Наивысшие Упанишады. Том 1. Ознакомительный фрагмент. 3. АЙТАРЕЯ УПАНИШАДА | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

КНИГА ПОЯВИТСЯ В ПРОДАЖЕ В ОКТЯБРЕ. ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ — СМ. ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩИЙ ФРАГМЕНТ — ЗДЕСЬ.

АЙТАРЕЯ УПАНИШАДА

Об Упанишаде

Второе название «Айтарея Упанишады» — «Бахврича Упанишада», что означает «Упанишада многих ригов», то есть Упанишада многих гимнов Ригведы. «Бахврича» — это указание на бахвричу-шакху, то есть ветвь (sakha) Ригведы, к которой относится эта Упанишада. Тут стоит пояснить, что такое шакха. В ходе устной передачи Вед от учителя к ученику в течение тысячелетий постепенно в разных регионах и у разных групп браминов развивались свои уникальные способы произнесения, запоминания и интерпретации ведических текстов. Эти различия привели к возникновению множества «ветвей», или «школ», каждая из которых имела свою версию (шакху) той или иной Веды, зачастую отличавшуюся от других шакх — иногда минимально, а иногда существенно. Иногда та или иная шакха (или, можно сказать, редакция Веды) имела уникальные, только ей присущие Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Итак, «Айтарея Упанишада» входит в состав Ригведы, а конкретно — в состав бахврича-шакхи Ригведы, а еще конкретнее — в состав «Айтарея Араньяки», которая приписывается мудрецу Махидасе Айтареи. Об этом мудреце известно, что его мать была низкого, небраминского происхождения, и даже отец поэтому относился к нему с пренебрежением, так что сыну пришлось пробивать себе дорогу к духовным вершинам собственным трудом (в то время как для браминов этот путь по умолчанию открыт как прямая дорога). В итоге Махидаса Айтарея, благодаря своему та́пасу и молитвам матери, стал великим аскетом и снискал особое расположение божеств.

По оценкам ученых, «Айтарея Упанишада» датируется VI–V веками до н.э., но не будем забывать, что все эти датировки условны и что сами Веды, согласно традиционному взгляду, — вне времени. Они не имеют начала и были всегда.

Некоторые исследователи считают, что вся вторая Араньяка «Айтарея Араньяки» может быть названа Упанишадой, однако Шанкарачарья утвердил точку зрения, согласно которой Упанишадой могут быть названы лишь последние шесть частей второй Араньяки, поскольку именно в них речь идёт об Атмане. (В предшествующих же главах говорится о Пране и Брахме как о Первопричине вселенной и подробно излагаются ритуалы и медитации, связанные с Пранавидьей.) В своём комментарии Шанкара говорит: именно эти части Араньяки, то есть собственно «Айтарея Упанишада», «предназначаются для наиболее возвышенных и стремящихся к полному освобождению от мирских уз», в то время как другие части «Айтарея Араньяки» — «для не столь совершенных или для занятых лишь мирскими обязанностями».

Главные концептуальные составляющие «Айтарея Упанишады» (которые, в то же время, вовсе не самое главное, что содержится в ней) выглядят так:

1. Атман, и только Атман, есть основа этой вселенной (при этом термином «Атман» конкретно в этой Упанишаде обозначена именно Всевышняя Абсолютная Реальность, то есть Параматман, он же Брахман — сущностная основа всего, что есть, — вездесущее, всеобъемлющее Целое);
2. В реальности нет ничего, кроме Атмана;
3. Атман есть Праджняна, или Чистое Сознание, сущностное Я человека. Визитной карточкой этой Упанишады считается одна из четырёх махавакий (великих изречений) всех Упанишад: «praj́́nam brahma», то есть «Сознание есть Брахман»;
4. Праджняна (Атман) стал всем — от Индры и Праджапати (создателя всего мира и всех существ) до любого плотного творения;
5. Тот, кто обладает глубоким и непосредственным осознаванием этого единого и единственного Атмана, достигает бессмертия. Это есть Брахмавидья, Знание Брахмана.

Можно сказать, что эта небольшая Упанишада очень сжато передает как космогонию, так и суть Брахмавидьи. Однако всё это лишь слова. Главное, несомненно, скрыто на тонком вибрационном уровне. Как и все Упанишады, «Айтарея Упанишада» не что иное, как прямая передача истинного Знания, и её нужно читать Сердцем, а не умом.

АЙТАРЕЯ УПАНИШАДА

Шанти-мантра

Пусть слова мои будут в соответствии с мыслями,
и пусть мысли словам соответствуют.
Мне открой Себя, Бра́хман само-сияющий,
так чтоб ум мой и слово могли бы постичь
то, что передано в Писаниях!
И пусть эти заветы святые Вед
не покинут меня никогда!
Ночь пусть станет единою с днём
в этой Истине, и да буду всегда я
думать Истину, Истину речь!
И пусть это прибежищем станет
для меня и надёжной защитою,
пусть прибежищем станет это
и защитою для учителя!
И защитою для учителя!
Ом шанти шанти шанти!

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава Первая

1.1.1
Был лишь Атман вначале, всё это
было Атманом только, другого
ничего не мерцало даже.
Он решил: «А теперь я создам миры».

1.1.2
Сотворил Он миры такие:
А́мба — мир облаков небесных;
Маричи́ — мир лучей светоносных;
Ма́ра-мир — земля, поле смертного;
А́пах — мир подземных вод первозданных.

1.1.3
«Вот миры, — сказал Атман, — вот есть они!
А теперь подобает мирам тем
дать хранителей».
И прояви́л Он
из воды беспредельной Пуру́шу*,
и оформил Его как Я-естьность.

* Пуруша — в данном контексте этим санскритским словом обозначено первозданное существо. Первичный разум, субъект, который становится основой для дальнейшего проявленного мира и его хранителей, богов.

1.1.4
Сидя так над Пурушей, словно птица в гнезде на яйце,
Атман рот изваял, а из рта вывел речь,
а из речи вышел Огонь.
Были явлены ноздри, из ноздрей пошёл дух,
а из духа-дыхания — воздух.
И возникли глаза, а из глаз вышло зрение,
а из зрения Солнце взошло.
Были явлены уши, из них пошёл слух —
и четыре стороны света.
Кожа выросла, с кожей же — волосы,
с волосами — трава и деревья.
Сердце тоже открылось, из сердца же — ум,
из ума возникла Луна.
Пуп оформился, выдох — с пупо́м,
а из выдоха — Смерть родила́сь.
И возник детородный о́рган,
из которого семя возникло,
а из семени — во́ды земные.

Глава Вторая

1.2.1
Так те боги явились и па́ли
в океан бытия великий.
Наделил их Создатель жаждой и голодом,
и просили они Его:
«Сотвори для нас место, в котором
мы могли б утвердиться и есть».

1.2.2
Он привёл им корову, сказали они:
«Недостаточно это поистине».
Лошадь Он им привёл, но сказали они:
«Недостаточно это поистине».
Он явил человека: «Вот это —
хорошо воистину, ладно».
Он сказал: «Что ж, войдите тогда
и займите свои места».

1.2.3—4
И стал речью Огонь,
и вошёл Огонь в рот.
Стал дыханием Воздух,
и в нос он вошёл.
Солнце зрением стало,
в оба глаза вошло.
А четыре стороны света
стали слухом, вошли они в уши.
Волосами стал бог растений
и обрёл своё место в коже.
И, умом обернувшись, Луна
обнаружила место в сердце.
Смерть явилась как выдох, вошла
и нашла своё место в пупке.
Ну а семенем став, бог воды
вошёл в детородный орган.

1.2.5
Голод с жаждой сказали Ему:
«Подыщи для нас место тоже».
Он сказал: «Меж божеств
этих всех разделитесь,
соучаствуйте в них и в местах их».
Так в любом подношении богу любому
голод с жаждою стали участвовать.

Глава Третья

1.3.1
Посмотрел Он: «Вот есть миры
и хранители этих миров.
А теперь создам для них пищу».

1.3.2
Он вгляделся в глубины вод,
и из вод оформился сгусток.
Этот сгусток был пищей воистину.

1.3.3
Сотворённая пища пыталась сбежать,
Он пытался держать её речью,
но не смог, ведь если бы смог,
то наесться могли бы мы попросту словом.

1.3.4
Удержать дыханьем пытался,
но не смог, ведь если бы смог,
то наесться могли бы мы попросту запахом.

1.3.5
Удержать попытался зрением,
но не смог, ведь если бы смог,
то наесться могли бы мы видом еды.

1.3.6
Удержать попытался слухом,
но не смог, ведь если бы смог,
то наесться могли бы мы, слушая.

1.3.7
Удержать попытался кожей,
но не смог, ведь если бы смог,
то наесться могли б мы касанием.

1.3.8
Удержать попытался умом,
но не смог, ведь если бы смог,
то наесться могли бы мы думаньем.

1.3.9
Удержать попытался органом
детородным, не смог, — ведь если бы,
наедались бы воспроизводством.

1.3.10
Удержать попытался Апа́ной*,
и поймал её, так что Апа́на —
это воздух, которым дышит
усвоение пищи телом.

* Апана — один из пяти главных видов праны. Отвечает за выведение и очищение организма, включая процессы выделения, дефекации, мочеиспускания и менструации. В йоге Апана связана с нисходящим потоком энергии, который движется вниз и наружу. Действует в основном в нижней части тела. Из контекста дальнейших Упанишад будет многое ясно по поводу как Апаны, так и других пран.

1.3.11
Он спросил себя: «Как сможет тело
без Меня пребывать?
И как
Мне войти в него?
Речь — называет,
обоняет дыханье,
чувствует кожа,
думает ум,
поглощает Апа́на,
детородный же член выделяет.
В чём найду себя Я тогда?»

1.3.12+
Щель на черепе Он отворил
и проник в эту дверь-расщелину —
эта дверь зовётся проходом,
где Дитя Блаженства рождается,
обретая три дома, три образа,
три пространства-образа-сна,
три пространства-образа-сна,
три пространства-образа-сна*.

1.3.13
Так родившись, нарёк Он все вещи,
но узрел, что все имена —
имена лишь Его одного,
Он узрел: любой лик — это Бра́хман,
и воскликнул: «Узрел Я воистину!»,
прозвучало это: «Инда́ндра!»
Стало Именем это Его,
разлетевшись эхом как «Индра».
Любят боги загадки воистину!
Любят боги загадки воистину!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

2.1.1

(Несущие плод должны покинуть сатсанг, пока поётся эта глава.)

Поначалу в теле душа станет семенем,
называется семя то завязью.
Это семя — эссенция силы-энергии,
что хранилась во всех частях тела мужского.
Когда муж извергает то семя в женщину,
он себя размножает, и это зовётся
рождением первым души.

2.1.2
И становится семя единым
с этой женщиной, словно бы если
оно было её продолжением,
и тем самым не причиняет
никакой ей боли то семя.
И питает она Естество то,
из мужчины в неё вошедшее.

2.1.3
Защищая-питая тот плод,
и она должна быть напитана.
И мужчина питает её,
пока носит она в своём лоне,
и когда от плода́ разрешается,
он впоследствии тоже хранит.
Ведь тот плод и есть сам мужчина.
И на том этот мир стоит.
Только этим миры продолжаются.
Таково второе рождение.

2.1.4
И дитя, который воистину
сам не кто другой, как отец —
Естество отцово, что явлено
в этом новом теле ребенка, —
продолжает вершить, что назначено,
занимая место отца.
А отец, завершая дела,
обретает ветхость, уходит,
а уйдя, рождается вновь.
Таково рождение третье.

2.1.5
Вот что риши сказал об этом:
«Я в утробе матери зрел
все рожденья богов,
заточён был
сотней стен и оград железных.
Я разбил их одним ударом
и легко я вышел на волю!»
Вамадэ́ва так говорил,
пребывая во чреве матери.

2.1.6
Так мудрец разрушает оковы,
отделяя себя от тела,
разрешая желаний препоны,
воспаряя на Небо, в рай,
обретая Бессмертие вечное,
оставаясь самим Бессмертием.

(Несущие плод могут вернуться в зал.)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

3.1.1
Кто же Он, Тот, которому мы поклоняемся?
Что Он такое, единый тот Атман, и где Он?
Он воистину То, что видит все формы,
что слышит все звуки,
То, что запахи знает, что речью звучит,
отличает от сладкого горькое То.

3.1.2
Он и сердце, и ум. Восприятие, распознавание,
различение и понимание, концентрации сила,
внимания и рассуждения,
объяснения, памяти,
к цели стремления, жизнеспособности,
Он любовь, и желания, и вожделения сила.
Это всё имена Одного — Сознания, Пра́джни.

3.1.3
Это Бра́хман, Отец всего сущего —
всех богов и вселенной пяти элементов великих:
воздух, небо, земля, и вода, и огонь — все они
размешались в пропорциях разных во всех проявлениях —
и во всех семенах, и во всём, что рождается —
из яйца ли, из чрева, из влаги или из почвы;
в лошадях и в коровах, в слонах и в букашках, и в прочем
всём, что ходит, летает, и движется или не движется.
Всё ведо́мо Сознанием, Пра́джней,
весь мир лишь на Нём установлен,
и поэтому Пра́джня, Сознание — это есть Брахман.

3.1.4
Тот, кто так осознал своё Естество-Сознание,
разрешает желаний препоны и ввысь воспаряет блаженно,
обретая Бессмертие вечное,
оставаясь самим Бессмертием.

Так заканчивается «Айтарея Упанишада»

Комментарии

1.3.12:

Щель на черепе Он отворил
и проник в эту дверь-расщелину —
эта дверь зовётся проходом,
где Дитя Блаженства рождается,
обретая три дома, три образа,
три пространства-образа-сна,
три пространства-образа-сна,
три пространства-образа-сна.

Дитя Блаженства — это сын Параматмана (Брахмана), которого в описываемом моменте можно назвать «Дживатман» (то есть это Атман, как бы «ставший» дживой, Атман, проявленный или воспринимаемый как индивидуальное сознание, обусловленное посредством самоотождествления с телом и умом. Когда Творец как Дживатман входит в тело, у него есть три дома, три измерения (пространства) и три соответствующих ему образа (отождествления): состояние бодрствования, состояние сна со сновидениями, состояние глубокого сна без сновидений. Поскольку состояние бодрствования — это тоже, по сути своей, «сон Бога» в отождествлённости с формой, все три названы «образами-снами». Подробности на эту тему даны в «Мандукья Упанишаде», а также в Приложении к ней, опубликованном в этом издании синопсисе «Мандукья Карика», представленном Свами Тьягишанандой.

Единственным поистине пробуждённым состоянием, состоянием не-сна («Турья», состояние-вне-состояний) можно назвать абсолютное, непрерывное, постоянное само-распознавание Сознания-Брахмана. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: