Несколько дней назад со мной связались представители пиар-службы издательства «АСТ» и предложили обратить особое внимание на одну из книг, выходящих сейчас в этом издательстве. «Ольга Погодина-Кузмина написала «Адамово яблоко» — в высшей степени интересную, умную и тонкую, но при этом очень неудобную книгу. Речь о жизни российского гей-сообщества, о мальчиках-мажорах, их очень влиятельных родителях и очень богатых и влиятельных семейных кланах. Мы подготовили и разослали пресс-релиз, где особо не скрывали тему книги. Противоречивые мнения о книге начали поступать. Первые впечатления можно посмотреть здесь: http://ig-ast.livejournal.com/52095.html»

Словам «в высшей степени интересную, умную и тонкую» я не придал никакого значения – пиарщики любят такие пассажи. Вдобавок, трезво оценив возможные перспективы очерченной темы, я сильно поморщился и даже не прошел по приведенной в конце письма ссылке. Но из вежливости ответил и попросил выслать мне текст. А вдруг чудо?

Получив текст «Адамова яблока», я его открыл и на первых же страницах ощутил высочайший градус омерзения от происходящего. Но все же я продолжил читать, потому что в то же самое время поймал себя на отчетливом вердикте: «а написано-то совсем не пошло, к тому же – легко написано, мастерски, классно!»

Если характеризовать этот текст коротко, то можно так: омерзительность, чудовищность и жизненность персонажей и ситуаций романа «Адамово яблоко» в сочетании с абсолютно живым и точным языком и достоверными деталями дают магический эффект двух зеркал: когда литература становится слишком похожей на жизнь, слишком достоверной и невыдуманной (а именно таков текст Погодиной-Кузминой), она приобретает возможность менять и формировать реальность. А та реальность, которая изображена в этом романе – если воспринимать ее как метафору – весьма точно отражает все то, что творится сейчас с Россией. Волшебный слепок с мира, в который угодили мы все. Мучительно неприятный и безысходно грустный. Но в то же время метафизически честный, а оттого не безнадежный.

Дочитав до конца, я ответил пиарщикам из «АСТ»: «Прочитал с огромным удовольствием. Блестящий текст. Перед нами тот редкий случай, когда книга, будучи довольно глубокой и очень хорошо написанной, вполне может претендовать на массовый успех. Побольше бы появлялось в издательствах такого рода новинок. Парадокс в том, что это не совсем «неудобная литература» в том смысле, который я вкладываю в эти слова. Хотя тема сама по себе довольно неудобная».

Поясню эту последнюю свою реплику. Еще совсем недавно я сделал решительный вывод из Хроники проекта Неудобная литература: «любая по-настоящему хорошая литература – это неудобная литература». Теперь, ознакомившись с романом «Адамово яблоко», я готов добавить: «за редкими исключениями». Дело в том, что «Адамово яблоко» — книга весьма простая для чтения, и это, конечно же, поп-литература. В этом смысле это литература очень даже удобная. Во всяком случае, для издателя. При этом текст почти безупречен стилистически, вполне выдержан эстетически и действительно отнюдь не лишен метафизической глубины и честности. То есть, конечно же, это в то же время литература очень хорошая. Хорошая и удобная литература. Для издательства удобная, повторюсь. Потому что ее будут обсуждать, а значит будут покупать. А что касается читателя, то да, найдутся многие и многие, которые выскажутся в духе «не читал, но осуждаю». Благо, эти несчастные ханжи будут только работать на раскрутку романа, который стоило бы прочитать всем. Потому что, еще раз подчеркиваю: это роман не о геях и не о мальчиках-мажорах, как позиционирует его издательство (хотя и о них тоже), это неприукрашенный слепок с той ситуации, в которой пребывает Россия.

Цитата:

С тех пор как начались неприятности отца, Максим много думал о причинах этого извращенного жизнеустройства в стране, где за одно-два десятилетия свершается так много стремительных перемен, но за двести лет не меняется ничего.

Вот тут опубликован отрывок из романа «Адамово яблоко». Хотя по отрывку вряд ли можно судить. Читать эту книгу нужно полностью.

Да, и кстати: мое мнение должно быть вдвойне важным для воинствующих гетеросексуалов, потому что я не гей и даже не бисексуал (рад, если в этом месте вы улыбнулись).

* * *

А теперь начинаем публиковать тексты Валерии Нарбиковой, а заодно смотрим, что она думает о современной литературной ситуации.

А пока можно перечитать предыдущие выпуски Хроники Неудобной Литературы:

Карасёв и Анкудинов: Нужна ли существующему режиму национальная литература?
Неудобная литература. С чего начать
Достоевский, Толстой и традиции книгопродавцев
Стада смыслов, или литература без магии
Ответы Фарида Нагима
«ДАТЬ НЕГРУ». ПОВЕСТЬ ЛЕОНИДА НЕТРЕБО
Ответы Андрея Бычкова
Ответы Маргариты Меклиной
Ответы Алексея Шепелёва
Ответы Сергея Болмата
Роман как (само)психоанализ (к началу публикации роман[c]а Натальи Рубановой)
Ответы Натальи Рубановой
Ответы Елены Колядиной
Ответы Дмитрия Бавильского
Роман «Предатель», Часть Третья. Ответы писателей: ВАЛЕРИЙ ОСИНСКИЙ
Ответы Игоря Яркевича
Кровавые мальчики, или Мало ли в Бразилии донов Педро
Ответы Дениса Драгунского
МОТОБИОГРАФИЯ: ТОМ 2. Анонс
Поэма Кати Летовой «Я люблю Андрея Василевского» и «чахнущая» литература
Писатель как мундир? Ответы Марины Ахмедовой
Ответы Михаила Гиголашвили
Интервью с Димой Мишениным. О графомании, мини-юбках и бездарных чиновниках
Ответы Алисы Ганиевой
Ответы Юрия Милославского
Ответы Виталия Амутных
Ответы Александра Мильштейна
Ответы Олега Ермакова
Ответы Романа Сенчина
Ответы Ильи Стогоffа
Обнуление. (Ответ Олега Павлова Роману Сенчину)
Серая зона литературы. «Математик» Иличевского. Ответы Александра Иличевского
Ответы Марты Кетро
Ответы Андрея Новикова-Ланского
Виктор Топоров и Елена Шубина. И ответы Олега Зайончковского
О романе Валерия Осинского «Предатель», внезапно снятом с публикации в журнале «Москва»
Точка бифуркации в литературном процессе («литературу смысла не пущать и уничтожать», – Лев Пирогов)
Курьезный Левенталь
ответы Валерия Былинского
ответы Олега Павлова
ответы Сергея Шаргунова
ответы Андрея Иванова
ответы Владимира Лорченкова
Где литературные агенты
Более ранние части Хроники (Оглавление) — здесь.
Новый Опрос. Вопросы к писателям

* * *

КНИГИ ПРОЕКТА НЕУДОБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ОЛЕГ ДАВЫДОВ. «КУКУШКИНЫ ДЕТКИ»
СУЛАМИФЬ МЕНДЕЛЬСОН «ПОБЕГ»
ОЛЕГ СТУКАЛОВ «БЛЮЗ БРОДЯЧЕГО ПСА»
НАТАЛЬЯ РУБАНОВА. «СПЕРМАТОЗОИДЫ»
ВАЛЕРИЙ ОСИНСКИЙ. «ПРЕДАТЕЛЬ»
ВСЕ книги проекта Неудобная литература


НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: