Запад – есть Запад, Восток – есть Восток, и вместе им не сойтись. Это знают все, но редко кто задумывается над тем, чем отличаются не западные цивилизации от западных. Китаист Андрей Девятов задался этим вопросом и нашел пять коренных отличий цивилизаций Запада от не западных цивилизаций. Это важно, поскольку надо как-то определиться, кто мы, жители России.



Максим Кантор о том, почему Сезанн, не обращая никакого внимания на бушевавшие вокруг общественные бури, всю жизнь писал гору Сен-Виктуар. «Было бы логично предположить, что этим изображением Сезанн хочет нечто сообщить зрителю. Все, что делал Сезанн, было основательно – данное высказывание обязано быть продуманным». Об упорстве, вере и сущности искусства.



Диалог кинокритика Игоря Манцова и культуролога Вадима Касаткина о фильме «Печки-лавочки» Василия Шукшина перерастает в фундаментальное исследование феномена Шукшина как в контексте мирового кинематографа, так и в контексте российской (советской и постсоветской) истории. Феномена, который многое объясняет и в нашей сегодняшней жизни.



Стенограмма беседы Анатолия Макарова с писателем Олегом Павловым, состоявшейся в эфире радио «Культура» в мае этого года. Речь в этом интервью идет о современной литературе и современном читателе, о том, как меняются Россия и русский народ. О русофобии, либерализме и фашизме…



Рассказ Георгия Сомова о двух прибалтийских снайпершах, зарабатывающих огромные деньги в Чечне, ненавидящих и русских (которые, разумеется, оккупанты), и чеченцев (которые, прежде чем убить русского пленного, вырезают и съедают его сырую печень). О необратимо изменившейся России, об умирающей русской деревне и странных обычаях и быте женщин-снайперов.



Отвечая на недавнюю статью Сергея Магомета о проблемах перевода, Сергей Казначеев говорит, что наряду с проблемой художественности встаёт проблема адекватности перевода, которая в свою очередь упирается в проблему восприятия. При этом процесс перевода вечен и всепроникающ. Ведь иллюстрации, инсценировки, аранжировки, экранизации и проч. – тоже своего рода переводы. И их разнообразие только обогащает.



Новая глава в исследовании Олега Давыдова о Карле Густаве Юнге. Юнг вступает в диалог со своей душой (анимой), которая сообщает ему волю богов. Юнг, однако, не спешит подчиняться этой воле. Сначала пытается договориться… Прежде чем дать согласие на инициацию (посвящение в шаманы), берет аниму под контроль и получает ее мана (силу), «обретая» Самость.



13 августа 1899 года родился Альфред Хичкок, король триллера и саспенса. Ему нравилось ставить в тупик — собеседника, актера, персонажа, зрителя. Предлагать почву и тут же выбивать ее из-под ног. Подкидывать интерпретацию и уже в следующий миг полностью ее разрушать. О фильмах, творческом пути и некоторых странностях биографии Хичкока рассказывает Максим Медведев.



Последние 10-15 лет мы наблюдаем завораживающий процесс соединения научного кинематографа с игровым, который происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне. Валерия Баева рассказывает о самых заметных картинах такого рода — «Микрокосмос», «Птицы» и «Океаны». «Анималисты – это люди, пытающиеся познать тот мир, в котором человек – всего лишь гость».



В рамках своего исследования, посвященного Сталину и историческим фальсификациям, связанным с его деяниями, Максим Кантор пересматривает причины, ход, а также значение Второй мировой войны. Гитлер и Сталин оказываются при таком взгляде всего лишь подвернувшимися под руку истории исполнителями ее воли. Ну и заодно автор отвечает на некоторые обвинения в адрес Сталина.



Сюр-спиритический сеанс от Марины Ахмедовой. Рождение тщеты из духа мохито. Колючки кактуса, которые якобы кладут на Кубе в мохито вместо мяты. Трип в глубину себя. «Я казалась себе касаткой, свободно плывущей по морю глубокого смысла, под лучами распятого солнца, а Тщета видела во мне черепаху с фрагментом молчания вместо панциря на спине».



Гитарист легендарной группы The Rolling Stones, недавно отметившей свое 50-летие, рассказывает о героиновых ломках, об истории создания песни Angie, о сексе, любви и женщинах, а также о феномене Groupies. Фрагменты книги «Жизнь и судьба». Вольный перевод Сергея Магомета.



Максим Кантор продолжает анализировать сущность авангарда в искусстве и его связь с тем, что творится в обществе. «Авангардное искусство по определению не может существовать автономно – это не автономное искусство. И это не революционное искусство. Это искусство ничего и никогда не хотело утверждать или строить. Как ничего не хочет строить демонстрация на Болотной».



Православная церковь отмечает Ильин день, названный так в честь древнего пророка Илии и приуроченный к дате, которую русский народ праздновал как Перунов день. В этот день грозный бог с особым азартом скачет по небу на своей колеснице и метет вниз молнии. А воздушный десант на земле предается буйству в фонтанах.



Мировая властная элита продуманно ведёт цивилизацию к следующему Этапу развития, утверждает Владимир Зулкарнеев. Текущий системный кризис был запланирован задолго до его внешнего проявления, и сейчас всё идёт строго по плану. К контролируемому обрушению существующей, но устаревшей системы и выстраиванию новой, на совершенно других принципах.



Просматривая фильм Романа Полански «Ребенок Розмари», Игорь Манцов находит возможность поговорить о происходящем сейчас с нашей страной и, в частности, с Православием. В частности, о случае с Pussy Riot. И о том, почему в церковь не ходят русские мужчины. «В России до сих пор не понимают, что потреблять безнаказанно нельзя. Что потреблять неосознанно чревато».