
22 мая исполняется 105 лет Лоренсу Оливье. Один из величайших английских актеров, что-то вроде британского Станиславского, создатель шекспировской трилогии в кино, первый режиссер, которому удалось адекватно перенести творения великого драматурга на экран. О его жизни, творчестве и трагическом романе с Вивьен Ли написала Анна Александровская.
- НОВОЕ В БЛОГЕ: БЛОГ ПЕРЕМЕН Алхимия сновидений Густава Майринка: Часть 1. Раздел II. Магия катарсиса. Глава 1. Гея, Дионис и Аполлон
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН

Андрей Тесля — о классическом труде философа и теоретика рас Хьюстана Стюарта Чемберлена «Основания девятнадцатого столетия», недавно опубликованном на русском. «Это не история – это поиск оснований современности, где прошлое используется для прояснения настоящего, в свою очередь делающего понятным прошлое, которое переосмысляется сквозь призму того, что считается его результатами».

«Сокрытый двигатель», пользуясь выражением Блока, имеется у всех социальных движений и во все эпохи – вычленяется энергия события легко. Для того чтобы понять характер сегодняшних событий, хорошо бы обозначить энергию, которой питаются нынешние протесты. Максим Кантор выясняет, что это за энергия и как она называется.

Ветераны Великой Отечественной войны делятся с Мариной Ахмедовой самыми жуткими воспоминаниями о войне. «Подождите, и я расскажу… Вы же видите, я не отказываюсь… Они увидели, что двести восемьдесят семь из них были живыми закопаны в землю. И тридцать один ребенок… И под землей живые младенцы ручки вокруг шеи матерей держали… Что вам еще сказать?»

Таинство взаимных отражений в мире и в литературе. Максим Исповедник, Павел Флоренский, Вячеслав Иванов, Ахматова – о смысле жизни, рождении и смерти, отражённых в литературе как системе зеркал, преображающих и читателя, и автора. Автор как транслятор, спаивающий символы с реальностью. Текст Андрея Рудалёва о подлинном реализме.

Условие безусловного обмена ассигнаций на товар было нарушено в процессе развития финансового рынка. В результате возник кризис. Растерянные экономисты не могут предложить ничего реального для выхода из него, они даже не могут разобраться, что же лежит в основе сегодняшних потрясений. Сергей Ястржембский проясняет ситуацию и пытается наметить реальную программу выхода из кризиса.

Импровизация Игоря Фунта на тему становления Ренессанса и свободы творчества. О том, как вопреки приверженности творца старым идеалам, его гениальность и безграничное воображение формируют новое, искусно огибая догму. Данте, Петрарка, Монтеверди, Микеланджело, Тициан, Коперник… — живую человеческую мысль никакими насильственными мерами задушить невозможно.

Андрей Бычков о наступившей эпохе колоссального сдвига – фундаментальном кризисе ценностей, всеобщем постмодернистском релятивизме, тоске по традиции. И о возможной развязке. «Нам не хватает художников, а не врачей. И прежде всего художников слова. Даже хорошо рассказанный анекдот рождает, пусть небольшую, но вспышку радости. Искусство – самый легкий из наркотиков. Каждая эпоха завершается искусством».

Андрей Тесля о том, что такое актуальность, чем сноб отличается от аристократа, чем оборачивается стремление быть современным, о моде на молодость. «Жертвуя историчностью ради современности, мы утрачиваем историчность и в то же время не попадаем в современность, оказываясь в безвременье: там, где не учит опыт, не даёт надежды время как будущее – будущее отсутствует».

Вот уже 67 лет как на Руси не было Побед. Великую Победу 1945 года над Германией одержала Красная Армия. Символы Красной Армии – красное знамя и красная звезда. Символ Победы – парад войск на Красной площади. Однако символы в новой России изменились. Что это значит и к чему это ведет? Смотрим анализ парада Победы на Осьминоге.

8 мая 1903 года умер художник Поль Гоген. «Невезение преследует меня с самого детства. Я никогда не знал ни счастья, ни радости, одни напасти. И я восклицаю: «Господи, если ты есть, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», — писал Поль Гоген, создавая свою самую знаменитую картину «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Написав которую, он предпринял попытку самоубийства. Над ним будто бы висел всю жизнь какой-то злой рок.

5 мая 1818 года родился автор «Капитала». Он писал о деньгах, которых у него не было, и о пролетариате, которого в глаза не видел. Его идеи были сколь грандиозны, столь и провальны. Но в громадье его трудов всегда можно найти что-то остроумное и креативное. Его личная жизнь тоже не вписывается в обычные рамки. Текст Виктории Шохиной.

Рассказ Инны Иохвидович о еврейской женщине, эмигрировавшей из России в Германию, в Баден-Вюртемберг, можно рассматривать и как достоверное эссе-свидетельство о европейских нравах и традициях, а также о том, как они воспринимаются родившимися и выросшими в России. Каково это — быть эмигрантом? «В этой глухой европейской дыре»…






Несколько лет Олег Давыдов странствовал по русским монастырям в поисках мест силы, изучал, фотографировал и фиксировал свои находки, разбирая историю каждого места, жития святых, связанных с этим местом, и другие источники. Мистическая география России - суть настоящего проекта. 111 мест силы Русской Равнины.
«Аштавакра Гита» — один из классических индийских текстов, сконцентрировавших в себе мудрость учения Адвайта-веданты (недвойственности). Его рекомендовали к прочтению такие великие духовные учителя как Рамана Махарши, Ошо и Рамакришна. Перевод Глеба Давыдова — это первый перевод «Аштавакры» с сохранением изначального санскритского стихотворного размера.
Перевод последних бесед индийского Мастера недвойственности Нисаргадатты Махараджа. В течение последних двух лет своей жизни Махарадж совсем не уделял внимания вопросам, касающимся мирской жизни и её улучшения. Он учил лишь высочайшей истине, и по причине слабости тела в некоторые дни говорил совсем мало. Но даже всего-навсего одно предложение было подобно Упанишадам.
Книга Олега Давыдова о великом психотерапевте и шамане Карле Юнге. Внутренняя алхимия, визионерская "Красная книга", загадочные практики и сны, исполненные знаков из потустороннего мира, их толкования. Пограничные состояния, рискованные интерпретации и странные отношения с Зигмундом Фрейдом.
Психоанализ жизни и творчества А.С. Пушкина, основанный на грезах его поэзии и на свидетельствах современников о некоторых странностях поведения Солнца русской поэзии. Текст написан с любовью к Пушкину и его произведениям, но ярым фанатам Александра Сергеевича лучше его не читать.
Серия интервью-сатсангов, в которых Ма Деваки, ближайшая ученица индийского святого и гуру Йоги Рамсураткумара, рассказывает о его жизни, транслирует его учение и проясняет многое насчет того, кто такой гуру, говорит о различных духовных практиках, служении и других вещах, которые важно знать всем, кто находится на пути духовного поиска.
Эссе Глеба Давыдова о сущности и значении искусства в жизни человечества. Попытка разгадать тайну того воздействия, которое оказывают произведения искусства на нашу жизнь. Что можно считать настоящим искусством, а что нет? Взгляд на искусство через адвайту. С примерами из классической литературы.
Этот эквиритмический перевод, т.е. перевод с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, читается легко и действует мгновенно. В «Рибху Гите» содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов.
«Очерк по вершинной психологии». О странностях судьбы и особенностях характера Михаила Лермонтова. Дмитрий Степанов показывает, как жизнь Лермонтова была предопределена его воспитанием и взрослением. И дает ясные иллюстрации того, каким образом страхи и выверты характера Лермонтова проявляются в героях его произведений.
Лев Толстой и самореализация (просветление). Тема почти не исследованная. Глеб Давыдов изучил дневники Толстого последних лет его жизни. Из них ясно, что Толстой практиковал самоисследование - почти в той форме, в которой его дал миру в те же годы Рамана Махарши. Насколько же далеко продвинулся в этом писатель?