, ибо она не зависит от чего-то воспринимаемого.

Ты — тот мудрец, которого ты ищешь.
Ты — кладезь мудрости,
не поддающейся описанию и определению.
Ветер дует, но никто не знает,
где он берет свое начало и куда держит путь.
Таково и присутствие мудрого —
непредсказуемо, благодатно и неуловимо.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: