Последние беседы с Ниссаргадаттой Махараджем. Перевод Михаила Медведева. ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ.

29 декабря 1980

Махарадж: Сидение в медитации помогает сознанию расцвести. Она приводит к глубинному пониманию и спонтанным изменениям в поведении. Эти изменения касаются самого сознания, а не псевдо-личности. Изменения, порождаемые усилиями, могут находиться только на уровне ума. Ментальные и интеллектуальные видоизменения полностью неестественны по своей природе и отличаются от тех, которые имеют место в принципе рождения. Последние случаются естественно, автоматически, сами по себе, по причине медитации.

Большинство людей видят древо познания и восхищаются им, однако то, что следует понять, — это семя этого древа, латентную силу, из которого берётся это древо. Многие говорят об этом лишь интеллектуально. Я же говорю об этом, исходя из прямого опыта.

Маленькая песчинка сознания, которая как семя, содержит в себе все возможные миры. Физическая структура необходима ему, чтобы проявиться.

Все амбиции, надежды и желания связаны с самоопределением, некоей личностью, и до тех пор, пока эта личность присутствует, Истина не может быть воспринята.

Посетитель: Существует ли судьба для всего Творения как целого?

М: Поскольку отдельной от остального сущности нет, то к чему же может прийти это Творение? Куда ему идти? Пламя — предназначение топлива, так и сознание — предназначение тела пищи. Лишь только сознание предлагает некую судьбу, а эта судьба предлагает страдание. По причине ошибочного восприятия себя, мы думаем о личностном сознании, хотя в действительности сознание необъятное и безбрежное.

Источник сознания находится до времени и пространства. Проявление нуждается во времени и пространстве, однако источник сознания пребывал там и до того, как сознание проявилось. Проявление содержит пять элементов, три гуны, и, превыше всего, сознание, то есть «Я Есть»-ность. Теперь, как может что-либо быть без моего сознательного присутствия? Даже элементы не могут существовать без меня — я ничего не делаю, я ничего не создаю — они происходят по причине моего спонтанного сознательного присутствия. Моё присутствие — повсюду, и я говорю это с убеждением.

Кто-то мог читать эти слова, кто-то мог их где-то слышать, кто-то мог слышать аудиозапись, а кто-то может и хотел бы услышать, но по причине обстоятельств был заброшен так далеко от этих слов, что это попросту невозможно. Есть миллионы различных форм в тотальности Проявления, но источник у всех один — сознание. Что это за сознание? Кто-нибудь когда-нибудь вообще думал подобным образом?

В сновидении некто видит луны, звёзды и т.п., но личности при этом нет. Сознание должно быть понято когда присутствует состояние бодрствования. Люди приходят и уходят, видения приходят и уходят, элементы также приходят и уходят, однако Я остаюсь. Вот я осознаю моё сознание, и после этого момента возникает всё это шоу.

Предположим, некий очень высокопоставленный человек назначил городу визит через два месяца. Дома наряжаются, выставляется стэнд, на улицах наводят красоту, и в общем происходит много показухи. Почему? Это из-за этого ВИПа.

Некоторые люди постятся целый месяц, берут на себя всяческое бремя, однако они ожидают в результате получить взамен больше, нежели они потратили.

Люди ищут повсюду, кроме самого Источника. Исключите эту энергию рождения и посмотрите, сможет ли кто-нибудь сделать что-нибудь без неё. Мы ограничиваем эту энергию, приравнивая её к малейшему феномену одного-единственного тела. Внимательно изучите эти слова: если не будет моего сознательного присутствия, чем тогда буду я? Я наслаждаюсь этими словами, выходящими спонтанно, и вижу насколько они правдивы и безоговорочны.

Убийца на свободе, он совершил много преступлений, и интерпол преследует его, однако не способен его поймать. Это в точности то, как традиционные писания не способны определить Абсолют. Абсолют за пределами хватки Вед, Пуран и т.д., поскольку он не является концептуальным. Тот убийца очень горд тем, что избежал всех усилий полиции по его поимке. Он так бесстрашен, что сидит в том самом месте, где разрабатываются планы по его поимке, и потому поймать его нельзя.

Всем придётся умереть, так умрите же в своей истинной природе. Зачем умирать в качестве тела? Не забывайте свою настоящую суть. Многие не примут это, однако это факт. Если вы и хотите иметь амбиции, то имейте самые высочайшие амбиции, так, чтобы умирая, вы были Абсолютом. Решите это для себя сейчас, твёрдо, с убеждением.

Вот к вам направляется тигр. Вы знаете, что когда он набросится на вас, смерть будет неизбежной. Так почему умирать как трус? Атакуйте его, и быть может, он убежит прочь. Но если тигр просто проходит рядом, то атаковать его нет необходимости. Только лишь когда это жизненно необходимо, набросьтесь на него сами.

Бог велик и майя пространна, но что есть вы сами в конце-то концов? Любые ментальные изменения или колебания отдаляют вас от Самости. Никто не стремится изучить собственную Самость глубоко и тщательно, все изучают только поверхностные вещи.

П: Мой ум не остаётся тих, он блуждает тут и там.

М: Всеми этими блужданиями вы развлекаетесь, однако так вы знание не обретёте. Это всё духовное развлечение, поскольку действительное положение вещей таково, что вы есть то, что вы есть, без каких-либо модификаций.

П: Желания и стремления всё ещё тут, они продолжают требовать к себе внимание.

М: В конце концов, что есть вы сами?

П: Я ничто, не ум, и т.д.

М: Тогда зачем вы всё это изучаете?

П: Чтобы служить людям.

М: Великое множество величайших людей на планете оказало миру так много заслуг, и где они все теперь?

П: Так много волн приходит и уходит… Я хочу проводить своё время, не имея желаний и служа другим.

М: Делайте то, что вам нравится. Дождь идёт и этим оказывает услугу всем существам. Он не страдает, оказывая эту услугу. А все эти существа, поддерживаемые дождем, являются ли они счастливыми?

П: Они все страдают. Я тоже не имею покоя. Как Махарадж видит нас?

М: Я вижу всех как Я Есть. Это бытие является комбинацией родителей. Все погрязли в концепциях, они наслаждаются ими.

П: Когда я являюсь одним с музыкой, тогда всё является наслаждением, а когда я в конфликте, то всё является печалью. Иногда я злюсь. Почему?

М: Ум и тело, а также их взаимодействия и реакции — это всё не является моей темой. Я не имею дел с этими проблемами. Полным полно других людей, кто способен с ними разобраться.

П: Но ведь почти все люди находятся на уровне тела-ума. Лишь один человек на миллион открыт для вас.

М: Спрашивайте о себе, не беспокойтесь о других.

П: С одной стороны, я чувствую внутреннюю тягу к безмолвию, но в то же время, я чувствую, что миллионы существ страдают, и Мудрецы ничего с этим не делают.

М: Потому что страдание есть иллюзия.

П: Я знаю то, что есть четыре состояния: бодрствование, сновидение, глубокий сон, а также состояние, превосходящее эти три. Интеллектуально я всё это могу понять, однако страдание сохраняется.

М: Избавьтесь ото всех этих четырёх состояний, а также избавьте людей от их страданий. Позвольте иллюзорному миру самому заботиться о себе, вы же должны узнать Самого Себя.

П: Я хочу изучить натуропатию, учить ей других людей и обучаться самому.

М: Развивая эти концепции, вы вовсе не выйдете из всего этого. Сперва поймите что является обусловленным, а что реальным. Вы есть продукт концепций ваших родителей, разве нет?

П: Да, на концептуальном уровне.

М: Ум и все концепции присутствуют только по причине вашей первичной концепции «Я Есть». Ваши родители и вы являетесь одновременными, параллельными концепциями. Теперь, специально не пытаясь ничего пережить, какое у вас сейчас переживание?

П: Я Есть.

М: Разве это не концепция? Есть концепции, которые берут начало в других концепциях, и весь этот мир является обширным миром концепций.

П: Я хотел бы быть свободным от них.

М: Это должно быть реализовано самим собой и посредством себя самого. Это не передаётся словом, сошедшим с чьих-то уст. Кто тот, кто напрямую получает Само-реализацию? Когда я вообще случился? Я должен знать это сам, из первых рук, не со слов других.

Вы есть и вы знаете, что вы есть, — это и есть великий Господь, внезапный взрыв этого сияния. Сдайтесь ему, и вы узнаете всё. Он без имени и формы. Следует пребывать там посредством твёрдого убеждения.

Вы не смогли бы различать и судить о качестве света, если бы сами не были тоньше света. Вы есть то тончайшее знание, и если оно там, лишь тогда возможно всё остальное.

31 декабря 1980

Посетитель: Когда вы становитесь одним целым с сознанием каждого, имеет место эмоциональное истощение, поскольку теперь вы чувствуете всеобщую печаль и всё прочее. Является ли это правильным состоянием?

Махарадж: Это одна из подготовительных стадий, однако это большой успех. Разделение всё ещё присутствует, однако постепенно оно созреет в совершенное единство.

П: Я более не чувствую стремлений ни к чему в этом мире. М: Ничего неправильного в этом нет. Ваш голод и жажда по

блаженству и радости полностью удовлетворены и, следовательно, вы перестали гоняться за мирскими вещами.

П: Остаётся ли какая-то индивидуальность чтобы продолжать вести мирские дела?

М: Такая индивидуальность не создаёт никакого страха или неудовлетворения. Это происходит так, что нет никакой памяти об индивидуальном «я» вовсе, но оно продолжает действовать, полагаясь на собственную энергию. Есть память о том, что это всё тотальность проявленного, но памяти о действующем индивиде нет.

П: Я чувствую, что я есть одно с сознанием, однако оно колеблется.

М: Вы ещё не стабилизировались в сознании, вы пока только получаете озарения. Быть одним с сознанием значит выйти за пределы состояний сна и бодрствования. Вы знаете небо, вы знаете пространство, но можете ли вы стать одним с пространством? Пока нет, пока это невозможно. Когда вы станете одним с сознанием, вы станете одним с пространством.

П: Есть ли что-либо, что я могу сделать для своего роста, своего прогресса?

М: Сознание не претерпевает никакого прогресса. Даже пространство не может иметь никакого прогресса, а это пространство — всего лишь третье по счёту.

Первое — это Абсолют, второе — это сознание, третье — это пространство. Там, где не было и намёка на знание что «Я Есть» — это номер один. Позже появляется чувство «Я Есть» — это номер два. И затем вступает пространство — вот номер три. Возвращаясь к Упанишадам — дали ли они вам знание Себя?

П: Нет. Тем не менее, кое-что они сумели сделать.

М: В моём случае всё происходит спонтанно — вот моя дхарма. Если умудрённые люди приходят ко мне и говорят мне, что я дурак, то я отвечаю: «Эта глупость — моё богатство, моя свобода. Та сознательность, что нашла на меня, — вот что глупость сама по себе».

Вот вы — очень ранимая женщина, и если кто-нибудь придёт и будет оскорблять вас, считая что вы мужчина, то вы, разумеется, разозлитесь по причине этого недоразумения. Так вот, заниматься самоопределениями вроде «Я такой-то и такой-то» — это оскорбление самой вашей природе.

П: Как утратить это отождествление с телом?

М: Развивайте убеждённость, что вы являетесь бесформенным сознанием. Выработайте крепкую веру, что вы и есть всё это тотальное Проявление, универсальное сознание. Нет никого, кто мог бы иметь знание Вечной Истины. Это уже является вечной истинной природой каждого, однако это не сознательное состояние — познать вы его не сможете. Так называемое знание не имеет границ в проявлении разнообразии, будучи в состоянии с атрибутами, «Я Есть».

В этом теле находится знание «Я Есть». Когда тело падает замертво, знание «Я Есть» стихнет, а то, что останется, есть Абсолют.

1 января 1981

Посетитель: Существует ли Вселенная когда меня нет?

Махарадж: Когда у вас не было этого сознания, были ли вы

озабочены миром? Мир продолжается только до тех пор, пока в наличии есть сознание.

Не вовлекайтесь так во множество вопросов и ответов. Медитируйте на моменте так называемого рождения. Сфокусируйте своё внимание на этом, и всё прочее откроется вам само собой. Если вы, как единица личности, хотите подвергнуть эту тему интеллектуальному исследованию, тогда не приходите ко мне. Здесь рассматриваетесь только вы сами — так что полезайте в пробирку.

Почему вы так запутались в ветвях и листьях? Почему вы не идёте к семени? Без семени не было бы дерева. Найдите откуда взялось это семя. Это то, куда я возвращаю вас снова и снова. Что бы не предстояло мне пережить — физическое или духовное — по какой такой причине это происходит? Это всё начинается с любви к себе, нужды присутствовать. Это сознание является причиной всех страданий. Природой чего обладает эта любовь быть, любовь к себе?

Природой семени, спермы. Сознание было непроявлено и скрыто в том, чему впоследствии дали имя рождения. Так где же находится тот, кто это понимает?

Получив духовное знание, почему вы хотите низвести его до уровня бумаги и ручки?

Люди будут внимательно слушать то, что я говорю, но вряд ли хоть кто-нибудь доведёт это до дела. У меня не было долгих отношений с моим Гуру. Мой Гуру буквально только сказал мне: «Ты не это, ты — То». И это всё. Я принял это с таким убеждением, что это знание расцвело в то, что присутствует здесь сейчас.

Вкус «Я Есть»-ности берётся из пищи. У Абсолюта вообще нет никакого вкуса, а также ни цвета, ни формы. Он не может быть засвидетельствован вами: вы можете знать только то, что не является вами самими.

6 января 1981

Посетитель: После смерти смогу ли я помочь другим людям достичь света?

Махарадж: После смерти вы не будете помнить, что вы есть. Сначала поймите что есть смерть. Вот вы говорите о существовании после этой жизни, а помните ли вы какую-либо из предыдущих?

П: Я был на острове, помогал другим людям в моей прошлой жизни.

М: А помните ли вы своих родителей?

П: Нет.

М: Каково же доказательство того, что вы рождались там тогда? П: Я не знаю.

М: Потому что это лишь ваше воображение, фантазия, концепт, который к вам пришёл. Если в момент смерти сознание развлекалось какой-либо очень сильной концепцией, тогда сознание может воссоздать эту конкретную концепцию. Предположим, в момент смерти человек воображает жизнь где-либо, — тогда сознание создаст подобную ситуацию. Но сфера сознания не является вечной. Сознание — фальшивка. Все эти вещи являются иллюзиями в сфере сознания.

П: Сознание проявлено всегда, разве нет?

М: Сознание будет до тех пор, пока будет доступна подходящая частица пространства.

П: Полезно ли в целях Само-реализации уединиться в изоляции?

М: Да.

П: Совсем выйти из общепринятой жизни?

М: Не так. Нет необходимости выходить из своей семейной жизни.

П: И о каком же тогда уединении идёт речь?

М: Даже посреди толпы людей будьте одни, пребывайте в собственной Самости. Сфокусируйте своё внимание на своей Самости.

П: Имеет ли ценность то, когда кто-либо не способен постичь это интеллектуально, однако имеет сильную преданность?

П: Имеет ли ценность когда кто-либо не способен постичь это интеллектуально, однако испытывает сильную преданность?

М: Если у вас есть такая преданность, то знание непременно станет её результатом. Когда говорится, что кто-либо повстречал Бога, то это не означает, что он повстречался лицом к лицу с персональным Богом, однако сам преданный расцветает как само это знание, как сама эта глубокая мудрость — он становится Божественным. Бог будет до тех пор, пока преданный знает Его, а когда преданный погружается в ничто, тогда и Бог погружается в ничто. Вы непременно должны прийти к заключению, что в конечном счёте весь ваш баланс равен нулю.

Из эссенции переваренной еды в теле берётся «Я Есть»-ность. То, что вы сейчас «есть» — это продукт этого пищевого материала. Если нет пищи, то где же тогда вы? А что насчёт всего этого знания, которое вы себе понабрали?

Не присваивайте себе авторство над чем-либо — это всё просто случается. Если бы не было вас, какая бы была нужда во всех этих духовных дисциплинах, включая и Бога также? Даже если вы полностью убеждены насчёт этого всего, тем не менее, в итоге вы всё равно будете сокращены до нуля. Но умирая, вы выдавите последнюю капельку медицины, чтобы прожить ещё чуточку.

А вот реальное освобождение — это знать, что вы есть ничто. Всё ваше знание, включая ваше знание о вас самих, ликвидируется, — и тогда вы освобождаетесь.

Если вы думаете, что совершили нечто великое, тогда вы будете планировать перейти в рай, но ведь вы не освобождены — вы переполнены концепциями. Духовное знание подходит тому, кто предан Гуру, только такой подойдёт, чтобы получить это знание.

П: Даже не смотря на то, что мы слушаем эти беседы вот уже долгие годы, мы никогда не устаём от них.

М: Имеется своя прелесть в том, чтобы слушать это снова и снова. Потому как вы не собираете слова и не запасаете их, вы лишь получаете их смысл и затем их отпускаете.

10 января 1981

Посетитель: Работает ли сознание через ум?

Махарадж: Всё случается в сознании. Я давным-давно сдал свою независимую личность, более нет вопроса о независимой сущности, всё есть только видимость в сознании.

Подобно тому, как в любой одежде главным элементом является нить, так же и в любом проявлении сутью является сознание. Это должно быть глубоко постигнуто, однако это не может произойти пока присутствует отождествление с телом. До тех пор пока есть это отождествление, всё, о чём вы будете думать, это о извлечении выгоды для этой псевдо-личности.

Вся Вселенная живёт лишь до тех пор, пока вам доступно это сознание, а как только оно уходит, то ничего нет. Поймите, есть большая разница между тем, кто говорит из книг, и тем, кто говорит из опыта.

Джняни отождествлён со Вселенским сознанием, потому есть эта идеальная адаптация его к любому месту и любому времени. Лишь наблюдение имеет место. Психосоматический аппарат тела присутствует и для Джняни, и для невежественного, однако невежественный отождествляет с телом себя самого, потому он счастлив или несчастлив в зависимости от ситуацию, в которой он оказался. Джняни же лишь наблюдает, он индивидуально не вовлечён в то, что происходит.

Я повторяю вновь и вновь, пожалуйста, послушайте: поймите то, по причине чего мы чувствуем себя живыми, поймите его природу, поймите его вкус, тогда отождествление с телом само собой уйдёт.

Эта Атма-Прем (Любовь к Самости), само это бытие — она пришла без каких-либо усилий с вашей стороны. Что есть её природа, её вкус, какова она? Вот что вы должны выяснить для себя.

Твёрдо зафиксируйте своё самоопределение в бытии, не давайте ему рук и ног, очертаний или формы, ведь если вы дадите ему форму, то вы ограничите его.

Поймите эту энергию, которая стоит за всем проявлением Вселенной.

Вы задаёте так много вопросов, вы ищите ответы в книгах и словах, но не в интуитивном опыте. Это — не знание. Знание воникает из сознания без усилия, только по причине наличия себя самого.

Множество имён дано этой энергии, которая есть источник всего проявленного. Люди молятся и поклоняются этим именам и формам, они не молятся самой субстанции, которой даются имена.

Поклоняйтесь только этому бытию.

Так же как нет разделения между двумя настоящими друзьями, ибо настоящий друг знает, что нужно другу без разговоров, он просто дружит с ним, и это происходит само по себе, заведите такую же крепкую дружбу с той субстанцией, с тем бытием, не ради вымаливания милости, но как друг, который стремится к другу. Будьте одним с знанием «Я Есть», источником разума и жизни, самим существованием.

Люди говорят и думают о чём угодно, кроме этой самой базовой вещи, о которой говорю им я. Они заинтересованы в научных чудесах, они сделали науку своим Богом, они всецело занимают себя этими формами, которые уже проявились. Но они не заинтересованы в первичном чуде — в этом теле и его жизненной силе.

Мы игнорируем это чудо. Если нет сознания, то нет и Бога. Существование и суть Бога — оба находятся в сознании, и, следовательно, в этом теле.

Как вообще появились все эти церкви и храмы? По причине вдохновения сознания внутри тела. Сознание это семя Брахмана, Бога, всего остального, любое событие в принципе может произойти и проявиться только в присутствии сознания, и это сознание в теле.

Ничего из того, что я говорю, никак не пригодится вам в мире, я лишь говорю о том, что вы есть такое. Если вы в поиске такого типа счастья, которое не имеет цены, то оно может быть обнаружено лишь в закреплении себя в сознании посредством стойкого убеждения. Я подразумеваю такое убеждение, которое никогда не подвергается сомнению, никогда не дрожит, твёрдое, непоколебимое, — имейте именно такую веру в собственное бытие. Не думайте ни о чём другом, не молитесь ничему другому. Атма-Према — Любовь к Себе — по её причине существует всё.

В момент так называемой смерти что происходит? Всё, что «смерть» означает, — это то, что эта крупинка сознания была сдана. Эта крупинка была сдана концепту, который вы приняли как «время», — вы нехотя отдаёте её времени. Джняни же сдаёт её своей собственной истинной природе.

Эту Атма-прему, это существование, которое мы защищали так много лет, — кому мы сдадим её? В случае невежественного — концепции времени. В случае невежественного бхакти (преданного) — концепции Бога. Но в случае Джняни — своей собственной истинной природе.

Что бы вы ни приобрели в качестве образа себя, приобрели ли вы это посредством усилия или намерения? Приобрели ли вы что-нибудь действительно? Нет. Это тело и это сознание пришли спонтанно, также и сон приходит когда ему вздумается, даже бодрствование и сон вы не способны контролировать. Так что же ваше? Кто же получит это знание Самости своим собственным усилием?

Эта псевдо-личность полагает, что это именно она является тем, кто действует. Сейчас я говорю с вами как с сознанием. Может ли кто-либо из вас дать мне определение того знания, того бытия, что вы есть?

П: Сознание благодарит сознание снова и снова.

М: То, о чём нельзя ничего сказать, я сказал. Примите эту каплю, вкусите её и проглотите.

Послушайте: Бог может быть только в сердце человека, нигде иначе. Вы соотносите себя с телом и ограничиваете себя, однако всё же помните, что это дом Бога, не пренебрегайте им, следите за ним. Лишь в этом теле Бог может быть реализован.

Лишь в аналитических целях здесь разделяются Бог, тело и ваше Я, однако все они есть одна Самость, все они нераздельно связаны.


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: