Фото: Иван Андриец

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие от переводчика
Глоссарий
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Глава Вторая
Глава Третья
Глава Четвертая
Глава Пятая
Глава Шестая
Глава Седьмая

1.
Милостью Бога пробуждается тяга
осознать Единство за пределами «двух»,
избавить себя от великого страха –
от страха жизни и небытия.

2.
Во всём этом мире событий и форм
проявлено только одно Естество.
Неделимое Целое, везде лишь Оно.
Кроме Него, кому прославить Его?

3.
Все пять стихий, что в основе вселенной –
не более, чем вода в мираже.
Кому же тогда отдам я поклоны?
Ведь Я и есть безупречное То.

4.
Вселенная вся – моё Естество,
и нет в нём различий и тождеств нет тоже.
«Оно существует» – ничего не сказать,
можно только в блаженстве безмолвно взирать.

5.
Вот высшее знание, высшая мудрость,
суть священных писаний всех:
Я – Естество, Я не связано формой,
Я – всепронизывающее Ничто.

6.
Господь, который сияет во всём,
неделимый на части и безупречный,
как чистое небо без облаков,
вне всяких сомнений, Я – только То.

7.
Я – вездесущий неизменный Единый,
чистое сознание – вот моя форма.
Так что ни радости, ни печали
Меня не трогают никогда.

8.
Нет кармы ума – ни плохой, ни хорошей.
Нет кармы тела – ни плохой, ни хорошей.
Нет кармы слова – ни плохой, ни хорошей –
ведь вечное Знание – Я – вне всего.

9.
Ум, по сути, вне формы, как небо.
Но он имеет множество лиц.
Ум – это прошлое, ум – все формы мира,
но он нереален, он не То, что Есть.

10.
Есть только Я; Я и есть всё это!
Но Я неделим. Вне частей и форм.
Можно ли Я-Естество обозначить?
Я – это всё, но Я – Ничто.

11.
Пойми, наконец: это всё о тебе же,
Ты неизменный, один и тот же во всех.
Ты – вечный Свет, абсолютно безбрежный,
для Тебя всё едино – нет ни ночи, ни дня.

12.
Знай: Естество – бытие без границ,
Едино во всём, непрерывно и цело.
Медитирую – Я, цель медитации – Я,
это вовсе не двое, разделить их нельзя.

13.
Нет рождения для Тебя и нет смерти,
и никогда телом Ты не был.
«Всё есмь Брахман» – простой этот факт
подтверждают все Веды на разный лад.

14.
Ты есть Тот, кто внутри и снаружи,
Ты – сам Шива, Ты везде и всегда.
Что же ты мечешься, словно потерянный
и лишенный покоя нечистый дух?

15.
Ни единения, ни разделения
нет для Меня и нет для Тебя.
Нет ни меня, ни тебя, ни мира.
Воистину, Естество только есть.

16.
Тебя не услышать, Тебя не увидеть,
Тебя не понюхать, Тебя не вкусить,
Тебя не потрогать, не воспринять,
Ты – Реальность. Зачем же страдать?

17.
Нет рождения для Тебя, нет смерти,
нет ума, нет оков, нет свободы,
радость моя, что же ты плачешь?
Нет имени у нас и нет формы.

18.
О, ум, зачем ты блуждаешь?
Что ты мечешься, будто нечистый дух?
Осознай неделимое Естество!
Не держись ни за что. Это счастье, мой друг!

19.
Ты – сама Истина, неизменная Суть,
Ты – неподвижность, Единство, Свобода.
У Тебя нет симпатий и нет антипатий,
откуда же взяться желаниям здесь?

20.
Святые писания все гласят:
Я – неизменно, несравненно, чисто,
Я – бесформенная Реальность, Суть.
Я и есть это Я. Во всем. Несомненно.

21.
Осознай мимолетность всех форм.
Суть их не форма, их Суть постоянна.
Увидь же это, познай глубоко,
и тебе не придется рождаться снова.

22.
То, что реально, всегда неизменно.
Так утверждают все мудрецы.
И если оставить в покое желания,
то там, где был ум, остается покой.

23.
Если мир не ты, то где здесь единство?
Если мир – это ты, то где здесь единство?
И то, и другое? Тогда где здесь единство?
Свободно Одно от идеи единства.

24.
Ты – Реальность, неизменная, чистая.
Ты не рождался и не умрешь.
Как же тогда можешь сказать ты:
«Знаю Себя» или «Не знаю Себя».

25.
Об Истинном Я говорят: «Я есть То»,
обозначая твое Естество.
О нереальном же мире форм
говорится в писаниях: «Не то и не то».

26.
Естество – это Я всего,
это Я заполняет собою всё.
медитирующий – это ничто, медитация
бессовестного ума – не то.

27.
Не знаю я Бога, как сказать мне о Нем?
Не знаю я Бога, как прославить Его?
Я сам и есть Бог, Единая Суть,
неизменное Небо, Реальность, Свет.

28.
Я есть Суть, Естество всего,
неделим на части, за пределами форм.
Вне разделения на объект и субъект,
непознаваемый и незримый – Я есть.

29.
Для Безграничности нет вещества.
Безграничная Суть вне каких-либо форм.
Реальность – Единое Естество,
не возникает и не исчезает.

30.
Ты – неизменная чистая Суть,
Ты не тело, Ты не рожден, Ты бессмертен.
Можешь ли Ты сомневаться в Себе?
Может ли Естество заблуждаться?

31.
Если ты разобьешь кувшин,
его пространство растворится во всём.
Так же и ум: исчезая в Покое,
растворяется в Боге, тебя больше не «двое».

32.
Нет кувшина, нет пространства внутри,
нет индивидуальной души и тела,
есть только Брахман, и Он неделим,
на познающего и что-то «другое».

33.
Знай: всегда, везде и во всём
реально только одно Естество,
Естество – это всё, а также ничто,
Естество – это Я, сомневаться тут не в чем.

34.
Нет ни божественных слов, ни миров, ни заветов,
нет ни богов, ни каст, ни религий
Нет стадий жизни, падений и взлётов,
Есть лишь Реальность, Единый Брахман.

35.
Если ты видишь, что Ты не отдельный,
что Ты не «снаружи» и не «внутри»,
и что кроме Тебя ничего нет «другого»,
как можешь Ты воспринять свое Я?

36.
Кто-то желает познать адвайту,
другие двойственностью довольны,
но ни те, ни другие не знают Суть,
неизмеримую, вне «одного» и «двух».

37.
Суть за пределами цвета и звука,
Суть за пределами слов и ума,
никто не может описать Реальность,
Она вне качеств, Она просто Есть.

38.
Когда ты видишь, что всё – ничто,
что весь мир форм – это пустота,
Брахман реален теперь для тебя,
двойственность растворяется навсегда.

39.
Я не тот, для кого Естество
представляется чем-то отдельным.
Естество – это Я. Подобный пространству,
есть только Я. И медитация неуместна.

40.
То, что я делаю, то, что я ем,
то, что даю и то, что беру –
всё нереально, всё только сон,
Я – Чистота, нерождённый, нетленный.

41.
Знай, что Вселенная формы не знает,
знай, что Вселенная вне перемен,
знай, что Вселенная ничем не затронута,
и что Вселенная – это сам Бог.

42.
Ты – Реальность, это поистине так.
Естество невозможно познать умом.
Ведь Оно – То, что знает. Оно – То, что видит.
Может ли видящий увидеть себя?

43.
Майи нет самой по себе,
майя – лишь тень, ее нет без света.
Есть только Реальность, Она есть всё,
во всём и везде. Больше нет ничего.

44.
Нет ни начала у Меня, ни конца,
Я не ограничен ничем, совершенен.
Я безупречен, Я – сама Чистота,
и в этом нет никаких сомнений.

45.
Нет для Меня ни вселенной, ни даже
элементарных частиц,
всё воистину – только Брахман,
и нет ни каст, ни других разделений.

46.
Везде и во всем я вижу только
реальную Суть, неделимое Я,
и только это одно Реально,
мир и пространство – лишь пустота.

47.
Я не женщина, Я не мужчина,
и даже не андрогин Я,
за пределами образа и идеи,
за пределами радости и печали.

48.
Практика йоги не ведет к чистоте;
контроль над умом не ведет к чистоте;
наставления Гуру не ведут к чистоте.
Твое Я, Естество есть сама Чистота.

49.
Нет, по сути, ни плотного тела,
ни тонкого тела и никаких тел,
лишь Естество реально одно,
за пределами всех состояний Оно.

50.
Я не связан, но и не свободен,
Я – Брахман, и только Я – есмь.
Не творю Я и не наслаждаюсь.
Не наполняю и не наполняюсь.

51.
Лёд и вода – одно и то же,
и то, и другое – только вода.
Так и материя и дух не отличны,
по сути, они – одно, это ясно.

52.
Если Ты никогда не был связан,
то нет и нужды освобождаться.
Форма сама по себе нереальна,
так зачем от нее тебе освобождаться?

53.
Я знаю Тебя как само Бытие,
как небо, которое есть везде.
Все формы, которые явлены в Нём,
нереальны, словно вода в мираже.

54.
У Меня нет ни Гуру, ни посвящения,
нет учения и никаких дел.
Знай Меня как бескрайнее небо,
как самосияющую Чистоту.

55.
Ты – сама Чистота, у Тебя нет тела,
Ты не ум; Ты – Всевышнее Я.
«Я – Естество, Реальность, Суть!» —
будь утвержден в этом всегда.

56.
Ну что ты плачешь, О ум? Зачем?
Прими этот факт: «Я – Естество!»
Иди за пределы всего, дорогой мой!
Испей Единства блаженный нектар!

57.
Ты не тот, кто знает, и не тот, кто не знает,
И Ты даже не смесь этих двух,
Ты и есть само Знание. Оно всегда здесь,
непрерывно сияет, извечно есть.

58.
Нет нужды ни в самадхи, ни в йоге, ни в знании,
ни в указаниях Гуру, ни в особом времени.
Я – Сознание, вневременная Реальность;
cловно небо, Я естественен и неизменен.

59.
Я не рождался и не умру,
и Я за пределами действий.
Я – чистый Брахман, у Меня нет качеств.
«Связан», «свободен» – обо Мне ли всё это?

60.
Если Бог – вездесущ и целен,
значит Он неделим на части.
Если Он – единое Целое,
значит Он ни «внутри», ни «снаружи».

61.
Вселенная вся сияет целостью,
в ней нет разрывов и нет частей.
Сама идея о «Майе» ошибочна,
Реальность вне «одного» или «двух».

62.
Мир форм и бесформенная Пустота –
ни то, ни другое не существует.
В Целом нет ни частей, ни единства.
Воистину, есть только Шива!

63.
Нет у Тебя матери и нет отца,
нет жены и нет брата, нет сына, нет друга,
нет привязанностей и нет предпочтений –
так откуда тогда в Тебе эта боль?

64.
Нет дня бодрствования и нет сна ночного
для Света, который не гаснет.
Мудрый прекрасно знает, что
переменам Суть не подвластна.

65.
Нет фрагментов в Нём и единства,
нет ни радости, ни страданий,
не совокупность всего и не часть Он.
Распознай: Естество всегда Цело.

66.
Не творю Я и не наслаждаюсь,
ни сейчас, ни в прошлом нет у Меня задач.
У Меня нет тела, «моего» нет тела,
ведь идея «моё» ко Мне не применима.

67.
Я вне изъянов и недостатков,
проблемы тела Меня не волнуют,
Я, Естество, ни к чему не привязан.
Я безграничен, как бескрайнее небо.

68.
О ум, милый друг, сколько можно болтать?
О ум, милый друг, ясней не сказать.
Это всё правда: твоя Суть – Естество,
безграничное, словно чистое небо.

69.
Не имеет значения, где умрёт йог,
и не важно, как он умрёт,
он теперь растворён в Абсолюте,
как пространство разбитого кувшина.

70.
В святом ли месте умрёт этот йог
или в лачуге изгоя – неважно,
будет ли он в забытьи или нет…
Он слился с Единым – самой Свободой.

71.
Цели, богатство и освобождение,
любовные связи и наслаждения –
для йога всё в этом мире – ничто,
не более, чем мираж в пустыне.

72.
Нет таких дел, которые Я
творил бы и которыми бы наслаждался.
Никогда не было и не будет.
Здесь нет сомнений, это очевидно.

73.
Живет Авадхута в пустынном краю,
Ум его чист, Он исполнен покоя.
Авадхут обнажен, от всего Он свободен,
для него существует лишь Естество.

74.
Там, где нет состояний совсем никаких,
где нет даже единства, а лишь Естество,
где нет добродетели и нет порока,
там свобода и связанность – абсолютно ничто.

75.
Найти невозможно, достичь невозможно,
описать невозможно, передать невозможно.
Но спонтанно проявленный в виде Сознания,
Авадхута в блаженстве поёт эту песнь.

76.
Пустота-полнота – по сути, одно.
Правда и ложь – неразделимы.
«Есть одно только Естество», –
так гласят Веды. Так вижу Я сам.

Так заканчивается первая глава «Указателей Мудрости Естества»
Авадхута-гиты, которую пропел Шри Даттатрея.
ДАЛЕЕ: Глава вторая >>

ВНИМАНИЕ: К ПЕЧАТИ ГОТОВИТСЯ БУМАЖНАЯ ВЕРСИЯ ЭТОГО ПЕРЕВОДА АВАДХУТА ГИТЫ. Возможность заказать книгу (электронную и на бумаге) в интернет-магазинах появится на днях. Ссылки на книгу будут сразу же размещены здесь.

ГЛОССАРИЙ

Здесь представлены очень краткие определения некоторых из встречающихся в этом переводе «Авадхута Гиты» слов, которые могут быть непонятны читателю, если он не погружен достаточно глубоко в темы йоги, духовного поиска и медитации.

Адвайта – недвойственность, «не два», «за пределами двух». Духовное учение, часть индийской традиции «Веданта». В основе – знание о том, что существует только единая неделимая реальность. Всё проявленное, всё воспринимаемое, включая наше чувство собственной индивидуальности, неотделимо от этой единственной реальности и само по себе, в качестве отдельных друг от друга объектов, не существует.

Асаны – йогические позиции тела.

Брахма – Бог творения (в частности, творения проявленного мира, в котором живем мы, человеческие существа), один из индуистской Тримурти (триады божеств) – наряду с Богом поддержания вселенной Вишну и Богом растворения иллюзорных миров Шивой.

Гуны – см. Раджас, тамас, саттва.

Естество – Это слово используется в этом переводе для перевода английского слова «Self» и санскритского слова «Атман». Это аспект Абсолютного Единства, Брахмана, существующий внутри каждого из конкретных его проявлений. Это чистое несотворенное осознавание, проявляющееся внутри каждого проявления в виде ощущения «Я есть», «Я осознаю». Неизменная, за пределами форм, вечная, единственная и постоянная Реальность. Другие встречающиеся в тексте синонимы, которые используются для указания на это: Ничто, Реальность, Суть, Шива, Истинное Я, Естьность, Сердце (с заглавной буквы), Абсолют, Всевышний, Брахман, То, Я-Естество, Я.

Йог – В контексте «Авадхута Гиты» слово «йог» используется отнюдь не для обозначения некоего индивидуума, практикующего одну или несколько из йогических дисциплин вроде «хатха-йоги» или «раджа-йоги». Слово «йога» буквально означает «слияние», единение с Истиной, с Абсолютом, с Богом, с Естеством. И таким образом «йог» – это тот, кто, растворившись в Реальности, уже пребывает за пределами индивидуального сознания. Вне зависимости от того, как это произошло с ним и практиковал ли он для этого какую-либо из йогических систем или нет.

Карма – в переводе с санскрита это слово означает «дело, действие, труд». В контексте духовных учений оно используется для обозначения вселенского закона причинно-следственной связи, в соответствие с которым каждое действие человека имеет свои причины и следствия, что в совокупности образует механизм проявленного мира и функционирования психологического ума. Механизм этот называется «сансарой» (санскр. «блуждание, странствование»), или круговоротом «рождения-смерти». Применительно к жизни каждого конкретного человека этот механизм определяет его судьбу (судьбу данного конкретного тела-ума).

Кундалини – санскр. «свёрнутый кольцом», «свёрнутый в форме змеи», в йоге и других дисциплинах так называется духовная энергия, потенциально заложенная в основании позвоночного столба человека. С помощью разных методов практикующие стремятся «пробудить», или «поднять» Кундалини вверх по позвоночному столбу, чтобы максимально раскрыть потенциал семи основных чакр и выйти за их пределы вплоть до реализации своей истинной природы.

Майя – санскр. «иллюзия», «видимость», «кажимость». Так обозначается весь проявленный, феноменальный мир и происходящие в нем перемены. Поскольку в этом мире нет ничего постоянного, он нереален и сам по себе не существует. Свое кажущееся существование Майя получает от Реальности (Брахмана), которая постоянна и неизменна. Но человеку, не знающему своей истинной природы (Брахмана) и принимающему себя за один из объектов восприятия (за тело), мир Майи кажется реальностью. Погружаясь в это ложное верование все глубже, человек страдает все сильнее. Цель духовных практик – освободиться от этого страдания и выйти за пределы ложного видения себя и мира, за пределы майи.

Мудры – санскр. «печать, знак», ритуальные позиции рук, образуемые определенными комбинациями пальцев рук. Мудры символизируют определенные движения энерго-информационных потоков и запускают их в действие. Используются в йоге и других духовных практиках.

Нади-каналы – см. Пранаяма.

Пранаяма – санскр. «контроль или остановка дыхания». Духовная практика управления праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Используется в йоге и других дисциплинах для успокоения ума, или очистки «тонкого тела» и нади (каналов, по которым двигается прана), а также для накопления и преобразования жизненной энергии.

Раджас, тамас, саттва – три гуны, три состояния материальной природы, в различных комбинациях лежащие в основе всех явлений, существующих во вселенной. В том числе человеческого ума и тела. Раджас – гуна активности и страсти, тамас – гуна инертности и невежества, саттва – гуна благости, чистоты и ясности.

Самадхи – санскр. «умственная, или внутренняя, собранность». Термин используется для обозначения состояния, при котором ум сливается со своим Источником – Естеством. Различается несколько видов самадхи – по степени того, насколько глубоко и безвозвратно ум сливается с Источником. В тексте «Авадхута Гиты» указывается, что самадхи, при всей его высоте, все-таки не более чем еще одно состояние ума, а не то конечное Реальное «состояние за пределами всех состояний», на которое указывает автор Гиты. А потому не может расцениваться как некая конечная цель духовных устремлений.

Сансара – см. Карма.

Сердце – см. Естество.

Турья (Турья тита, четвертое состояние) – состояние Сознания за пределами трех обычных состояний (бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна без сновидений). Это недвойственное состояние за пределами проявленного мира. Поскольку «Турья» — это тоже, в конечном счете, концептуально описываемое состояние, Авадхута, будучи за пределами всех концепций, говорит, что Его нельзя описать и через этот термин.

Шивы и Шакти – мужское и женское начала. Шива – дух, сознание, Шакти – проявленный мир, материя, майя.

«Фиксировать ум на конкретном объекте» — фиксация ума на только одном конкретном объекте – это одно из ключевых йогических упражнений, призванных через достижение однонаправленности ума укрепить его силу и способность к концентрации внимания, с целью в дальнейшем использовать эту силу и способность для выхода за пределы ограничений проявленного мира и для самореализации.


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: