Царь абстракционизма
16 декабря, 2009
АВТОР: Константин Рылёв
4 декабря (22 ноября по старому стилю и 16 декабря по Википедии – демократично оставляем выбор за вами) родился художник Василий Кандинский, который изобрел абстрактную живопись
Василий Кандинский (1866-1944) сделал переворот в изобразительном искусстве. И сначала он сделал его буквально: вернувшись поздно из мастерской, он обнаружил в полумраке своего дома неизвестную чудесную картину. Когда он приблизился к ней, оказалось, что это его собственная работа, случайно (случайно?) повешенная вверх ногами. Было совершенно непонятно, что за предмет изображен на картине, и это поразило художника. На следующий день он захотел испытать те же ощущения, но особого восторга не почувствовал. Да и предмет на полотне теперь можно было узнать даже вверх тормашками. Художник решил: долой предмет и саму «предметность»!
Вряд ли, правда, мастер был трезв в тот судьбоносный вечер (это объясняет и почему утром он был несколько разочарован), но так или иначе – открытие было сделано. Хотя вообще-то Василия Васильевича отличает, я бы сказал, рафинированная трезвость. Достаточно посмотреть его карандашные эскизы, поражающие филигранностью. Поэтому забавно сейчас читать, как некоторые современные исследователи его творчества упирают на знание Кандинским шаманских практик Сибири (откуда был родом его отец). И различают на его холстах «галлюциногенные грибы, инкрустированные узорами». Так сказать, нажравшегося поганок Василия Васильевича (ни дать не взять – пелевинский герой), регулярно глючило, а как отпустит – сразу за кисть! Ведь разве нормальный человек способен узреть такое?
А вот представьте себе! Читать дальше »




Вот,
Что называется, назвался «визуалом» — полезай в кузов, и было бы странно, если бы этот фильм не появился в этом блоге. «Крот» Ходоровского вместе с полным собранием других его фильмов лежал довольно долго у меня на полке, и я все медлил с его просмотром — потому что мне не очень нравятся животные-кроты, во-первых; довольно противные они, а я подозревал, что их в кадре будет немало. А во-вторых, не хотелось портить впечатление от егоже «Священной горы». И вот в тот вечер, когда сборная России выясняла отношения со собрной Словении, я решил не смотреть это жалкое зрелище, а включил «El Topo» — и почти сразу пожалел, что не сделал этого раньше. Никаких кротов в кадре, а абсолютно завораживающий психоделический вестерн, в котором не нужно даже пытаться отследить мотивы поступков героев или повороты сюжета — а значит, ничто не мешает ленивому восхищенному созерцанию. После этого я наткнулся на два текста: писатель-анархист Стюарт Хоум весьма убедительно громит репутацию «священной коровы» Ходоровского, во втором — некий Борис Бритва пишет о том, как Ходоровский хотел уничтожить кинематограф (неудачно), и мне второй текст как-то ближе все-таки. В общем, хотелось бы посоветовать тем, кто по каким-то причинам тоже медлит с просмотром «Крота», бросать все и бежать бегом смотреть это кино — потому что это дерьмо довольно сильно вставляет, грубо говоря.





Сегодня умер очень знаменитый и почитаемый в России сербский писатель Милорад Павич. Автор романов «Хазарский словарь», «Пейзаж, нарисованный чаем» и других культовых «нелинейных» текстов (гипертекстов). Замечательно, что еще при жизни (в июне этого года) Павичу установили в Москве памятник (во внутреннем дворе Библиотеки иностранной литературы). На торжественном открытии которого Павич даже должен был присутствовать лично, но в последний момент почувствовал себя плохо и уехал домой. Церемония открытия памятника была приурочена к 80-летию писателя. 
