Аштавакра Гита. Перевод Глеба Давыдова, глава 6-15 | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие от переводчика
Рамана Махарши об Аштавакре и Джанаке
Глава Первая. Указатели
Глава Вторая. Ликование
Глава третья. Проверка
Глава Четвертая. Совершенство
Глава Пятая. Растворение
ГЛАВА ШЕCТАЯ. ЗНАНИЕ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ПОКОЙ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СВОБОДА
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. НЕВОВЛЕЧЁННОСТЬ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. УМИРОТВОРЕНИЕ
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. МУДРОСТЬ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ПРЕБЫВАНИЕ
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. СЧАСТЬЕ
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. ОСОЗНАННОСТЬ

Глава Шестнадцатая. Забывание
Глава Семнадцатая. Целостность
Глава Восемнадцатая. Освобождение
Глава Девятнадцатая. Естество
Глава Двадцатая. Тишина
Глоссарий

Глава Шестая. Знание

Аштавакра Гита. Фотографии: Иван Андриец

Говорит Джанака:

6.1
Я – безграничное пространство,
а проявленный мир – это кувшин.
Зная это, ни отвергать,
ни принимать ничего не нужно.

6.2
Я – океан, а многообразие
этого мира волнам подобно.
Зная это, ни отвергать,
ни принимать ничего не нужно.

6.3
Я – перламутр, а весь мир – серебро,
блестящая ка́жимость, а не реальность.
Зная это, ни отвергать,
ни принимать ничего не нужно.

6.4
Воистину, Я – во всем живом,
и всё живое только во Мне.
Зная это, ни отвергать,
ни принимать ничего не нужно.

Глава Седьмая. Покой

Говорит Джанака:

7.1
В океане безбрежном моего существа
плавает этот ковчег вселенной,
туда поплывёт, сюда поплывёт –
но Меня совсем это не́ тревожит.

7.2
В океане безбрежном моего Я
пусть вздымаются волны мира,
поднимаются и опадают,
на Меня это не влияет.

7.3
В океане безбрежном, в моем собственном Я
творятся все формы этого мира,
но Я остаюсь в покое, вне формы,
пребываю извечно в самом Себе.

7.4
Я не в объектах, и их нет во Мне,
безграничном и безоблачно чистом,
ведь Я вне движений, желаний и связей,
пребываю извечно в самом Себе.

7.5
Воистину, Я – Сознание чистое,
а мир – это просто магический трюк,
как же тогда могу Я подумать
о то́м, чтобы что-то принять и отвергнуть?

Глава Восьмая. Свобода

Аштавакра Гита

Говорит Аштавакра:

8.1
Если ты несвободен, твой ум всегда хочет
или не хочет и боится чего-то,
за что-то цепляется, что-то отталкивает,
наслаждается чем-то, а чему-то не рад.

8.2
Если же ты свободен, то ум
ничего не желает, ни о чем не грустит,
не отбрасывает, не принимает,
не бывает доволен и недоволен.

8.3
Ум, зацикленный на чувственном опыте, –
это свидетельство несвободы,
Если же ты свободен, то ум
к переживаниям равнодушен.

8.4
Там, где есть чу́вство отдельного «я»,
всегда присутствует несвобода,
но без «я» есть то́лько свобода,
и никаких предпочтений нет.

Глава Девятая. Невовлечённость

Говорит Аштавакра:

9.1
Для кого существуют обязанности?
Для кого «хорошо» и «плохо»?
Разобравшись в этом, останься
к миру двойственности равнодушным.

9.2
Сын мой, удачлив и редок тот,
кто, распознав пути мирские,
жажду жизни и удовольствий
и новизны – навсегда утратил.

9.3
Становится тихим тот, кто увидел,
что эти три жажды ведут к страданиям.
Он начинает осознавать,
что мир мимолетен и не стоит внимания.

9.4
Может ли человек оставаться
вне противоположностей и их борьбы?
Тот, кому удается это,
видит во всём лишь совершенство.

9.5
Если даже мудрецы и святые
не могут никак сойтись во мнениях,
то разве не будет вполне уместным
оставаться в покое и мнений не трогать?

9.6
Истинный Гуру – это лишь тот,
кто знает Себя, и ничто в этом мире
не может привлечь его или затронуть,
он всегда остается невозмутимым.

9.7
Видя, что весь изменчивый мир –
это просто игра стихий,
и что в основе их пустота,
освобождаешься навсегда.

9.8
Склонности ума – это самсара,
отказ от них – от самсары отказ.
Зная это, ты будешь способен
оставаться Собою и жить как живется.

Глава десятая. Умиротворение

Говорит Аштавакра:

10.1
Откажись от похоти, это враг.
Откажись от богатства, оно – плод ухищрений.
Откажись и от праведных дел тщеславных,
храни равнодушие ко всему на свете.

10.2
Друзья, подарки, земля, наследство,
жёны, дома и деньги – всё это
удача фальшивая, трюк проходимца –
всё через несколько дней растворится.

10.3
Там, где есть хоть одно желание,
есть и самсара, а потому,
храни безучастность, не трогай желания,
иди за пределы желаний, будь счастлив.

10.4
Желания – это и есть несвобода,
уничтожить их – значит освободиться.
Не вовлекаясь в них, их уничтожишь –
открывается так постоянное счастье.

10.5
Ты – Чистый Разум, и Ты Один,
вселенная вся без Тебя нереальна,
неведенья тоже не существует,
чего же еще ты желаешь знать?

10.6
Царства, дети, жёны, тела,
удовольствия – все́ потеряно будет,
из жизни в жизнь ты теряешь всё это,
хотя и пытаешься удержать.

10.7
Довольно богатств и удовольствий,
довольно также и добрых дел,
ведь они никогда не приносят покоя
уму в дремучем лесу самсары.

10.8
Сколько рождений, сколько раз
прилагал ты усилия и всё напрасно! –
тело, ум, язык напрягал.
Остановись, наконец. Сейчас.

Глава Одиннадцатая. Мудрость

Говорит Аштавакра:

11.1
Распознав, что существовать,
распадаться и изменяться –
это естественно для вещей,
ты легко остаешься в покое.

11.2
Существует только Творец,
и он тот, кто творит всё это –
распознав это, ты свободен
от привязанностей и всех желаний.

11.3
Распознав, что беда и удача всегда
посланы нам судьбе согласно,
остаешься спокойным, ни о чем не заботясь,
ничего не желая, ни о чем не печалясь.

11.4
Распознав, наконец, что рождение-смерть,
страдание-радость – всё по судьбе,
видишь, что нечего здесь достигать
и напрягаться в делах нет смысла.

11.5
Распознав, что только надежды
и заинтересованность приносят страдания,
ты отпускаешь их и остаешься
в тишине и счастье и ясном сознании.

11.6
Распознав, что ты вовсе не тело,
как и не тот, кто владеет телом,
ты теряешь заботы о том, что не сделал
и не доделал. Ты – Абсолют.

11.7
Распознав, что: «Есть только Я –
во всём – от Брахмы и до травинки»,
ты теряешь идею успеха-провала,
ты становишься счастлив и безмятежен.

11.8
Увидев, что мир этот многообразный
и великолепный, по сути, ничто,
ты теряешь желания, но наполняешься
вдохновением чистым, совершенным и радостным.

Глава двенадцатая. Пребывание

Аштавакра Гита

Говорит Джанака:

12.1
Сначала делами пресытился я,
потом я отбросил все разговоры
и, наконец, перестал даже думать –
и теперь остаюсь лишь самим Собою.

12.2
Отпустил я все звуки и всё остальное,
что только возможно воспринимать,
в Естество вне объектов я погрузился –
и теперь остаюсь лишь самим Собою.

12.3
Медитация очень необходима
для отвлекающегося ума,
который блуждает и заблуждается.
Я же теперь – остаюсь Собою.

12.4
Ни к чему я тепе́рь не́ тяготею
и ничего не отта́лкиваю,
вне печалей и радостей, Бра́хман,
остаюсь я теперь лишь самим Собою.

12.5
Правила, практики, контроль ума –
всё это мне совершенно не нужно,
я увидел, что всё это – ложные действия,
и теперь остаюсь лишь самим Собою.

12.6
От действий отказ, как и сами действия –
и то, и другое результат заблуждения.
Распознав без сомнений простой этот факт,
я остаюсь лишь самим Собою.

12.7
Размышляя даже о том, что вне мысли,
мы продолжаем лишь размышлять,
я отказался от размышлений
и теперь остаюсь лишь самим Собою.

12.8
Блажен то́т, кто постиг всё это,
он самодостаточен и свободен.
Блажен то́т, кто таков по природе,
самодостаточный и свободный.

Глава Тринадцатая. Счастье

Аштавакра Гита

Говорит Джанака:

13.1
Даже среди аскетов редко
встречается тот, чей ум безмятежен.
Не́ отрекаюсь я и́ не удерживаю.
Мое счастье основано не на этом.

13.2
В попытках достичь покоя и счастья
тело слабеет, язык немеет,
а ум тупеет, поэтому я
оставил попытки, и вот я счастлив.

13.3
Распознав, что нет никого,
кто что-либо делает или не делает,
что всё просто есть такое как есть,
я живу как живется, и я просто счастлив.

13.4
Многие йо́гины к телу привязаны,
поэтому верят в эффективность практик.
но мне уже это неинтересно,
я вне усилий, я просто счастлив.

13.5
Знаю я, что в реальности нет
ни достижений, ни упущений,
так что сплю ли я, ем или сижу
или делаю что-то, я просто счастлив.

13.6
Нет ни побед, ни поражений,
поэтому мне совершенно неважен
результат моих действий или бездействий –
я живу как живется, и я просто счастлив.

13.7
Я вижу, что боль непостоянна
и удовольствия непостоянны,
поэтому я равнодушен к ним,
я един с тем, что есть, и я просто счастлив.

Глава четырнадцатая. Безмятежность

Говорит Джанака:

14.1
Тот, чей ум естественно пуст,
тот от любых представлений свободен,
Он пробужден и миром не скован,
как тот, кто не спит – свободен от снов.

14.2
Желания все, словно воск, растаяли,
и меня не заботит теперь богатство,
меня не волнуют ни друзья, ни враги,
ни священные книги, ни новые знания.

14.3
Я распознал Всевышнее Я,
Естество, которое видит всё,
и мне нет никакого дела теперь
до оков и свободы и освобождения.

14.4
Состояние тех, кто живет вне сомнений,
живет как живется, совершенно спонтанно,
может показаться снаружи странным,
и постижимо лишь тем, кто такой же.

Глава Пятнадцатая. Осознанность

Говорит Аштавакра:

15.1
Достаточно будет просто намёка,
если твой ум открытый и чистый,
ты Естество распознаешь тут же.
А другому придется всю жизнь искать.

15.2
Отвернуться от мира вещей – вот свобода,
стремиться к вещам – это значит страдать.
Зная теперь простой этот факт,
живи как живется, живи как знаешь.

15.3
Активных, страстных и остроумных
знание это делает тихими
и незаметными, поэтому многие
знания этого избегают.

15.4
Ты не тело и даже не тот,
кто телом владеет, Ты – Сознание чистое,
видящий всё, но ничем не связанный,
свободный от действий, пребывающий сча́стливо.

15.5
Привязан-свободен – это всё ум,
а ты даже не тот, к кому ум приходит.
Ты сама неподвижность, осознанность, ясность,
вне изменений пребываешь сча́стливо.

15.6
Распознав Естество в самом себе,
видишь, что Естество – во всех,
так отдельность твоя отпадает,
чувство «я» исчезает, и этим ты счастлив.

15.7
Знай же Себя как То, в котором
возникает вселенная, как в океане волна,
Ты Сознание, и для тебя нет причин
обеспокоенным быть лихорадкой ума.

15.8
Знай же, сын мой, наверняка:
Ты́ само Знание, Бог, Естество,
не сомневайся в этом, не путайся,
Ты не подвержен законам материи.

15.9
Тело приходит, живёт и уходит,
Оно подчиняется законам материи,
но ты не тело, ты само Естество,
ты не приходишь и не уходишь.

15.10
Нет причин горевать о теле,
оно может жить долго, а может уйти
прямо сейчас. Что тебе до того?
Ведь ты, Осознанность, ничего не теряешь.

15.11
Пусть поднимаются волны мира,
играют в тебе и́ затихают –
ты, океан, от этой игры
не теряешь ни капли и не́ обретаешь.

15.12
Есть лишь Сознание, сын мой, лишь Ты,
и мир от Тебя совсем не отде́лен.
Кто же тогда может отвергнуть
или удерживать мир? И зачем?

15.13
Ты пространство чистой Осознанности,
безупречной, единой и́ неподвижной.
Откуда же взяться в тебе рождению,
действиям и отдельному «я»?

15.14
Всё, что ты видишь – это лишь Ты,
ведь разве могут золотые браслеты,
кольца, цепочки быть че́м-то другим,
кроме как золотом? Только им!

15.15
«Я это Он», «Я не то и не это» —
оставь все подобные различения,
распознай, что нет ничего другого,
кроме Тебя, и просто будь счастлив.

15.16
Только че́рез неведенье мир
представляется чем-то реальным тебе.
В реальности есть только Ты Один,
и нет ни Бога, ни человека.

15.17
Тот, кто постиг, что весь мир иллюзорен
и, по природе своей, Ничто,
чистой Осознанностью остается
и в этом Ничто находит покой.

15.18
В океане безбрежном существования
лишь Один только есть – и был и будет,
Ты и есть тот Один, за пределами двух,
вне свободы и связанности, исполненный счастья.

15.19
Не тревожь свой ум понапрасну
всеми этими «за» и «против»,
оставайся счастливым в блаженстве
неподвижности Естества.

15.20
Оставь любую активность ума,
даже такую как медитация,
ведь Ты и так уже Естество,
и быть им Тебе не нужно стараться.

ДАЛЕЕ: АШТАВАКРА ГИТА. Глава Шестнадцатая — Двадцатая >>

Обложка книги "Аштавакра Гита"

ПЕЧАТНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР КНИГИ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ЗДЕСЬ. Там же можно скачать и электронную книгу.


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: