Заметка Андрея Пустогарова о советско-традиционно-новогоднем фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975). Автор сопоставляет сюжет фильма с сюжетом сказки о Кощее и Иване-Царевиче. «Появляется Кощей, то есть прочно устроившийся в советской жизни Ипполит, облаченный в корону — норковую шапку. Лукашин вступает с ним в неравное состязание — на морозе в ботинках на тонкой подошве».



Стенограмма выступления Экхарта Толле на тему «Изобилие и Полнота жизни». Что такое подлинное изобилие? Почему люди не становятся счастливыми, достигая своих целей? «Не прибегая к мифологии, будем говорить непосредственно. Ваша задача — освободить Дух от сна формы. Если вы не освободите Дух (т.е. сознание) от сна формы, то — … нормальное состояние большинства людей … они бродят по жизни как слепцы».



Литературоведческие воспоминания писательницы Мины Полянской о том, как по окончании филологического факультета в 70-х она училась на спецкурсах «Литературный Петербург-Ленинград» со специализацией «Пушкин в Петербурге» и работала штатным экскурсоводом в литературной секции Ленинградского городского бюро экскурсий. Глава из будущей книги «Диплом «Пушкин в Петербурге»». Пушкин, Горенштейн, Довлатов, Тургенев, Анненский и другие.



9 декабря 1968 года американский ученый, изобретатель Дуглас Энгельбарт представил миру мультимедийную систему NLS (oN Line System), явившую почти все компьютерные технологии, которыми мы сегодня пользуемся ежедневно. О судьбе и видениях Дугласа Энгельбарта написал Глеб Давыдов.



Сегодня «Перемены» начинают публиковать серию колонок-эссе индийского поэта и литератора Гутамы Сиддартана (Gouthama Siddarthan), посвященных… русской литературе. Главный редактор «Перемен» Глеб Давыдов написал небольшое предисловие к этому проекту. А сама первая колонка цикла — о Марине Цветаевой, Доне и тамильской богине голода Наллатангаал.



Александр Чанцев рассказывает о трех недавно вышедших на русском языке рок-биографиях: книге «Последние гиганты. Полная история Guns N’ Roses», книге «Nirvana: Правдивая история» и книге «Queen. Фредди Меркьюри. Биография». Биографиях не вполне традиционных, но весьма занимательных.



После некоторого перерыва Глеб Давыдов все же вновь стал записывать инсайты, связанные с самоисследованием и самореализацией. Публикуемые блокнотные записи были сделаны в основном в Индии — на горе Аруначале и у самадхи Анандамаи Ма в 2018-2019 гг. «Интеллектуальное понимание всегда иллюзорно. Но инсайт (от англ. insight — озарение, откровение) – это нечто другое».



Заметка философа Романа Шорина о тщетных попытках философов и богословов определить неопределимое, выразить невыразимое, назвать то, что не имеет имени и формы, и вообще постичь умом то, что, по сути, не поддается постижению посредством человеческого ума. В двух словах: о неотрефлексированном стремлении объять необъятное. «Даже в апофатической традиции жажда овладения абсолютом столь сильна, что для вопроса «а есть ли здесь чем овладевать?» попросту не остается места».


Олег Давыдов
27 октября 1952 года в г. Богородицк Тульской области родился Олег Давыдов — писатель, эссеист, один из главных авторов и редакторов интернет-журнала «Перемены». К этой дате — несколько слов о сути и значении его проекта «Места Силы», а также цитаты из разных глав книги «Места Силы Русской равнины». «Места силы – это такие места, в которых сны наяву легче заметить. Там завеса обыденной реальности как бы истончается, и появляется возможность видеть то, чего обычно не видишь».



Эссе Галины Щербовой о феномене лабиринта в истории, культуре и сознании человечества. «Лабиринт – калейдоскоп маленьких безопасных пространств. Но всякий поворот за угол содержит в себе неопределённость – возможность недоброй встречи. Ситуация поворота за угол – психологическая ячейка любого лабиринта, как сформированного из прямолинейных, так и круговых форм».



Рада Ма: «Мы никогда не должны использовать слово «мертв» по отношению к гуру. Гуру за пределами рождения и смерти. Мы вообще не можем говорить о том, что кто-либо умер, а тем более что умер гуру. Ни одно свободное существо не может быть мертвым, нет такой вещи, как «мертвый гуру». Это оксюморон». Фрагменты книги “Advaitic Ratnas. Conversations with Radha Ma, an Indian Advaita Guru”, перевод с английского.



Канат Букежанов, по собственному признанию, потратил полжизни, чтобы освободиться от общепринятых комплексов, мешающих жить, думать, писать, рисовать. Попытаться вырваться из круга сервильности и декоративности. Из круга бессилия, туда, где возможно ещё струятся чистые истоки. Вернуться к первобытным корням, чтобы теоретически и практически разобраться в первопричинах возникновения живописи. Получилось ли у него? Давайте посмотрим.



О бесприютности, попытке сопротивления (судьбе)… и смирении. Два эссе Анатолия Николина, в которых, с присущей ему утонченной субъективностью и автобиографичностью, он повествует о двух разных писателях и личностях. «Две разные протестные судьбы сошлись в одном финале, в уходе из мира», — сказал об этом совмещении автор. «Что такое биография – подлинная жизнь человека или искажение? Как определить, когда заканчивается одна жизнь и начинается другая? Существует ли граница между той и этой?»



Новая подборка Указателей от индийского мудреца, жившего совсем недавно и оставившего нам бескомпромиссное учение, легко и эффективно разворачивающее ум к его недвойственному источнику. «Ум и тело — это прерывающиеся состояния. Полная сумма этих вспышек создает иллюзию существования. Исследуйте: что постоянно в непостоянном, реально в нереальном?».



Андрей Пустогаров на этот раз решил одним выстрелом убить сразу три темы. Касающиеся романа «Мастер и Маргарита» и Булгакова. Первая — мог ли Булгаков написать роман «12 стульев»? Вторая — отношения с властью как основной мотив булгаковского романа. Третья — литературные источники «Мастера и Маргариты». Цитата: «Ничего величественного и нет в образе Иешуа — величие не совместимо с гармонией. Иешуа — поэт в чистом виде».



Галина Щербова — о писательском ремесле и писательском таланте. В чем разница между ними? Каковы основные принципы подлинно талантливого литературного произведения? Какую роль играет здесь «счастливая случайность»? «Творческое воспитание учит и должно учить только ремеслу. И больше ничему. Невозможно научить обычных просвещённых людей быть талантливыми писателями, если в них нет искры таланта и с ними никогда не бывает счастливых случайностей, творческих озарений».