Шри Нисаргадатта Махарадж. Прежде Сознания. Часть 9 | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

Последние беседы с Ниссаргадаттой Махараджем. Перевод Михаила Медведева. ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ.

9 декабря 1980

Махарадж: Здесь вы узнаете о том, что есть, а не о чём-то таком, что вы ожидаете услышать. Двойственность возникает в момент, когда возникает сознание. Я присутствую и я осведомлён об этом — вот двойственность. Я есть и я не сознаю своё бытие — вот единственность. Есть лишь одно, однако когда присутствует сознавание бытия, тогда присутствует и чувство двойственности.

Посетитель: Осознаёт ли реализованный человек происходящее вокруг?

М: В действительности реализован не кто-то, есть лишь чистое знание. Лишь в целях общения мы говорим, что некто реализовался. Знание реализовало, что оно является знанием, и всё на этом. Я не являюсь телом, я не являюсь этими словами. Когда знание распознаёт эти факты, это и называется Само-реализацией.

П: Знание, которое даёт Махарадж, предназначено для Джняни. Но что же делать простому человеку, не способному его охватить?

М: Бхаджаны и медитацию. Посредством медитации сознание, которое ещё не созрело, постепенно разовьётся до нужной кондиции.

П: Тысячи лет назад люди были примитивны. Они бы не поняли это. Это всё лишь для развитых умов.

М: Примитивные или нет, но люди всегда могут понять это. Даже в те далёкие дни наверняка существовали те, на кого снизошло это знание, и они инстинктивно реализовали его.

Это знание не является чем-то новым, оно всегда здесь. Люди инстинктивно приходили к этому осознанию раньше.

П: Почему Индия является колыбелью этого знания? Ни одна другая страна, кажется, не обладает им.

М: Это не так. Это Проявление является выражением Абсолюта, и это выражение может принимать различную форму в различных странах. Где-то оно проявляется нематериально, однако по существу всё, что есть, является выражением Абсолюта. Нет ни причин, ни следствий, ни мотива почему одна вещь должна быть в одном конкретном месте, а другая вещь — в другом. То, что должно быть обнаружено, — это то, чем каждый является, и это должно быть обнаружено им самим.

П: Может ли Гуру дать толчок к такому знанию?

М: Вы думаете так, будто вы являетесь одной индивидуальностью, а Гуру является другой, однако это не так. Гуру — это знающий сознание, которое является временным. Поймите эту любопытную ситуацию: пока я говорю с вами, присутствует невыносимая боль в теле. Я твёрдо убедился, что здесь не существует индивидуальностей, отделённых одна от другой, а также знание не делится на духовное и на мирское. Нет ни Гуру, ни ученика, нет ни Бога, ни преданного.

Нет никаких противоположностей как двух отделённых друг от друга частей — все они представляют собой полюсы одного целого. Я убеждён в этом и всё же я говорю с вами. Вы принимаете это как мудрость, и я передаю это вам как мудрость. Просто заметьте этот занятный факт. Эти беседы льются из меня спонтанно. До того, как слова выйдут наружу, их значение предварительно не изготавливается где-то внутри. Нет составляющей, исполняемой умом. Это прямая и естественная непосредственность.

П: Каково определение сознания, которое использует Махарадж?

М: Сознание, как оно определяется здесь, является ощущением бытия живым, чувством присутствия, чувством существования. Это любовь быть, источник и причина всех желаний и стремлений.

13 декабря 1980

Махарадж: Абсолют есть единственность, Сам по Себе, однако он выражает себя множеством путей и форм. Как Абсолют, я не имею опыта самого Себя. Преданность без второго — это преданность Самости, где нет места двойственности. Как только двойственность входит в игру, преданность разделяется между субъектом и объектом.

Прежде рождения мы не осознавали себя, лишь как только этот чужеродный элемент, рождение, был представлен нам, только тогда мы обрели осознание себя.

Постижение этого факта и есть пробуждение, и для того нет ни пути, ни метода. Это настолько тонко, что я хотел бы поговорить об этом побольше, однако сегодня для меня физически невозможно сказать больше, чем несколько слов подряд.

О том, о чём я говорю открыто, другие говорить не станут. Количество понимания каждого будет зависеть от его удачи. Также поймите, что то, что вы получаете от меня, вы не сможете никак использовать. Что бы вы здесь ни услышали, это знание спонтанно поведёт себя таким образом, как ему будет угодно.

Посетитель: Сидение здесь и слушание Махараджа есть чистая радость. Даже несмотря на то, что это, кажется, происходит в сфере двойственности, но, тем не менее, это проникает глубоко внутрь.

М: До тех пор пока присутствует чувство двойственности в вас, слышимое не достигает цели.

Поймите то, что я говорю. Сознание возникает спонтанно. Как только я осознал себя, я узнал, что я существую, а также я полюбил это бытие. С тех пор я не хотел, чтобы это бытие уходило от меня, и это именно то, что заставляло меня бороться целый день за то, чтобы удовлетворить эту любовь быть, пока меня не одолевал сон.

Но затем Гуру поведал мне истинное положение вещей — что это сознание, которое я так люблю, является лишь иллюзией. Оно есть базовая причина всего несчастья, а моё истинное состояние находится прежде момента возникновения этого сознания. То — за пределами всех концепций, а любое данное ему имя будет лишь ярлычком.

Изучите это тщательно, посредством собственной интуиции, за пределами слов, но также поймите и то, что это понимание никак не может быть вами использовано, поскольку оно находится на уровне сознания, а само сознание иллюзорно.

То, что записывается и протоколируется здесь, обретёт невообразимую ценность с течением времени, когда способность понимания людей расширится, и люди захотят узнать истинное положение вещей. В момент, когда это знание будет обнажено в широком масштабе, не будет предела людскому изумлению.

Эти слова будут малочисленными, но все те, кто раньше так гордился своими собственными достижениями, как только они услышат эти несколько слов, всё их собственное знание испарится так внезапно, что все они будут поражены.

П: Я не понимаю как используется здесь слово «сознание». Я полагал, что сознание есть чистое осознавание, наивысшая реальность.

М: Это сознание, которое зависит от рождённого тела, по своей природе связано временем. То, что находится прежде сознания, есть Абсолют. И когда сознание пребывает без формы и не осведомлено о себе, оно и есть Абсолют. Мы есть ни что иное, как это самое сознание.

Вы приходите сюда и я говорю с вами, однако я вовсе не озабочен тем, останетесь вы или уйдёте. Я тотально независим. Я, как Абсолют, не нуждаюсь в сознании. Тотальная независимость должна быть лишь распознана и подтверждена. Моя мнимая зависимость относится к этому сознанию, которое говорит «Я Есть». Именно эта сознательность позволяет мне воспринимать вас. Когда-то я не имел этой концепции, однако даже тогда я был. Я был там, прежде чем это сознание пришло ко мне.

Что бы вы ни хотели, к чему бы ни стремились и кому бы ни поклонялись — всё это может быть только концепцией. Слышали ли вы чем является концептуальное существование, а чем является существование прежде всех концепций? Многие люди приходили сюда лишь ради духовных целей и проявляли ко мне великую любовь. Как следствие, с ними случалось нечто хорошее, они начинали процветать, и по причине своего процветания у них более не было времени сюда приходить. И куда подевалась вся эта их прежняя любовь? Это сфера владений майи. Человек приходит с искренним намерением к духовному поиску, затем майя выкладывает перед ним немного соблазна, и его как не бывало.

Эта майя не функционирует независимо — мы партнёры. Осмелится ли он подать на развод с майей? Нет, он примет эту майю. Очень сложно избавиться от этого эго (что я есть то и это), однако эго вовсе не может затронуть того, кто действительно понял то, о чём я говорю.

Вы будете продолжать приходить сюда до тех пор пока концепции остаются. Как только вы выйдете за пределы концепций, не будет больше и нужды сюда приходить.

С каких таких пор и по причине чего вы думаете, что вы есть?

23 декабря 1980

Посетитель: Когда вы наблюдаете проблему, любую проблему в человеческом уме, то если вы наблюдаете её с чистой и сильной позиции, то проблема растворяется и остаётся лишь само это наблюдение. Что есть это наблюдение, кто есть это наблюдение, что есть суть этого наблюдения? Как шагнуть дальше?

Махарадж: Это обычный способ понимания. Это самое обыденное состояние мирского наблюдения, ничего кроме этого. Только лишь это состояние наблюдения, и всё. Но когда начался этот процесс наблюдения? Он начался с прибытием состояний бодрствования, глубокого сна и знания «Я Есть», которые все трое свёрнуты в один клубок «Я Есть». Это известно как «рождение». Вместе с так называемым рождением пришла и эта триада, а с её приходом началось наблюдение. Каждый день это продолжается. В тот самый момент как появляется «Я Есть, оно тут же используется для переживания, наблюдения и тп.

Но до того, как случилось это так называемое рождение, где же была «Я Есть»-ность? Её там не было.

П: Двигаясь дальше, когда некто уже находится в наблюдении, когда некто и есть только лишь наблюдение, может ли тогда существовать какой-либо дальнейший вопрос? Каким он должен быть?

М: Когда началось это наблюдение и наблюдение чего именно? Вы собрали коллекцию глубокомысленных слов и размышлений, однако Само-реализация ещё не расцвела.

П: Видите ли, это и было тем, что я наблюдал. Как мне исследовать этот момент?

М: Вы знаете, что вы есть. Поскольку вы знаете, что вы есть, имеет место и всё остальное. Познайте это знание «Я Есть». Как только вы поймёте чем является эта «Я Есть»-ность, тогда раковина всего этого таинства раскроется.

П: Какова процедура по получению этого?

М: Вы идёте к источнику, из которого возник сам этот вопрос. Сам источник и разрешит вопрос.

П: Присутствует ли при этом некоего рода вопрошание?

М: О да. Если кто-либо, кем и чем бы он ни был, хочет поставить вопрос, то он не должен делать это с позиции тела. Ставьте вопрос с позиции, что вы являетесь лишь этим знанием «Я Есть».

П: Но ведь вы и ставите вопрос только потому что не знаете?

М: Да, но первичное заблуждение касается нашей «Я Есть»-ности. Мы приняли «Я Есть»-ность за Высшее, вот в чём наше невежество. Мы предполагаем, что это сознание-бытие является вечным, Высшим, вот в чём ошибка. Этот принцип «Я Есть» присутствует здесь при условии, что присутствуют бодрствование и глубокий сон. Я не являюсь ни бодрствованием, ни глубоким сном, — следовательно, Я, Абсолют, не являюсь и этим «Я Есть». Оставьте в стороне эту триаду состояний, — и что вы тогда?

П: Мы опять подходим к вопросу «Что есть Я?»

М: Поймите ясно этот момент. Когда вы держите в стороне сам инструмент вопрошания, то где же тогда вопрос?

П: Но если вы не спрашиваете…

М: Какой такой «вы»? Вы только что оставили в стороне это «вы».

П: Я не знаю. Как вообще можно ответить на подобное?

М: Какие вопросы вообще могут возникнуть у вас без этой триады состояний? Давайте представим, что вам пятьдесят лет. У вас была связь с этой триадой пятьдесять лет. А теперь процесс поверните вспять — за пять лет до этих пятидесяти каков был ваш опыт? На что вы были похожи?

П: Понятия не имею.

М: Это верно. Это было состоянием не-знания. В том состоянии не-знания внезапно возникло знание. И оно натворило столько бед. С каких пор вы есть и как долго вы будете продолжать быть?

П: Ну, я бы сказал, с тех пор как я начал переживать мир на опыте и до тех пор пока я продолжаю переживать.

М: Правильно. Теперь, оставив в стороне переживание этого «Я Есть», попробуйте сказать что-нибудь на этот счёт.

П: Я не могу.

М: В связи с чем существуют отношения с этой триадой, с этой бандой проказников?

К примеру, здание охвачено огнём, говорят, это по причине короткого замыкания в электрической цепи. А по причине какого такого замыкания явилась эта триада? Было некое трение.

Когда вы нажимаете вот здесь на зажигалке, возникает пламя. Так же по причине того трения или замыкания все три состояния теперь объяты пламенем.

П: И что это за пламя?

М: «Я Есть».

П: Я был рождён в это.

М: По причине именно этой триады вы переживаете жизнь и занимаетесь духовностью также.

П: В конце концов нет никакого вопроса вообще, ни кто я такой, ни что я такое, если я оставляю в стороне эту триаду, тогда может быть лишь тишина.

М: Тишина и покой находятся в связке с волнением и хаосом.

П: Это не имеет ничего общего ни с покоем, ни с волнением. Я

имею в виду, что если вы просто тихо усядетесь в Самом Себе, оставляя в стороне все три состояния, зная при этом, что я не могу знать Себя, тогда вы можете лишь быть тихим.

М: То, что вы говорите, невозможно. Сознательность будет при условии наличия бодрствующего и спящего состояний. Если бы они не были в доступе, вы не сидели бы сейчас здесь в этой самой форме.

Если бы вы были способны знать о своём грядущем рождении непосредственно прежде своего рождения, то вы бы не стали прыгать в эту яму рождения.

24 декабря 1980

Махарадж: Есть огромное отличие в моём нынешнем состоянии: раньше, когда я слушал бхаджан, я осознавал слова, а также глубокое значение этих слов, и я был тотально вовлечён в бхаджан. Теперь же моё сознание реагирует лишь до того предела, что есть лишь осознание имеющего место бхаджана, однако никакой вовлечённости.

Я более не обеспокоен ничем, что имеет отношение ко «мне» или «моему». Обычно чувство «меня» так сильно, что может случиться драка только из-за маленького куска ткани без какой-либо ценности, лишь только потому, что это «моё».

Это сознание есть ни что иное, как энергия. Когда сущность тела увядает, сознание также увядает, в конце концов оно оставит тело, но ничего не умирает.

Еда — то, что поддерживает эту энергию в должном порядке. Я особо не прохожу никакие процедуры, однако моё тело регулярно подвергают массажу. Этот массаж оживляет теплоту тела, которая есть энергия, и таким образом энергия тела, имеющая тенденцию к вялости и остыванию, вновь подогревается массажем.

То, что родилось, — это состояния бодрствования и сна, а также концепция времени и сознание. Как только это сознание осознаёт само себя, оно принимает определённые вещи как «свои», а прочие как «не-свои», это происходит из-за обусловленности, и оно будет сражаться за тех, кого оно считает «своими». Однако когда сознание реализует свой настоящий потенциал, свою тотальность, концепции «меня» и «моего» утрачиваются.

Это тотальное сознание известно как Бог, который есть Всемогущий, Всезнающий и Вездесущий, все эти аттрибуты сразу. Однако эти аттрибуты даны Господу в сознании, не Абсолюту. Абсолют пребывает без аттрибутов.

27 декабря 1980

Махарадж: Проблема в том, что все хотят иметь знание Себя и не сдавать при этом свою связь с телом, и в этом заложено противоречие. Сдайте это отождествление с телом, и всё станет просто и ясно. Я уже там, прежде чем что-либо может произойти. Если кого-либо спросить знает ли он когда появилось небо, он ответит что не знает. Он не знает, поскольку рассматривает собственное присутствие лишь как феномен, связанный с присутствием тела.

Я знаю то, что неба не было, и кто же этот Я? Это Тот, кто есть прежде всего. Моя истинная природа не очерчивается концепциями времени и пространства.

Когда вы слышите подобное, вы тут же путаетесь и говорите: «В таком случае, как мне продолжать свои повседневные дела?» Но поймите сперва свою настоящую природу и затем делайте столько дел, сколько вам заблагорассудится.

Я говорю всё это с великой искренностью и неотложностью. Люди слышат это, однако не спешат избавиться от самоопределяющей связи с телом. Они держатся её с такой решимостью.

Даже то заявление, что вы существовали перед тем как существовало небо, вы не сможете принять.

Ребёнок может играть с мельчайшей монеткой, а если её отнять, он будет очень раздосадован. И вы принимаете это отождествление с телом с такой же точно поспешностью, с таким же беспокойством, даже несмотря на то знание, которое вам было дано. Даже если вы дадите ребёнку игрушку, сделанную из золота, он может выбросить её, поскольку в его сердце сидит та маленькая монетка. И так же, когда я даю вам это знание, которое не имеет цены, оно не принимается. Этот первый звук, который исходит, чтобы объявить начало бытия — это не я. Я не являюсь ни присутствием, ни звуком, объявляющим присутствие. Что бы некто ни наблюдал, что бы он ни переживал, сам этот некто обязан быть раньше того, что он наблюдает. Всё так просто.

Когда это знание Себя укрепляется, мы более не привлекаемся теми вещами, которые так привлекали нас раньше. Вы видите меня говорящим, и, кажется, что для меня это легко, однако имеет место продолжительное страдание, в особенности между двумя и четырьмя часами вечера существование этого сознания становится чем-то невыносимым. Это не является чьим-то чужим опытом, испытываю это только я сам.

То, что записывается сейчас, когда оно будет переписываться в книгу, а затем кто-то другой прочитает это, что же этот человек вынесет для себя из того? Он скажет, что не может вообразить себе кого-либо, кто так жил и мог говорить подобное. Действительный факт в том, что сейчас я достиг такой стадии, что требуется немало удачи чтобы кто-нибудь мог лишь мельком взглянуть на этот принцип. Эти слова так глубоки, так глубоко значение за ними. В текущий момент лишь счастливчики воспримут мои беседы.

Я повторяю снова и снова, что нет ничего, что стоило бы сохранить из этого сознания. Если вы стремитесь поклоняться чему-либо, поклоняйтесь этому знанию «Я Есть». Я даю вам своё благословление. Что означает благословление? Я даю вам уверенность и смелость.

28 декабря 1980

Махарадж: Может ли хоть одна из ваших концепций охватить Тотальное, Высшее? Поняли ли вы, что любое знание само по себе и есть невежество? Если бы оно было реальным, оно бы присутствовало вечно — оно бы не имело ни начала, ни конца.

Сейчас испытывается переживание «Я Есть», прежде этого переживания не было. Когда его не было, не требовалось никаких доказательств, однако как только оно появилось, сразу же требуется столько всяческих подтверждений.

Как вы проснулись сегодня утром? Почему вы вообще проснулись? Это не так, что якобы ум об этом узнаёт, — некто другой узнаёт, посредством этого ума. Вот моя рука поднялась. Кто узнал об этом? Тот, кто поднял мою руку, знает, что поднял её. Вы прежде ума. И поскольку вы есть, работает ум.

При каком условии вы можете проснуться? При условии, что вы есть, тогда вы способны к пробуждению.

Всеми этими чужими концепциями вы выстроили так много стен вокруг себя, что совсем потерялись. Это «вы» богато украшено концепциями других. Но до того, как были получены все эти слухи о себе снаружи, имел ли кто-либо хоть какую-нибудь информацию о самом себе?

Цель Сат-Гуру — это дать вам представление о том, чем вы являлись прежде того, как выстроили вокруг себя эту стену из концепций других. Ваш нынешний духовный амбар под завязку набит словами других — так сожгите же их все. Сат-Гуру означает вечное состояние, которое никогда не изменится, — это то, что вы есть. Вы есть тот незатмеваемый, вечный и неизменный Абсолют. Сат-Гуру говорит вам избавиться ото всех этих стен из чужих слухов и взглядов вокруг вас.

У вас нет формы, нет структуры. Имена и формы, которые вы видите, — это лишь ваше сознание. Самость сама не имеет цвета, однако способна судить о различии в цветах.

Тот, кого направил Сат-Гуру, более не будет иметь рождений. Ваша садхана окончена, вы достигли этого самого места.

Тем из вас, кто ищет Самость, я изъясняю этот тип знания, я веду вас в состояние, где нет ни голода, ни желания.

Когда вы имеете знание, вы видите «Я» как все-присутствующее, пока присутствует сознание, но свидетель сознания не имеет в себе «Я Есть»-ности. И это ваша истинная вечная природа.

Сдать это тело будет означать великий праздник для меня. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: