
Андрей Рудалёв размышляет о том, что к русской литературе постулат, модный в переломные времена, «никому ничего не должен», не подходит. Потому что у нас литература это не сад, который выстраивает автор для себя, чтобы тешить свое эго, и не лабиринт, который конструирует автор-Дедал, чтобы заточить своего темного внутреннего Минотавра, а нечто большее.
- НОВОЕ В БЛОГЕ: БЛОГ ПЕРЕМЕН Алхимия сновидений Густава Майринка: Часть 1. Раздел II. Магия катарсиса. Глава 1. Гея, Дионис и Аполлон
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН

Эссе Виталия Щигельского на тему свободного выбора и общества потребления. Что происходит с человеком, спутанным по рукам и ногам повседневностью потреблятства и прочей жизни мышьей беготней? Происходят с ним вещи не самые приятные, но вполне закономерные. Неизбежная расплата или, как минимум, страх неизбежной расплаты. Итог? Выбора нет: или ты – потребитель, или ты – потребляемый.

Продолжение исследования Олега Давыдова, касающегося эзотерической стороны деятельности Карла Густава Юнга. В этой части читатель узнает о том, кто такой Абраксас в понимании Юнга и его учителя Филемона и какую роль играет Абраксас в мироздании. А также кое-что о парадоксах, Иове, Азефе, боге и дьяволе.

Кинокритик Игорь Манцов и психолог Ирина Никулина беседуют о фильме Михаэля Ханеке «Пианистка». И приходят к выводу, что в России этот фильм не поняли вообще. Поскольку наша публика, привыкшая к «романной» структуре, просто еще не научилась смотреть кино, в котором важна не мелодраматическая линия, а интеллектуальная сборка. Никулина и Манцов пытаются раскрыть настоящий смысл картины.

Победивший культурный контекст есть явление искусственно созданное, утверждает писатель Юрий Милославский. Анализируя ситуацию, сложившуюся в культурном, и, в частности, в литературном процессе, он приходит к выводу, что искусственный культурный контекст, который возникает как результат/продукт целевого массированного воздействия, почти заместил собой подлинную культуру.

Пять книг от Владимира Гуги. Занимательная биология в романах Антона Уткина «Дорога в снегопад» и Мишеля Уэльбека «Элементарные частицы», эволюция Захара Прилепина в сборнике «Восьмерка. Маленькие повести», фантастический замес пряностей в прозе Михаила Шишкина («Письмовник») и автобиографическая проза Дмитрия Горчева «Поиск предназначения».

Где лежит граница между правом и бесправием? Согласно одному из отцов консерватизма, Жозефу де Местру, власть действует через право преступать границу права, и тем самым эту границу создает. Весьма актуальный для понимания политической картины, сложившейся в России и в мире, экскурс Андрея Тесля в историю консерватизма.

1 июня 1926 года родилась Мэрилин Монро. Она любила собак и Авраама Линкольна. «Я Мэрлин, Мэрлин, я героиня самоубийства и героина», – писал Андрей Вознесенский. Рифмы были недурными. Но героина не было. 1 июня 1962 года ММ отметила с друзьями свой день рождения. Было очень весело. А 5 августа ее нашли, нагую и мертвую. И пузырек из-под нембутала рядом. Текст Виктории Шохиной.

«Русские писатели Unter den linden» это цикл интервью о малоизвестных сторонах русской культуры. Мина Полянская (Берлин) отвечает на вопросы Владимира Гуги. Часть первая посвящена Фёдору Тютчеву, в судьбе которого причудливым образом переплелись политика и поэзия. Тютчев как государственный чиновник и цензор, Тютчев как муж, Тютчев как патриот и, разумеется, Тютчев-поэт.

Пытаясь проникнуть в суть трансперсональных переживаний, Дмитрий Степанов на этот раз исследует архаичные ритуализованные психопрактики. Поскольку именно в традиционных обществах практика измененных состояний сознания получила наибольшее развитие и распространение. Шаманизм, инициатические практики, охотничьи и воинские ритуалы и проч.

Писатель Олег Павлов о Федоре Достоевском, о книге Людмилы Сараскиной о Достоевском, вышедшей в серии ЖЗЛ, а также о добре и зле, страхе и страдании, болезни и исцелении. «Злой – это душевнобольной, то есть человек с больной душой. Достоевский это и чувствовал, – и вот его парадоксальный герой, без «психологии», но с чувствительнейшей психикой».

Олег Давыдов продолжает разбирать малоисследованные работы Карла Густава Юнга. На этот раз — трактат «Семь наставлений мертвым», который был продиктован Юнгу потусторонним магом и героем «Красной книги» Филемоном. Ничто, бессознательное, сознание, Творение, индивидуация, Самость… Становится ясна суть этих понятий.

26 мая 1926 года родился Майлз Дэвис, гений джаза, создавший три музыкальных стиля (кул, модальный джаз, фьюжн). Константин Рылёв о витиеватом пути легендарного трубача, а также — самые интересные фрагменты «Автобиографии» Дэвиса. О себе, окружении, собственной жизни и о музыке. «Он связал боперную стихию серебряной нитью трубы, а в финале расцветил собственную мудрость юношеской техноэкспрессией».

Андрей Тесля рассказывает о книге «Ю.М. Лотман, З.Г. Минц – Б.Ф. Егоров. Переписка. 1954 – 1965». И касается множества важных вопросов как отечественной гуманитаристики, так и общечеловеческих. В этой переписке запечатлена дружба двух интеллигентов, но в то же время это неформальное свидетельство титанических научных усилий, в которых проглядывает победа духа над плотью.

Вспоминая перестроечных времен хиты «Крематория» и пытаясь отыскать место этой группы в нынешнем контексте массовой культуры, Владимир Гуга попутно рассуждает о том, какие бывают разновидности отношения к смерти, а также о современных субкультурах вроде готов и прочих представителей «генерации мегапозитиффчег».




Несколько лет Олег Давыдов странствовал по русским монастырям в поисках мест силы, изучал, фотографировал и фиксировал свои находки, разбирая историю каждого места, жития святых, связанных с этим местом, и другие источники. Мистическая география России - суть настоящего проекта. 111 мест силы Русской Равнины.
«Аштавакра Гита» — один из классических индийских текстов, сконцентрировавших в себе мудрость учения Адвайта-веданты (недвойственности). Его рекомендовали к прочтению такие великие духовные учителя как Рамана Махарши, Ошо и Рамакришна. Перевод Глеба Давыдова — это первый перевод «Аштавакры» с сохранением изначального санскритского стихотворного размера.
Перевод последних бесед индийского Мастера недвойственности Нисаргадатты Махараджа. В течение последних двух лет своей жизни Махарадж совсем не уделял внимания вопросам, касающимся мирской жизни и её улучшения. Он учил лишь высочайшей истине, и по причине слабости тела в некоторые дни говорил совсем мало. Но даже всего-навсего одно предложение было подобно Упанишадам.
Книга Олега Давыдова о великом психотерапевте и шамане Карле Юнге. Внутренняя алхимия, визионерская "Красная книга", загадочные практики и сны, исполненные знаков из потустороннего мира, их толкования. Пограничные состояния, рискованные интерпретации и странные отношения с Зигмундом Фрейдом.
Психоанализ жизни и творчества А.С. Пушкина, основанный на грезах его поэзии и на свидетельствах современников о некоторых странностях поведения Солнца русской поэзии. Текст написан с любовью к Пушкину и его произведениям, но ярым фанатам Александра Сергеевича лучше его не читать.
Серия интервью-сатсангов, в которых Ма Деваки, ближайшая ученица индийского святого и гуру Йоги Рамсураткумара, рассказывает о его жизни, транслирует его учение и проясняет многое насчет того, кто такой гуру, говорит о различных духовных практиках, служении и других вещах, которые важно знать всем, кто находится на пути духовного поиска.
Эссе Глеба Давыдова о сущности и значении искусства в жизни человечества. Попытка разгадать тайну того воздействия, которое оказывают произведения искусства на нашу жизнь. Что можно считать настоящим искусством, а что нет? Взгляд на искусство через адвайту. С примерами из классической литературы.
Этот эквиритмический перевод, т.е. перевод с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, читается легко и действует мгновенно. В «Рибху Гите» содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов.
«Очерк по вершинной психологии». О странностях судьбы и особенностях характера Михаила Лермонтова. Дмитрий Степанов показывает, как жизнь Лермонтова была предопределена его воспитанием и взрослением. И дает ясные иллюстрации того, каким образом страхи и выверты характера Лермонтова проявляются в героях его произведений.
Лев Толстой и самореализация (просветление). Тема почти не исследованная. Глеб Давыдов изучил дневники Толстого последних лет его жизни. Из них ясно, что Толстой практиковал самоисследование - почти в той форме, в которой его дал миру в те же годы Рамана Махарши. Насколько же далеко продвинулся в этом писатель?