Андрей Тесля оценивает творческие и жизненные периоды Сергея Дурылина. Юношеское толстовство, революционные увлечения, декадентские опыты. Есть и совсем иная жизнь – после принятия священства. Лучшие свои тексты Дурылин написал о том, как верят «немудряще»: дети, старики, «простые люди» – эта вера будет для него поистине подлинной.



Существует определённая загадка со днём рождения Вероники Тушновой, ставшая некой сакральной символикой чисел, выгравированных, по её же прижизненной просьбе, на могильном надгробье: «1915 – 1965». И узнать тому причину, разумеется, никому уже не суждено. Текст Игоря Фунта.



Андрей Тесля рассуждает о влиянии книг и, более того, их собраний – библиотек – на душу и ощущения человека, который любит читать и мыслить. Каждая книга, каждый текст претендует на неповторимость – их перечитывают и заботливо откладывают до времени, чтобы потом поднять по необходимости. Уникальная значимость письменного слова – вот самый большой авторитет и ценность.



Максим Кантор уверен, Дон Кихот – проповедник. И кстати, безумного в Дон Кихоте немного – лишь то, что он полагает рыцарский долг актуальным и убежден в простой вещи: любая несправедливость не является нормой, и мириться с таковой нельзя. Чтобы устранить несправедливость, существует институт странствующего рыцарства, задача которого – защищать обиженных.



Два художника – Евгений Цей и Пабло Пикассо. Цей любил Пикассо, чтил его, восхищался, находил параллели с собой, называл «Мой Пикассо». Не раз фантазировал на его темы в его манере. Это не перепевы композиций великого испанца. Цей просто перевоплощался в Пикассо и в этой ипостаси записывал экспромты. Текст В.М. Зимина



Что такое постперестроечная Россия – как не беляевский Остров погибающих, тонущих под тяжестью собственных нерешённых проблем кораблей? Со своими продажными губернаторами, министрами, хитросплетениями, интригами, преступниками-авантюристами, скрывающимися от правосудия. Ко дню рождения великого фантаста – текст Игоря Фунта.



Максим Кантор продолжает свое исследование творчества европейских художников. На сей раз – текст о Рембрандте. Как и всякое ремесло, профессия живописца знала прежде всего узких ремесленников – особенно это видно в Голландии, разобравшей алхимию живописи по жанрам. Но вот среди узких ремесленников появился великий и нашел Абсолют.



Политика, Гитлер, консерватория и детские сады, о чем речь в этом фильме, телевидение, книги в особенности, – все это есть история мужчины и женщины, история войны, страдания, мира. О киноленте Жана-Люка Годара «Прощай, речь» – из конкурсной программы Каннского кинофестиваля-2014 – рассказывает Андрей Бычков.



Ровно 25 лет назад, 9 марта 1990 года, на французском телевидении состоялись дебаты между Александром Зиновьевым, философом и писателем, высланным из СССР, и Борисом Ельциным, опальным кандидатом в члены Политбюро. С тех пор прошли тысячи различных острых споров на экранах ТВ, но та встреча осталась памятной.



В основе этих записей лежит личный опыт и результат осмысления содержания разных книг, включая редкий даже для Китая фолиант – двухтомник, принадлежащий перу известных мастеров Гу Люсиня и Чэнь Цзячжэня. Упор сделан на работу с ци – цигун, основу стиля Чэнь. Текст В.М. Зимина.



В связи с нелепой гибелью Бориса Немцова «Перемены» публикуют текст Сергея Королева о временах, когда Немцов еще не был оппозиционным политиком, а был на самой вершине власти Российской Федерации. Основано на биографических материалах. Где ясно видны и сильные, и слабые стороны характера Немцова.



Детское переживание, так потрясшее Достоевского, определило весь его дальнейший интерес к страданиям человеческим. К душе, находящейся в мучительном напряжении, надрыву и агонии. Творчество Звягинцева питается тем же источником – душевной раной автора. И не суть важно, осознается этот факт самим художником или нет. Текст Дмитрия Степанова.



23 февраля православная церковь отмечает память преподобного Лонгина Коряжемского. Имя этого святого не слишком известно даже в среде священнослужителей, однако история его интересна и поучительна. Практически всю жизнь он просидел на одном месте, но однажды под старость его поманила дорога… Об этом пути рассказывает Олег Давыдов в тексте «Коряжема».



«Левиафан» Андрея Звягинцева окончательно разоблачил отечественных грамотных, утверждает Игорь Манцов. Кино это массовое искусство. Массовый человечек не обязан знать ничего сверх того, что ему предлагают с экрана. Ни про Иова, ни про Иону он знать не обязан. Ни тем более про Гоббса.



Совсем недавно многие не сомневались в том, что мир может быть глобален только по-американски. Сегодня все чаще стали говорить о многополярности. Постоянный автор «Перемен» Олег Доброчеев считает, что многополярный мир лишь переходная стадия к более устойчивому сотовому устройству мира.



14 февраля у Всеволода Михайловича Гаршина 160-летний юбилей. К этой круглой дате Перемены публикуют небольшой юбилейный текст. Не будучи особенно знакомыми, Гаршин, наряду и наравне с Чеховым, совместно вонзаются в безбрежный нравственный космос человеческого сознания – в пору великих социальных преломлений.