Алексей Маслов. Битвы на атласных простынях. Святость, эрос и плоть в китайской культуре. М.: Рипол-Классик, 2020. 384 с.

Гаремы, одалиски, гейши, мадам Баттерфляй, Камасутра — Запад всегда был очарован восточным эросом, завистливо предполагая, что там творится такооое… Известный синолог Алексей Маслов приоткрывает стыдливо — или не очень — накинутые завесы. Кстати, чтобы не множить загадки, в «синологе» один мой знакомый как-то увидел что-то общее с «сионистом», тогда как это означает — китаист.

Немаленькая книга составлена из вводной части и переводов из основных трактатов по китайской эротологии, также с поясняющими предисловиями. Никак нельзя назвать ее ни скандально поверхностной, ни научно герметичной — все в меру, как дао велел.

Это повторяет и гармоничный древнекитайский подход, где, как подчеркивает профессор Маслов, собственно и не было отдельных наставлений по эротическому искусству (они есть, но это выжимки и даже подделки), а оно было частью общего знания о человеке и его саморазвитии, о здоровье и долголетии тела и души:

«Китай, с его максимально прагматичным подходом как к обыденной жизни, так и к духовной сфере, никогда не отделял физиологическое от духовного. Этот подход не был направлен на ограничение влияния тела и желаний, но более того, позволял рассматривать тело как отличный инструмент для самосовершенствования. С телом надо не бороться, тем более не стыдиться его, а просто учиться его использовать. И этот инструмент за счет особых методик следовало поставить на службу духовному началу, привести к высшей точке самореализации. Главное — научиться сохранять контроль над чувствами и желаниями, не давать им захватить сознание. И именно через совокупление последователь получает уникальный опыт, который целиком трансформирует его сознание; это и воспринимается как достижение запредельного состояния — “бессмертного” (сяня) или Будды».

Действительно, древние китайцы во всех своих учениях говорили об алхимии тела, но всегда были крайне практичны, не уходя в области выспренних абстракций, но предлагая — конкретную практику. И она уже включала в себя все предписания — от работы с правильным дыханием и упражнений цигун (кстати, термин нового времени) в соответствующе выбранное время до выбора подходящего партнера для альковных утех. «“Внутренняя алхимия” (нэй дань) позволяет трансформировать тело за счет “сплавления” внутренних компонентов, прежде всего пневмы-ци, семени-цзин (для женщин это может быть кровь-сюэ) и духа-шэнь. Чтобы разжечь “внутренний огонь” и соблюдать “периоды огня”, то есть возбуждения и разогрева этих “энергий”, используются разные способы, в том числе сексуальные».

В различных более или менее мистических учениях меня всегда смущал основной момент — его вероучители говорят вроде бы правильные вещи, о том же самосовершенствовании, достижении человеком божественного состояния, возвращения к первоначальной гармонии, но — все это обычно проговаривается только на абстрактных понятиях, без конкретных советов, оставляя интересующихся в темноте неведения, без должного градуса посвящения.

У китайцев все иначе. Вот расписание лунных дат для должного соития. Вот позиции с их названиями: первая — «бродящий тигр», вторая — «сплетшиеся цикады», третья — «гусеницы-землемеры», четвертая — «сцепиться рогами», пятая — «разрывающаяся саранча», шестая — «сидящая на корточках обезьяна», седьмая — «лунная жаба», восьмая — «несущийся заяц», девятая — «стрекозы», десятая — «заглатывающие рыбки». Вот всякие травки и прочие биостимулянты. И если с «рогом марала с равной частью перетертой и просеянной грибницы грибов фулин — пориикоксовидной из Лунси» в среднерусской полосе могут возникнуть некоторые сложности, то прочие советы внимательных китайцев вполне можно использовать хоть сейчас.

Не подходящий партнер может сократить жизнь мужчины — да, кто бы спорил. При выборе спутника жизни китайцы советовали учитывать абсолютно все факторы, вплоть до направления роста волос на руке — кажется, сейчас входу нечто подобное, вроде анализов на генетическую совместимость супругов. Как семья охраняет свои границы в доме, а общество — в поселении, так и не стоит зря растрачивать энергии вовне — разумно. Китайцы советовали с возрастом ограничить количество сексуальных контактов, но стоит ли прекращать их полностью? «Не стоит. Мужчина не хочет быть без женщины. Без женщины мысли его приходят в возбуждение. Когда мысли его приходят в возбуждение, то и дух истощается. Когда дух истощается, то вредит это долголетию. Но если мысли его истинны и прямы и пребывает он вне тревог, то это прекрасно! Таких людей — один на десять тысяч!» Или вот такое соображение из других областей — что актеры и певички входили в список «неуважаемых профессий», наравне с бродягами, содержателями публичных домов и мясниками. За мясников заступлюсь, кстати, — дело в том, что те, кто работал с кровью и убийствами, всегда относились на Востоке к низшим кастам, например, еще совсем недавно при заключении брака в Японии родители с помощью частных детективов проводили расследование, нет ли в роду невесты или жениха «эта» или «буракуминов», то есть принадлежавших когда-то к касте неприкасаемых.

Но если разговор наш склонился в областьнепосредственной практики, то книга доктора исторических наук Маслова этим, конечно же, не ограничивается, давая буквально россыпь потрясающе интересных фактов. «Битва на атласных простынях» повествует, например, о тех еще разборках между даосами и конфуцианцами — у проповедников разных подходов дело доходило аж до «черного пиара» и настоящей диффамации друг друга. Раскрывает директор Институт Дальнего Востока РАН Маслов и многие представления, опровергающие общепринятый подход. Например, о тех же восторженных представлениях Запада о восточном эросе —«ориенталистское представление было не отражением реального Востока, а экстраполяцией желаний и устремлений западной публики, переносом ее фантазий в некое виртуальное пространство, которое обобщенно и звалось Востоком. Восток превратился в пространство сублимации желаний и нереализованных фантазий западного человека, причем та картина, которая рождалась в результате этой сублимации в умах широкой публики, практически подменяла собой реальный Восток». Возникает тут и много крайне любопытственных аналогий — например, мощь императора складывалась не только из количества его наследников, то и того, какому количеству людей он транслировал свои благие энергии, а тут можно, например, вспомнить, что в Древней Греции учитель передавал свою мудрость ученику не только «виртуально», но и физически, через секс с ним.

Чего вообще мы только не узнаем из «Битвы…»! Например, про соответствующие практики для женщин, про женскую эмансипацию и даже андрогинность. Конечно, рассчитана китайская эротология прежде всего на мужчин, патриархальность никто не отменял, но и женщины оказываются совсем не обделены. Описаны детально не только способы удовлетворения (и самоудовлетворения) женщин, но и очень необычный подход квзращению ими «пилюли бессмертия». Чтобы стать святой, женщина должна «убить» в себе признаки пола — убрать груди и «обезглавить красного дракона», то есть прекратить менструации (ведь вместе с кровью тело покидает энергия ци). Если же менструаций у нее уже давно нет по причинам возраста, а на путь святости она встала только сейчас, то нужно их вернуть (!) и с помощью различных практик прекратить еще раз уже сознательно.

Но радфем критика может не беспокоиться. Так, настоятельно рекомендовалось избавиться от «первичных половых признаков» и мужчинам — «так же как и мужской пенис должен уменьшаться по мере продвижения по пути трансцендентности, такая же, только значительно большая, трансформация должна происходить и у женщины: они оба стремятся вновь обрести препубертатное тело (“породить бессмертный зародыш”), чья абсолютная близость к космическому началу подтверждается отсутствием половой дифференциации». А у даосов можно было говорить даже о гендерном равенстве и большой роли женщин, а также отыскать тех, кого в Европе бы назвали колдуньями и потащили на костер.

Алексей Маслов

Конечно, если что-то вполне можно перенять, то и подобной экзотики у китайцев было более чем изрядно. В их эротических новеллах героиня училась каллиграфии вагиной, а пенис мужчины увеличивали за счет имплантов из собачьего органа (интересные, к слову, параллели с пересадкой яичников в «Собачьем сердце» для достижения здорового долголетия, то есть — задачи-максимум всего китайского эроса). Спонтанные эрекции у младенцев символизировали у них изначальное изобилии правильных энергий, а свадьбы с мертвыми играли для того, чтобы элиминировать отрицательную энергетику незамужних женщин. Или как вам такое упражнение для концентрации благодатной пневмыци под названием «Тигр садиться напротив»: «Теперь потри ладони друг о друга и массируй ими лицо 24 раза. Похлопай себе по макушке и вращай глазами 38 раз, а затем остановись. Сосредоточь дух и сожми зубы 46 раз. Когда выполняешь эти упражнения, всегда сжимай анус и задерживай дыхание. Когда завершаешь упражнение, прочисти горло, откашлявшись 3 раза, поднимись и потряси телом, повернувшись влево-вправо 9 раз». Все запомнили или выписать рецепт?

Но возвращаясь все-таки к теме феминизма. В той же Японии роль женщин сейчас активно и даже законодательно (политика Womenomicsпо аналогии с Abenomics) увеличивают, к определенному году, например, постановлено иметь в руководствах компаний какой-то процент женского пола (другой вопрос, что это вполне может быть внешними мерами, в глубине своей традиционное японское общество остается пока патриархальным). Китай же даже внешне не прибегает к таким популярным (популистским, политкорректным?) мерам.

Но вот в целом я лично часто фантазирую, что было бы, если бы мировой державой номер один была бы КНР, а не США. И даже жду этого момента — Японию с позиции экономики № 2 Китай уже скинул. В другие страны транслировалась бы не молодая культура, а тысячелетняя мудрость, даже смотрели бы все не голливудские фильмы о событиях максимум 1,2-вековой давности, а экранизации китайских эпосов, многие бы изучали конфуцианство, даосизм, буддизм, китайскую медицину, гимнастику (которая, как и эрос, конечно, больше, чем просто физкультура)… И — китайские эротические практики, где, право, есть чему поучиться.

Вот, например, рецепт ЗОЖ от древних даосов, а заодно и способ борьбы с мировым голодом и уменьшением водных запасов из трактата «Важнейшее в нефритовых покоях», написанного предположительно послеIV века: «Войди глубоко в нее и немного вибрируй, чтобы пробудить ее энергию-ци. Когда женщина почувствует начало Ян, появятся едва заметные признаки этого. Ее уши станут горячими, будто она выпила крепкого вина. Ее груди набухнут так, что смогут наполнить всю ладонь. Она будет двигать шеей, а ее ноги станут подрагивать. Охваченная похотью и соблазном, она внезапно начнет хлопать мужчину по телу. В этот момент осторожно выйди из нее и неглубоко войди. Начало Ян будет наполняться ци за счет уменьшения начала Инь. Выделения из пяти органов проступят на языке, это то, что ЧиСун-цзыи именовал “нефритовым соком”, который позволяет обходиться без пищи. Во время совокупления нужно поглощать как можно больше ее жидкостей и слюны. Это приведет к внезапному раскрытию в области живота, будто ты только что излечился от недуга изнурительной жажды, испив травяного отвара. Ци противотоком идет вниз, кожа начинает сиять, и ты приобретаешь вид, как у юной девушки. Достижение пути-Дао не так уж и далеко от тебя, лишь обычные люди могут не знать об этом».

Но мы теперь знаем!


комментария 3 на “Важнейшее в нефритовых покоях — введение в китайскую эротологию”

  1. on 29 Июл 2020 at 10:33 дп Гамсун

    Очень мило. Впрочем, большинство из подобных трудов написаны профанами, а то и вовсе полными невеждами.

  2. on 29 Июл 2020 at 11:41 дп Александр Чанцев

    Дорогой Гамсун, если автор данного труда — один из ведущих наших китаистов, доктор наук, профессор десятка университетов и т.д., — для Вас профан, то, право, не знаю, кто же для Вас авторитет — Конфуций с Лао-Цзы как минимум?)

  3. on 29 Июл 2020 at 3:35 пп Гамсун

    Александр, я говорил не о Маслове, а о тех, кого он цитирует (и вы в след за ним в этой статье). То есть тех китайских литераторах, которые написали эти даосские трактаты. А Маслов тем паче уж наверное профан. Впрочем, я, конечно, могу быть не прав.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: