Смех и грех
4 августа, 2009
АВТОР: Андрей Гореликов
У многих людей есть фильмы, которые они пересматривают регулярно, хотя бы раз в пару месяцев. Даже не потому, что стараются, а просто так выходит. Ну, когда совсем тошно стало, налить пива или, там, чаю, присесть, включить кино и расслабиться на два часа совсем. Для меня такой «фильм на экстренный случай» — «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика. Отдыхаешь душой, когда американские морпехи проходят издевательства военной подготовки и вьетнамскую мясорубку.
Дело не в выдуманной нелюбви к американцам и не в злорадстве в связи с проигранной ими войной, нет. Просто это выглядит ужасно смешно. С первых кадров, когда сержант матерно орет на новобранцев – «жидов, ниггеров, макаронников». Может, это цинично с моей стороны, однако и все мои знакомые, кто смотрел этот шедевр, характеризовали по крайней мере предвоенную часть фильма как «прикольную», «смешную».
В чем же дело? Казалось бы, так быть не должно, фильм не на то рассчитан. Кубрик отнюдь не комедийный режиссер; все же американские рецензии, что мне довелось читать, однозначно оценивали фильм как тяжелую психологическую драму, где издевательский «хэппи-энд» только усугубляет впечатление. А нам, русским, ничего – посмеялись, поцокали языком.
Я решил, что восприятие у меня нормальное. Действительно, думаешь, чего уж смешного в доведении рохли-новобранца побоями и издевательствами до убийства командира и самоубийства. А просто это слишком гротескно показано, слишком художественно. Несмотря на эпизоды, сделанные под документальный репортаж, документальности в фильме нет и в помине, напротив, до предела усилена театральная составляющая. Условность происходящего для американца оборачивается символизмом, а для русского – пародией. Что американец воспринимает как зловещее отклонение от реальности, демоническую военщину, работу всеперемалывающей Государственной Машины, то для русского издевательство над реальностью, скоморошество такое. Рядовой Сычев показывает брейкданс. Читать дальше »











