Жизнь как есть | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

Жизнь как есть

Пролог. В русском языке, в русском миру и мире слово «правда» – ключевое слово. Это даже не слово, а словосочетание «Прав-да». Охваченный сомнениями, спроси, задай вопрос: «Прав?».

И только когда и если услышишь ответ – Да!, можно сделать следующий шаг. Такая вот как бы вербальная толерантность изнутри: пока не слышно «да» – помолчи, отойди в сторону. Немецкое «die Wahrheit», английское «the truth» безличны, означают просто «правда, истина, доверие». В русском же только если «прав», тогда это «правда». Правда – свята!

На другом конце «правды» находится «истина-естина». Здесь же и красота; Ошо не раз повторял: «Красота есть проблеск истины». «Есть» на нашей планете это самая увесистая дубина из всех существующих. «Есть – быть», «ist-is – be» – слова одного и того же языкового корня. Немецкое «ja, jawohl» каким-то боком сюда приближены, но связи очень отдалённые. В смыслах, а потому и в головах у англосаксов они разорваны. И только русский сохранил единство этой сложной формулы и матрицы бытия: «прав-да – есть – естина-истина», то есть «правда есть истина», и наоборот, «истинна только правда», только она и есть(инна). Всё остальное призраки – мираж, обман, либо выдуманная, намеренная ложь. Я уже не раз об этом говорил, повторюсь: «Правда и есть русская национальная идея».

Есть… Вот эта летучая живая есть, мгновение – и уже другая есть, – и закреплена в названии моей новой книги. Ничего другого в жизни, кроме птицы есть, не существует. Принимайте. Если что-то плохо, спрашивайте – «почему?».

Всегда, в самых истоках, в первую очередь ищите причину в себе самом… – глядишь, и вы начнёте предугадывать характер, формы и размеры грядущего, следующего есть. И вот, вы уже в гармонии. Никаких неожиданностей. Вы в потоке жизни и ко всему готовы. Это ли не счастье! Повторюсь снова, я уже писал об этом (см. «Дышите пятками»): в русском языке «счастье» – это «с-частью». «С частью» всего того, что или кто к вам примыкает – слева, справа, сверху, снизу… отовсюду.

Умейте реагировать – и всё! Общаясь и приглядываясь, избегая, лавируя, оставляя позади враждебное, вы оставляете себе то, что вам подходит. Так вы найдёте своё с-частье, а может, чьё-то с-частье поймает вас.

*

То ли я в цене поднялся, то ли ещё что произошло, только пошла полоса неожиданных для меня откликов в связях с внешним миром: Петербург прислал приглашение на участие в конкурсе «Северных цветов», и я послал туда «Чёрный понедельник», а в «Переменах» я заметил вдруг, что очутился на втором месте в списке наиболее читаемых авторов после Андрея Девятова. Лестно, конечно…

*

Любая человеческая особь-личность в ментальной сфере рождается в знании своего человеческого предназначения, ей известны все запреты и все разрешения в этой области; другими словами, если обратиться к трафаретам, то младенец является носителем 10 Заповедей – они заложены в нём Духом.

С рождения младенец с этим знанием живёт до 3-5 лет, когда он равен Богу, дальше – уже нет. Жизнь берёт его в оборот, он учится – и вот уже научился: хитрить, обманывать, брать силой…

Так наша жизнь лепит из ребёнка хищника. Всякая фанфарная публичность, любые шоу-представления усиливают этот дрейф. Потому что в процесс вмешались давно испорченные дяди и тёти, которые преследуют собственные цели, из коих главная – корысть.

Да, таланты, конечно, нужно искать, их нужно поощрять и выводить на дорогу, только, как и во всём, здесь нужна мера.

Публичная развязность – антипод скромности, а скромность родная сестра искренности и непосредственности. Лишив их ребёнка, вы получаете капризного, неуправляемого монстра. Что дальше из него получится, представить нетрудно – перед глазами десятки и сотни известных примеров-вариантов.

Вот почему я никогда не смотрю телеконкурсы «детей-звёзд», хотя убеждён, что там есть что посмотреть. Но убеждён и в том, что это кощунство, варварство – выводить детей на сцену, чтобы чужие дядя с тётей решили, кто из них лучше, кто хуже.

Детей прилюдно ранят, а может и убивают. И всех в любом случае калечат. Здесь много и других чёрных аспектов, вплоть до детской порнографии, но разговор сейчас о другом.

Это вовсе не значит, что детей надо лишить сцены. Не надо выводить, устраивая им забеги на дистанцию. Выпускайте! Пусть играют! Да они с радостью! Они вам такое устроят, что вы будете смеяться и плакать от восторга и счастья. Дети – боги!

Родители должны об этом знать. Их задача – всего лишь суметь оградить своё чадо от опасностей нашей несовершенной хищной жизни. Оградить физически и морально, вос-питать. Ничего другого на земле, кроме как семья-ячейка, для этой цели не придумано. Ничего другого и не может быть.

Любые звери и птицы, какие бы стаи и прайды они собой ни представляли, идут по жизни той же дорогой. Школу жизни поначалу преподают только родители, все родители, это их обязанность, вменённая им доля. Конечно, хорошо бы, чтобы человеки были для своих детей образцом-примером, но, к несчастью, это далеко не так. У зверей тоже случаются эксцессы, но гораздо реже.

Кроме воспитания, есть ещё образование, тоже во многом родительская забота. Институты у людей известны: семья, школа, средняя и высшая школа, для некоторых ординатура и аспирантура. И везде и всегда – улица! Дальше только жизнь. Лицом к лицу…

Человеку в современном мире достойно жить и выжить сложно. Вот только надо!

*

Самая опасная затея в этой сфере, причём на государственном уровне – ювенальная полиция. Подкралась, как водится, с Запада. На Западе это идея «Старшего Брата», ему контроль нужен везде.

Он добивается «золотого миллиарда» среди своих избранных двуногих прямоходящих, ему семья не нужна, хотя в «миллиарде» он, думается, её оставит. Кого у нас обуяли «благие намерения», те самые, что «устилают дорогу в ад», – непонятно, видно, кто-то очень захотел побыть в начальниках. Кто несёт за это ответственность, кто не сумел доказать абсурдность этой идеи – а она ясна в славянском мире любому грамотному и здравомыслящему несчётное количество лет, закреплена в XVI в «Домострое» – тоже непонятно…

«Большой Брат» хитёр, но наивен до глупости, думая, что сумеет околпачить две трети планеты. Пока, однако, ему многое удаётся. Вот, пожалуйста, сумел и до России дотянуться, да куда – в самые недра, бьёт по больным точкам.

Удар по семье славянская общность не выдержит! Любая общность с привычно традиционно-умеренными темпами прироста населения не выдержит! Развалятся цепочки, начнут рушиться экосистемы…

Что наш «материнский капитал» в сравнении с «ювенальной дубиной»?!

Самое смешное вот что: подавляющее большинство из нас, взрослых, получило в своё время не один подзатыльник от своих воспитателей, за что и по сей день им благодарно. Обошло стороной, не досталось только вот этим ювенальным родственничкам «Большого Брата».

Пора возмещать, вам не кажется? Тем более что они, хотя и поседели, но до сих пор пребывают в том самом нежном детском возрасте, когда без розог не обойтись…

Кстати. Уже давно и в Америке бунтуют. Теперь вот и Ку-клукс-клан поднял голову, а это совсем не шуточки. Так что «Большому Брату» придётся разбираться с заваренной им кашей даже у себя дома, может, и в первую очередь. Похоже, ждать придётся не так уж долго.

Да ну их, эти Штаты! В мировую культуру вклад их совсем невелик: самое фундаментальное, но весьма приземистое их достижение – Голливуд; сегодня они её – культуру – в основном, только разрушают, хотя, как водится у англосаксов, культурных артефактов они нахапали со всех концов света и продолжают хапать.

Так что мне нет до них никакого дела. Разве что до Гайаваты и других индейцев, если они там ещё остались…

С трудом верится, но это действительно так: в Штатах и в самом деле не понимают, что их «миллиард» червивый и давно уже успешно разлагается… Ну их! Лезут, правда, наглости англосаксам всегда было не занимать. Но теперь и за Россию поспокойнее – в случае чего может и по морде въехать…

*

Давно нужно было отдать образование наших чад министру-женщине.

Начнём теперь опять надеяться, а то уже и школа становится едва ли не удавкой на шее наших мелких и взрослеющих. Груз они часто тянут непосильный. В некоторых школах уже в 5-м классе изучают по два иностранных языка, 5-6 часов в неделю на оба, причём учебная нагрузка по остальным предметам не снижена, а самих предметов осталось столько же. Думаете, выйдет толк из таких «иностранцев»?

Языки – дело хорошее. Иные наши аристократы в XIX веке болтали на двух-трёх иностранных языках не хуже их носителей. Забыли только наши школьные начальники, радетели-мечтатели об иностранном, что в этих семьях на каждый язык было по бонне-гувернантке – miss, freunlein, mademoiselle… Они что, не знают, сколько трудов вкладывается в наших студентов иностранных ВУЗов? Сами-то они – начальники-радетели – если они, конечно, не кончали таких ВУЗов, владеют хотя бы одним из языков в придачу к их родному?

Может, они детоненавистники? Вряд ли. О скудоумии тоже думать не хочется.

Скорей всего, так: всё гораздо проще и прозаичнее, нет тут никаких ни инфернальных, ни заоблачных трагедий от Зигмунда Фрейда, а есть у большинства из них собственные детки и они сами. Вот ради деток, и себя персонально, и стараются, это всё, что их заботит. Затрудняюсь, как их назвать. А не надо затрудняться, пусть они сами себе кличку выберут.

Да бес с ними. Главное здесь то, что за необузданные попытки обеспечить свой карьерный рост людей, облечённых школьной властью, мы не должны платить здоровьем наших детей, их ростом и развитием.

Но и к родителям, особенно к тем из них, у кого собственная жизнь не очень задалась, тоже приходится взывать – к их трезвости в оценке талантов своих подопечных и к их умеренности в тщеславных мечтаниях увидеть своё чадо на каком ни есть, но пьедестале. Не окунайте их в свои проблемы, не лишайте детей детства! Пьедесталов мало, а вот спокойная полнокровная жизнь – хотелось бы – чтобы не миновала никого. Это ли не счастье!

*

Директор и завуч школы… Здесь есть проблема, и немалая. Трудно найти людей, кто бы сочетал в себе мудрость администратора и чутьё педагога, полностью осознающего главную свою цель – с помощью воспитания образованием взрастить из ребёнка достойную личность.

Их мало таких, это особый талант, их самих нужно взращивать, опять – с помощью воспитания образованием. Мудрость набирается постепенно, воспитывает жизнь, а потому до самой смерти своего носителя ей учатся. В моей жизни в старших классах такие завуч и директор были.

Теперь я вижу что-то подобное только по телевизору среди лауреатов учительской профессии. Я должен телевизору довериться, и я охотно это делаю, иначе совсем было бы грустно. Грустно – потому что на этом отрезке жизни мне, как назло, приходится быть свидетелем очень мрачных и обескураживающих примеров .

Мне жалко детей, жалко их родителей, которые бессильны перед волюнтаристскими установками иных директоров в их стремлении выпятиться и заработать на этом карьерный капитал.

Директор и завуч школы… Кто они? Что собой представляют, если усреднить? Любопытно было бы узнать, с какой оценкой они напишут диктант по русскому языку – конечно в драконовских условиях ЕГЭ: с отобранным мобильником и прочими строгостями, исключающими использование их немалого административного ресурса. Трояк, я думаю, будет максимумом того, на что окажутся способными те из них, кто грезит в первую очередь о собственном лауреатстве и видит себя на вершинах власти.

Для директоров-русистов (а может, и для всех без исключения) задачу надо бы усложнить, русисты всё-таки средней сложности диктант могут и на «пятёрку» написать. Эти должны писать «сочинение на заданную тему».

Например, «Что есть честный человек?». Или, ещё лучше, но уже посложнее – «Что есть человек чести?». Только не называйте этот ребус на букву «ч» сочинением – возмутятся, оскорбятся. Назовите «Резюме»; это то, без чего ни в школу или ВУЗ, ни в овощную лавку сегодня на работу не возьмут… Тоже, пожалуй, не годится, коммерцией припахивает… Назовите «Реферат», это то, что надо; иным даже лестно будет, как же, «реферат писали», как магистр какой-нибудь или профессор.

«Реферат» – из латыни, ныне мёртвой, но и англосаксы, и русские много из неё себе оставили, особенно когда хотели блеснуть учёностью. «Резюме» – слово французское, но тоже из латыни; кстати, «резюме» в современной общепринятой традиции – это сочинение на тему «Какой(ая) я замечательный(ая)».

*

Не дай Бог, чтобы в наших школах тон задавала посредственность.

На курсах повышения квалификации испытывайте претендентов диктантами и сочинениями. Многое, если не всё, будет сразу становиться ясным. Гоните в шею непригодных, пусть они имеют связи чуть ли не в Кремле. Их связи могут помочь только им самим. Нашим детям эти связи помочь не в состоянии: ни получить качественное образование и воспитание, ни сохранить физическое, а главное, моральное здоровье и вырасти хорошими людьми.

<…>

Очень кстати пришёлся этот разговор о школе, детях и культуре. Мой режим расписан так, что освобождаюсь я только к семи вечера и могу посмотреть «Новости». В это время их даёт только НТВ, их и приходится смотреть и слушать.

Так вот, вчера, 14.09.2016, там крупным красным шрифтом на жёлтом фоне по всей ширине экрана высветили: «Как я провёл этим летом». На всю страну, без кавычек, это я ставлю кавычки! Славные НТВ-ребята, такие способные, новой грамоте моментально научились…

И это уже не халтура-культура одного выскочки, вдруг ставшего кинорежиссёром.

Любой школьник имеет право в такое время суток смотреть телевизор, и некоторые, наверно, посмотрели. И тоже научились? Вас не удивляет, что слова культура и халтура, эту почти рифму друг от друга отличают всего две буквы (мягкий знак не в счёт)?

В нашей жизни везде так – бывает достаточно поменять местами запятые, и смысл происходящего может измениться на полярно противоположный. Как раз знание этой тонкой грани в смыслах и умение её видеть отделяет мыслящего от простака, возомнившего себя мыслителем. Итог – знаменитое черномырдинское «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Так и каламбур какого-то режиссёра грозит обернуться бедой для языка, для школьника и даже для учителя.

У Марины Цветаевой есть стих-крик – предупреждение, предостережение «Читателю газет»:

«Ползёт подземный змей,
Ползёт, везёт людей.
И каждый – со своей
Газетой (со своей
Экземой!). Жвачный тик,
Газетный костоед.
Жеватели мастик,
Читатели газет.

Кто чтец? Старик? Атлет?
Солдат? Ни черт, ни лиц,
Ни лет. Скелет – раз нет
Лица: газетный лист!
Которым весь Париж
С лба до пупа одет.
Брось, девушка! Родишь –
Читателя газет.
*
Кто наших сыновей
Гноит во цвете лет?
Смесители кровей,
Писатели газет!…»

Марина наблюдала своих читателей в парижском метро. А кого наши девушки родят, пребывая и учась на «мастер-класс» уроках русского языка у «главного учителя страны» – телевизора?

29.08.2016. Хутор Покровский

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: